Автор: Кондратьева Елена Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им. Б.А.Прозорова г. Никольска Пензенской области
Населённый пункт: г. Никольск Пензенской области
Наименование материала: доклад
Тема: Личностно-ориентированный подход, как важное условие эффективности процесса обучения
Раздел: полное образование
ДОКЛАД по теме
«Личностно-ориентированный
подход как важное условие эффективности процесса
обучения»
Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. С
развитием общества и государства, повышением уровня культуры населения, школа
становится первым звеном непрерывного образования, обеспечивающим успешность
дальнейшего обучения.
Суть личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы идти не от
учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для
этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств
личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса,
учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время различают несколько функции личностно-ориентированного
образования:
гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека.
культуросозидательная (культурообразующая), направлена на сохранение,
передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
социализации предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом
социального опыта
Обучение с личностно-ориентированным подходом предоставляет каждому ученику,
опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и
субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности,
поведении; Не нужно забывать о развитии и саморазвитии личности ученика, исходя из
выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной
деятельности; Данный подход учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений,
навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества,
характер проявлений), а так же подразумевает подбор средств, методов их организации
так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и
форме. Кроме того, он предполагает образованность как совокупность знаний, умений,
индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления
духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью
современного образования.
Главная задача учителя поставить ученика в позицию активного субъекта учебной
деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и
самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения,
совершенствовал умения и навыки. Для учителя в учебно-воспитательном процессе
важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию,
умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Существует несколько моделей личностно-ориентированного обучения
разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности
программного материала, доступного ученику;
дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней
(точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу
образовательного учреждения;
индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам:
успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к
уникальности, несхожести, неповторимости.
Учителю очень важно помнить принципы личностно-ориентированного подхода:
Принцип самоактуализации
Принцип индивидуальности
Принцип субъективности
Принцип выбора
Принцип творчества и успеха
Принцип доверия и поддержки
Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода является
признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных
условий для его развития. Личностно-ориентированное обучение в современной
системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.
Так что же должен делать учитель на уроке с личностно-ориентированной
направленностью? Деятельность учителя многогранна, а именно:
Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в
ходе урока.
Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной
(воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму
материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Использование проблемных творческих заданий.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному
использованию различных способов выполнения заданий.
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но
и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в
чём.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали»
(чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что
бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду
параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно
разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при
выполнении домашнего задания.