Напоминание

Личностно-ориентированный подход, как важное условие эффективности процесса обучения


Автор: Кондратьева Елена Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им. Б.А.Прозорова г. Никольска Пензенской области
Населённый пункт: г. Никольск Пензенской области
Наименование материала: доклад
Тема: Личностно-ориентированный подход, как важное условие эффективности процесса обучения
Раздел: полное образование





Назад




ДОКЛАД по теме

«Личностно-ориентированный

подход как важное условие эффективности процесса

обучения»

Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. С

развитием общества и государства, повышением уровня культуры населения, школа

становится первым звеном непрерывного образования, обеспечивающим успешность

дальнейшего обучения.

Суть личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы идти не от

учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для

этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств

личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса,

учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время различают несколько функции личностно-ориентированного

образования:

гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека.

культуросозидательная (культурообразующая), направлена на сохранение,

передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.

социализации предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом

социального опыта

Обучение с личностно-ориентированным подходом предоставляет каждому ученику,

опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и

субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности,

поведении; Не нужно забывать о развитии и саморазвитии личности ученика, исходя из

выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной

деятельности; Данный подход учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений,

навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества,

характер проявлений), а так же подразумевает подбор средств, методов их организации

так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и

форме. Кроме того, он предполагает образованность как совокупность знаний, умений,

индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления

духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью

современного образования.

Главная задача учителя поставить ученика в позицию активного субъекта учебной

деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и

самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения,

совершенствовал умения и навыки. Для учителя в учебно-воспитательном процессе

важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию,

умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Существует несколько моделей личностно-ориентированного обучения

разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности

программного материала, доступного ученику;

дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней

(точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу

образовательного учреждения;

индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам:

успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к

уникальности, несхожести, неповторимости.

Учителю очень важно помнить принципы личностно-ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации

Принцип индивидуальности

Принцип субъективности

Принцип выбора

Принцип творчества и успеха

Принцип доверия и поддержки

Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода является

признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных

условий для его развития. Личностно-ориентированное обучение в современной

системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.

Так что же должен делать учитель на уроке с личностно-ориентированной

направленностью? Деятельность учителя многогранна, а именно:

Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в

ходе урока.

Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной

(воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).

Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму

материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Использование проблемных творческих заданий.

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному

использованию различных способов выполнения заданий.

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но

и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в

чём.

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали»

(чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что

бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду

параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно

разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при

выполнении домашнего задания.



В раздел образования