Напоминание

Воспитание патриотизма в школе


Автор: Коростелева Светлана Леонидовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 217 имени Н.А. Алексеева
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотизма в школе
Раздел: полное образование





Назад




Статья «Воспитание патриотизма в школе»

Учитель истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 217 имени Н.А.Алексеева

г.Санкт-Петербург

Сегодня мы переживаем не самый лёгкий период в нашей истории.

С изменением политического курса начались глобальные изменения во всех

сферах жизни государства и общества. Реформы коснулись и системы

образования. Были разработаны государственные стандарты, многие школы

стали «пилотными площадками», первопроходцами по введению ФГОС.

Какие бы изменения не проходили в стране, вопрос о патриотизме остается

актуальным. Почему?

Наверное, потому что порой нас окружает антипатриотическая среда, а

демократические средства массовой информации откровенно "работают" на

антипатриотизм.

К сожалению, однажды услышала мнение родителя, утверждавшего, что

история в школе не нужна, что этот предмет вообще надо убрать из учебного

плана. Главный вывод заключался в следующем: сейчас надо воспитывать людей,

умеющих зарабатывать деньги и развивать производство в стране. А история, со

всеми её датами, войнами, событиями не нужна никому. Примеры такого

помрачения встречаются, но самое страшное, что так думает не один человек.

Чем опасна такая точка зрения? А тем, что она связана с уничтожением

духовного начала в человеке.

Патриотизм - это не "привычка". Это прежде всего то главное и сокровенное,

что связывает человека с историей его страны, что заставляет его с любовью

относиться к Родине.

Нельзя забывать еще одну истину: всякий патриотизм национален. Есть нации,

которые объединяют патриотические усилия многих народов. Положим, русский

народ во время Великой Отечественной войны объединил патриотические усилия

народов России. Воевали все. Объединяющей же силой был русский народ. И

Сталин совершенно справедливо, ничуть не преувеличив его роль, сказал правду

о ведущей роли русского народа. Эту правду сейчас пытаются замолчать, пытаясь

переписать историю, приукрасить, забыть о великом подвиге многих солдат.

Это очень серьезно, ибо унижается народ, создавший нашу Родину. Каждый

вправе называться у нас не просто россиянином, но иметь имя народа, к

которому принадлежали его деды и прадеды, называться тем, кто я есть -

русским человеком.

Важно помнить, что патриотизм воспитывается в семье. Трудность здесь в

том, что во многих нынешних семьях утрачено ощущение патриотизма.

К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать

духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему.

Точно так нельзя заставить верить; нельзя просто привести в храм и сказать: вот

тебе вера, верь.

Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание

своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству.

Поэтому именно предмет «История» становится опорным в системе школьного

образования, т.к. призван играть «исключительную роль в формировании

российской гражданской идентичности и патриотизма».

Усиливается воспитательный потенциал общественно-научных дисциплин,

изменяется содержательное наполнение курсов истории России, прежде всего-

за счёт расширения историографического, культурологического, регионально-

исторического аспектов изучения предмета и внеурочной деятельности.

В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом

пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации,

формируется представление о многообразии окружающего мира и о

месте России в нём.

Научной основой содержания школьного исторического образования является

Историко-культурный стандарт, который входит в Концепцию нового учебно-

методического комплекса по отечественной истории и может быть применим как

к базовому, так и к профильному уровню изучения истории в старшей школе.

Чтобы выполнить поставленную цель, необходимо сформировать у учащихся

ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гордости

военными победами предков, осознания подвига народа, как примера высокой

гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.

Важно воспитывать у молодого поколения чувство гордости за свою страну,

формирование понимания прошлого России как неотъемлемой части мирового

исторического процесса. Развивать способности учащихся анализировать

информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь

принципом историзма.



В раздел образования