Напоминание

Забытые имена. Дневник Е.К Грачевой


Автор: Кутковская Инна Александровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г.Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: Забытые имена. Дневник Е.К Грачевой
Раздел: полное образование





Назад




Забытые имена

«36 ЛЕТ СРЕДИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Дневник Е. К. Грачевой

Вечер… Я сижу за письменным столом, на нем лежит дневник

Е.К.Грачевой, которая 36 лет прожила среди больных, страдающих детей, и

видела не только их боль, но и боль их родных, Но, несмотря на все

трудности, много хороших минут пережила Екатерина Грачева со «своими

детками». Свой дневник она вела в продолжение многих лет. Для чего? Мне

кажется, что только для того, чтобы люди поняли: каждый ребенок, даже

очень больной (порой кажется, что он безнадежен) уникален и имеет право

быть любимым.

Этот дневник – неоценимый опыт для настоящего и

будущего. Пролистывая его, приоткрывая страницу в прошлое, я вижу себя

среди этих детей и пишу о них, не сдерживая слез.

«8 октября. День начала моей жизни. Что ждет меня? Радость или горе?

Работы я не боюсь, но справлюсь ли я? Ах, зачем девушек не учат уходу за

детьми?»,- так начинается дневник, в котором много лет бескорыстного

подвижнического труда Екатерины Константиновны, сумевшей, не имея

специального образования, создать эффективную методику воспитания и

развития детей с ограниченным интеллектом и расстроенной психикой,

труда, который, к сожалению, практически предан забвению.

Обратимся к дневнику

15 октября: «Около 2-х часов принесли Шуру – что за несчастное существо!

Руки переломаны, ножки сведены, слепая, глухая, немая…Пока няня

приготовляла ванну, я хотела Шуру напоить молоком, но молоко выливалось

изо рта…Когда Шуру купали, она жалобно стонала, но когда ее уложили в

теплую постельку, покрыли ватным одеялом и белым пикейным, дали рожок

с теплым молоком, она скоро уснула…»

Через неделю: «Шура меньше стонет, все болячки от грязи отвалились. Шуру

няня приучает пить молоко с ложечки, но эта премудрость ей не дается:

молоко изо рта выливается... Шура кричит, вернее стонет, когда ей меняют

белье. Мне советуют ночью ее не трогать, с этим я, конечно, не могу

согласиться».

Следующей воспитанницей приюта стала Таня, рожденная от

родителей – алкоголиков. Е. Грачева увидела запуганную девочку, которая

спряталась от нее под столом. В 9 лет ее толкнула пьяная мать, девочка

разбила голову о чугун и через год стала «совсем глупая».

Так описывается появление этой девочки в приюте: «Она так кричала,

что мы вышли на лестницу встречать «дорогую гостью». Как трудно было ее

стричь и мыть, два раза из ванной выскочила. На новое платье внимания не

обратила.

Суп

пролила.

Макароны

с

сахаром

понравились,

сразу

успокоилась. Куклу бросила. Держит в руках сладкую булку, смотрит на нее

и улыбается». И кажется, что ребенок с таким нарушением интеллекта и

педагогической запущенностью никогда не изменится. И вот в дневнике:

«Наша Таня становится барышней». А между этими короткими записями

колоссальный труд, невиданное терпение и любовь.

24 ноября. «Иня - ей 5 лет. Какая она миленькая, но несчастная, сидеть не

может, ножки сведены, постоянные подергивания рук и ног, личико

прехорошенькое - точно восковая кукла, беленькая, большие голубые глаза,

волосы светлые, мягкие. Какая она запуганная… Мать взяла Иню. Опять

будет нищенствовать с нею…»

21 декабря. «Великая радость! Иню вернули. На похоронах генерала М. Иня

узнала М. П. Г. и закричала: «балиня возьми меня приют». Мать задержали,

Иню городовой ко мне принес. Бедная девочка похудела и побледнела. Какая

она была грязная и голодная! Тотчас согрели воду, выкупали, накормили и

уложили. Она все гладила подушку и говорила: «моя потелька, моя

подучецка», и скоро заснула. Во сне улыбалась. «идиотов не лечат», но Иню

необходимо лечить».

30 ноября. «Семья моя увеличилась. Привезли новую девочку Катю.

Как дико озирается она по сторонам (она глухонемая), от еды отказалась,

встала в угол, от всех отвернулась, но когда мы ушли, быстро съела все, что

на табуретке около нее положили».

«Таня обрадовалась, сидит около кроватки Ини. А Катя? Увы, совсем

равнодушна. Много надо будет над ней поработать, чтобы лед растаял на ее

озлобленном сердце».

28 декабря. «Большая елка. Таня и Катя интересовались только

сладким. Иня мило улыбалась и качала большую куклу, которую к ней

привязали. А Шура? Моя бедная Шура! ничем нельзя ее порадовать. Как

всегда она жалобно стонала...».

«Дуня 6 лет слепая. Дуня быстро освоилась, принялась за игрушки, как мило

она их ощупывает, много болтает. Но Наташа 10 лет - стесняется. Она легла

спать на полу: «я с кровати упаду и ушибусь». Несчастная девочка! Как она

спокойно говорит о своей болезни».

3декабря 1894 года состоялось торжественное открытие и освящение приюта.

На его воротах была помещена надпись: «Приют основан архимандритом

Игнатием для детей-идиотов и эпилептиков».

1 января 1895года: «Все сегодня говорят: “С новым годом, с новым

счастьем”, я так счастлива, что иного счастья мне не надо: детки мои, милые

детки около меня. А сколько их будет в будущем году – 7 или 10. Больше не

надо: тогда это будет приют, а не родная семья, да и не справлюсь я с

большим числом детей».

Если в самом начале в приюте Е. Грачевой были всего две

воспитанницы, то к началу 1896 года с ней жили уже пять девочек. В феврале

1896 года, узнав, что на Песках (район Петербурга) девочку по имени Мотя

держат под столом на привязи, Грачева поспешила туда. Под столом на

четвереньках стояла девочка и скалила зубы. «Нельзя ее трогать, она

кусается», - предупредили гостью. Она попросила показать девочку, но ее

нельзя даже было вытащить из под стола: веревка была коротка, узел затянут

намертво, а разрезать мать отказалась: «Убежит, ищи потом».

Родители Моти привезли ее к Грачевой, мать просила не бить ее много, а

отец, наоборот, говорил, что без розги ничего не сделаешь, слов она не

понимает. Когда ее стали мыть, девочка кричала, сопротивлялась, кусалась,

трое взрослых едва с нею справились, - очевидно, мытье ей было совсем

незнакомо. На стуле сидеть она не умела, ела, лежа на полу, без ложки, как

животные. Уложить ее на постель оказалось невозможным - даже с матраца,

положенного на пол, она сползла, свернулась клубочком и так уснула.

Екатерина Константиновна приступила к невероятно сложному процессу

воспитания этой девочки.

Летом в соседнюю квартиру забрался мальчишка, стащил котлету и хлеб. Его

поймали. Поведение его было странным, на вопросы он не отвечал, прыгал,

хохотал. «Да он из ваших, берите его», - решили присутствующие. Так у

Грачевой появился первый мальчик.

В начале осени того же 1896 года приют переехал из двух комнат в большую

квартиру, появилась возможность разделить воспитанников по степени

тяжести заболевания.

«Занятия тогда пойдут более правильно», - надеялась Грачева. Ее

беспокоило, что она мало знает, но никто ей ничего не мог посоветовать,

никакие методики не подходили к ее детям.

23февраля: «Я считаю необходимым

каждый день хоть одну девочку

брать на улицу, на прогулку.Это им доставляет удовольствие,а главное развив

ает».

2 марта: «Надо было бы с Наташей начать заниматься. А можно ли чему-

нибудь Таню учить? Что делать с глухонемой Катей? Как она наблюдательна.

Как хорошо она понимает мимику и жесты. Хотелось бы мне поехать в

училище глухонемых, узнать, как и чему там учат. Но пустят ли?»

6марта: «Купила книги, тетради,

карандаши. Завтра начну правильные

занятия – дети рады».

1 августа:

«Приступлено к ремонту большой квартиры. Как хорошо,

просторно будет детям. А главное можно будет отделить полных идиотов и

припадочных. Занятия тогда пойдут более правильно. Ах, занятия! Как они

меня беспокоят. Так много хотелось бы дать детям, но познания мои так малы.

Даже городские учительницы – опытные люди по преподаванию – ничего

посоветовать не могут. Никакая методика не подходит к моим деткам – все

слишком трудно! Игрушки быстро ломаются. Игры – дороги и мало их

интересуют».

5 сентября: «Ездила в Эммануиловский приют, хотела посоветоваться о

воспитании детей. Только день даром потеряла. Сказали: «Надо наказывать».

Нет, никогда я не соглашусь с этим. Как можно наказывать больного ребенка?

Неужели еще наказаниями я их буду мучить? Нет, никогда! Пусть хоть

детство у них будет радостное. Светлым воспоминанием останется оно для –

кого придется переводить в больницу для душевнобольных, где они до смерти

будут лишены свободы».

Несмотря

ни на какие трудности Екатерина

Константиновна упорно

продолжала разрабатывать методику обучения больных детей. 1 июля 1897 г.

она делает следующую запись в дневнике: «У меня будет помощница -

опытная . Я буду более свободна и начну подготовляться к зимним занятиям».

3 июля: «Опять ездила с детьми кататься. Сколько радости. Мне говорят,

что я напрасно деньги трачу. Ездят люди в театр, покупают дорогие наряды,

почему же я не могу себе доставить удовольствие? Радость детей – моя

радость».

«Ежедневная

игра в большой мяч оказалась

очень полезна: дети,

не

умевшие ничего в руках держать, теперь меньше посуды бьют и обливаются.

Как хотелось бы мне гимнастику тоже правильно поставить. Говорят, что у

меня слишком много затей: дети сыты, живут в чистоте и тепле, не обижены,

чего же больше? Разве это все, что нужно человеку? Но что и как? Увы! Я не

знаю и некому меня научить! Для слепых и глухонемых есть учреждения, а

несчастные идиоты и припадочные забыты…».

«Конечно, Шуру ничему не выучишь потому, что она слепая, глухая, немая.

Но Наташу, Веру и Иню обидно не учить, но как? Все книги слишком трудны

для них. А как дети знают часы занятий после утреннего чая. Миша тащит

большой мяч и дергает меня за платье, пока я не встану перед ним».

5 августа:

«Занятия идут хорошо: от 9 до 12 читаю, пишу и считаю со старшими,

с каждой воспитанницей отдельно. Все занимаются очень охотно. Недавно

зашла городская учительница М.А.Л. Она была очень удивлена: ”Да у вас

настоящий класс, только маленький и особенный” (всего 10 человек).

Каждый делает свое дело. Вместе учиться они не могут, потому что все

разные по развитию и успехам».

25 ноября: «Вчера многие приехали меня поздравить (мои именины).

Детям было то же угощение, что и для гостей. Говорят, что я их слишком

балую. Но ведь пока это не приют, а моя семья».

В мае 1898г. Екатерина Константиновна

пригласила в приют двух городских

учительниц и членов Общества

помощи бедным и больным детям

и устроила своим воспитанникам

экзамен. Все присутствующие были

поражены,

никто не верил

в

возможность обучения таких детей. После экзамена одна из учительниц

высказала мысль о необходимости организации школы для умственно

отсталых и припадочных детей.

В августе 1898 года первая в России школа для умственно отсталых детей

была открыта. Приют был переименован и стал называться «Приют во имя

Царицы Небесной».

Школа имела 1, 2 и 3 классы. Уже в 1899 году работы воспитанников

Грачёвой на ремесленной выставке в Петербурге были отмечены почётными

грамотами.

За

девять последующих лет через

три класса школы Е.К. Грачёвой

прошли 134 ребёнка в возрасте от 9 до 12 лет. Школа обрела известность.

В 1900 году при активном участии Екатерины Константиновны было

основано благотворительное общество «Братство во имя Царицы Небесной»,

которое возглавила графиня Ольга Дмитриевна Апраксина, с целью

основания в России приютов для идиотов, эпилептиков и тех калек, которых

не принимают в другие учреждения.

В октябре 1900 года Екатерина Константиновна открыла курсы сестёр-

нянь, которые должны были работать с детьми-идиотами и эпилептиками.

Тогда же Екатерина Константиновна выпустила первое в России руководство

по работе с глубоко отсталыми детьми и эпилептиками «Беседы с сестрами-

нянями

о

воспитании

и

развитии

детей-идиотов

и

эпилептиков».

В 1901 году на Белозерской по соседству со старым приютом началось

строительство нового каменного четырёхэтажного здания. 15 сентября 1902

г. Грачёва записала

в дневнике: «Освящение нового

дома. Вспомнила я

слова московского доктора М…Он рассказал мне много интересного о

заграничных учреждениях, а на прощанье сказал: “Много видал я различных

учреждений, некоторые роскошно обставлены, с мраморными ваннами,

массой пособий, но нигде не видал я таких веселых детей, как у вас”. Это

лучшая похвала, которую я слышала за время моей работы. Отныне я ставлю

мерилом моей работы – НАСТРОЕНИЕ ДЕТЕЙ. Все, что можно было, шили

дети. Они получили ту же плату, что в «Доме трудолюбия». Это имело

громадное нравственное влияние, доказало им, что и они могут быть полезны

даже своей семье (Наташа заплатила 3 руб. за угол больной матери). “Теперь

мы настоящие люди!” – сказал Сережа, когда принес своей матери 15 коп.,

свой первый заработок…».

31 декабря: «Опять году конец!

Как быстро время летит! Этот

год был

очень хороший. Принято 35 новых».

В 1903 году Грачёва добивается открытия при приюте на амбулатории,

которая исполняла функции диагностического центра.

Амбулатория также оказывала бесплатную медицинскую помощь «нервно

больным детям» . Это был центр медицинского, психологического и

педагогического

изучения

детей

с

отклонениями

в

развитии.

Е. К. Грачева принимала в свой приют еще более сложных больных, даже

тех, кто не умел самостоятельно пить и есть. Впервые в нашей стране она

взялась воспитывать слепоглухонемую девочку, разработав особую методику

психологопедагогической работы с таким ребенком. Осознавая глубину

страдания депривированных умственно отсталых детей, Грачева ощущала в

себе призвание помогать этим несчастным. Она писала: «Я так счастлива, что

иного счастья мне не надо: детки мои, милые детки около меня». Спасенные

жили у нее как в семье, она старательно избегала атмосферы казенного

приюта. Полностью исключив применение всяких насильственных мер к

больным детям, Екатерина Константиновна вместе с воспитательницами -

единомышленницами ласковым, гуманным отношением к своим подопечным

добилась

выдающихся

результатов

в

педагогической

и

психотерапевтической деятельности.

1906год. На международной выставке «Детский мир» экспонировались

работы воспитанников приюта Е. К. Грачевой, которые были отмечены

высшей наградой–почетным дипломом. Е. К. Грачевой была присуждена

Золотая медаль (прим. ред.).

1908 год

Школе исполнилось 10 лет. Был детский спектакль. Издана брошюра-отчет.

Клава,

сильная

заика—ученица

М.

В.

Адеркас,

прекрасно

сказала

стихотворение, чем многих заинтересовала.

Порой Екатерина Константиновна нанимала коляску и ехала с детьми

кататься. Каждый ребенок по-своему выражал радость. Все обращали на них

внимание, но Грачева надеялась, что обилие новых впечатлений благотворно

скажется на состоянии детей: «Надо разбудить их спящий мозг».

В 1922 году была основана группа для девочек умственно-морально

дефективных.

Она

была

совершенно

изолирована.

Воспитательниц

инструктировал Н. А. Окунев. Ругань, пенье плохих песен, причинение обид

слабым, неподчинение никаким правилам усиливались. Пробовали вводить

самоуправление. Иногда обсуждали шалости, проступки. Я больше любила

задушевную беседу у меня в комнате.

И последняя запись. (начало 30-х годов).

«Немного деток у меня поправилось! Думаю, что выздоровевших у

меня совсем не должно было быть. Это те, которые неправильно попали ко

мне. «Мои детки» – глубокой умственной отсталости, все неизлечимо

больные. Прочитав эти печальные строки, многие вероятно подумают:

«какой напрасный, бесплодный труд». Мне не раз приходилось слышать, что

«эти дети-бремя для государства, их надо уничтожать, беспробудно

усыплять». Однако обязанность наша ухаживающих за ними - облегчать

страдания одних, других сделать насколько возможно трудоспособными».



В раздел образования