Автор: Головина Юлия Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа №253 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание финансовой грамотности на уроках математики
Раздел: полное образование
Воспитание финансовой грамотности на уроках математики
в средней школе.
Головина Юлия Олеговна, учитель
математики ГБОУ школа №253
Приморского района Санкт-Петербурга
Финансовая
грамотность –
понимание
основных
финансовых
понятий и использование этой информации для принятия разумных
решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие
решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых
инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели,
например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым.
Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый
стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это
может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие
сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она
должна быть. На родителях и педагогах лежит ответственность научить ребенка
быть финансово грамотным.
Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя
концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как
заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать,
что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с
эмоциями от выполнения крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
Как экономить деньги.
Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и
краткосрочные.
Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все
необходимые нужды.
Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над
своими деньгами.
О том, что он единственный в мире человек, который может принимать
решения о своих деньгах.
О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для
последующих нужд и покупок.
Как работают банки.
Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Можно
формировать
финансовую
грамотность
через
урочную
деятельность
на уроках математики.
Используя задания, нацеленные на
формирование адекватных представлений об управлении личными финансами
и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на
финансовом рынке.
Результаты экзаменов за 2017 год показывают, что многие выпускники не
имеют навыков планирования своих расходов и не справляются с простейшими
видами финансовых задач (например, с задачей «Практический расчет, оценка
и прикидка» справились 90,6 % выпускников 2017-го года, а с задачей «Работа
с таблицами. Расчеты в повседневной жизни» справились только 66,5 %
выпускников)
Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности
выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего
поколения. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в
курсе которой целесообразно поэтапно формировать финансовую грамотность
или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.
Первичные представления о финансах формируются у детей уже в
дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают формироваться
осознанные экономические представления: как выбрать тариф сотового
оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому учителям математики,
работающим в 5-11 классах, необходимо начинать формировать финансовую
грамотность учащихся с пятого класса как на уроках, так и кружках.
Можно использовать следующую систему обучения финансовым задачам в
рамках школьного курса математики:
5 – 6 классы. Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе основными
видами задач являются: нахождение процента от числа; нахождение числа по
данному проценту; нахождение процентного отношения чисел; увеличение
(уменьшение) числа на заданный процент.
7 классы. Решение практико-ориентированных финансовых задач. На данном
этапе
школьники
решают
задачи
с
финансовой
составляющей,
учатся
планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных
видов вложения денег и т.д.
8 класс. Задачи на двухгодичные депозитные вклады с изменяющимся годовым
процентом, формула банковского кредита с погашением двумя платежами с
использованием квадратных корней и квадратных уравнений.
9 класс. Задачи о банковских вкладах, оплате труда, стоимости товара, цене
товара на оптовом складе, бюджете семьи. Расчет возрастания вклада (сложные
проценты) по формуле n-го члена геометрической прогрессии. Расчеты по
некоторым видам кредитов и депозитов, сводящихся к формулам сумм
арифметической и геометрической прогрессий.
10-11 классы. Решение финансовых задач с помощью показательной и
логарифмической функций. Формулы банковского кредита и депозита. Расчет
минимальных сроков кредита, удовлетворяющих тем или иным условиям.
Для закрепления необходимо проводить на каждой ступени обобщающие
классные часы о финансовой грамотности, на которых обсудить пройденный
материал и закрепить полученные знания.
В средней школе ученикам необходимо получать уже знания основных
математических приемов расчетов финансовых показателей. Например, тема
«Проценты» может быть использована при изучении планирования личных
сбережений и инвестиций. Также в средней школе учащихся можно
познакомить с процентной ставкой банка, формулами простого и сложного
процентов, научить рассчитывать временную стоимость денег с учетом
инфляции и т.д.
Применение контекстных задач является эффективным способом
формирования финансовой грамотности. Учитель создает на уроке реальную
или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику
действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт.
Так в качестве примера приведем сюжет контекстной задачи, которую можно
использовать на уроке математики в 7 классе при изучении темы
«Математические модели реальных ситуаций».
Задача. У фермера есть два поля, каждое площадью 10 гектаров. На каждом
поле можно выращивать картофель и свёклу, поля можно делить между этими
культурами в любой пропорции. Урожайность картофеля на первом поле
составляет 500 ц/га, а на втором – 300 ц/га. Урожайность свёклы на первом
поле составляет 300 ц/га, а на втором – 500 ц/га. Фермер может продавать
картофель по цене 5 000 руб. за центнер, а свёклу – по цене 8000 руб. за
центнер. Какой наибольший доход может получить фермер?
К сожалению, финансовых задач недостаточно в учебниках, но большой
блок таких задач представлен в сборниках заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике,
задачи из которых необходимо систематически рассматривать на уроках
начиная с 5 класса.
Задачи,
с
элементами
финансовой
математики,
выразительно
демонстрируют
практическую
ценность
математики
и
позволяют
активизировать учебную деятельность .
Обучение с детских или юношеских лет финансовой грамотности,
конечно, позволит молодым людям в дальнейшем легче адаптироваться к
постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя в самостоятельную
взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и сколько
откладывать денег, как планировать будущее, сколько должно быть источников
дохода и так далее. Эти бесценные знания действительно могут сделать жизнь
человека гораздо проще.