Напоминание

К вопросу о политических идеологиях


Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа-гимназия №1"
Населённый пункт: город Краснокамск Пермского края
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о политических идеологиях
Раздел: полное образование





Назад




К вопросу о политических идеологиях

Винецкий Р.В., учитель истории

МАОУ «Школа-гимназия № 1»

г.Краснокамска

Проблема определения содержания политических идеологий крайне

важна и актуальна. К сожалению, в современной действительности все чаще

наблюдается явление, когда в содержании идеологий не разбираются люди с

высшим образованием. Особенно опасно, когда присутствует путаница в

этом вопросе у учителей – обществоведов и даже иногда у вузовских

преподавателей. Опасность заключается в том, что формируется большая

прослойка людей, плохо понимающих смыслы и направления общественного

развития, а также своего места в этом процессе. Конфликты интересов у

различных социальных групп – явление нормальное и понятное, а значит

имеющее возможности решения. Если же люди не могут определить

интересы сторон (включая собственные интересы), то это не конфликт

интересов, а конфликт непонимания, а значит и возможности его решения

резко сокращаются, при этом ход конфликта становится хаотичным, а его

результат – непредсказуемым. Кроме того, людьми, плохо разбирающихся в

содержании политических идеологий намного легче манипулировать и

втягивать их в различные, в том числе и сомнительные, а в ряде случаев и

крайне опасные политические действия. Отсюда – данная попытка еще раз

объяснить содержание политических идеологий в максимально простой и

доступной форме.

Формирование

политических

идеологий

связано

с

европейской

модернизацией,

при

которой

происходил

переход

от

традиционного

общества к индустриальному (от феодализма к капитализму). Зарождение и

становление промышленной цивилизации – заслуга новой общественной

силы – буржуазии. Буржуазия как класс, как социальная инновация борется

со старым порядком. Отсюда – идеи Просвещения, отсюда – идеология

либерализма, главная ценность которого – свобода. Либерализм рождается,

как обоснование порядка свободной деятельности (в экономике – свобода

предпринимательства

и конкуренции).

У либерализма немало отцов-

основателей, но автором концепции прав человека принято считать Джона

Локка, который сформулировал главные и естественные права человека на

жизнь, свободу и собственность. Приоритет прав личности стал основной

идеей философов Просвещения и ведущим мотивом буржуазных революций

(особенно, Великой французской революции и американской войны за

независимость).

Радикальность событий французской революции (от конфискации

помещичьей собственности до политической, а нередко и физической

ликвидации дворянства, размах революционного террора и, в итоге, полного

уничтожения феодализма) привела к ответной реакции – формированию

идеологии консерватизма. Консерватизм (от де Местра) выступал против

идей французской революции, за сохранение и защиту ценностей старого

общества – абсолютизма, религии и института церкви, сословности и

сохранения положения дворянства. Отсюда и склонность к использованию

таких понятий, как долг, честь, ответственность, отечество, семья и вера.

Позднее, в ходе эволюции консерватизма, в его содержании все более явно

прослеживаются

два

направления:

традиционализм,

отрицающий

все

инновации Нового времени и либеральный консерватизм, в принципе

готовый согласиться с некоторыми из них. Так, в частности, либеральные

консерваторы не против ограниченной монархии, а иногда даже и

республики, могут признавать сословное равенство и т.д., при этом ценности

семьи, религии и традиций неоспоримы.

Представители различных социальных групп, ничего не получившие от

революций и продолжающие страдать в новой эпохе формируют свой

протест – анархизм. Анархизм представляет собой смесь самых разных

направлений

анархо-

индивидуализм,

анархо-синдикализм,

анархо-

коммунизм и др. Главные идеологи – Прудон, Штирнер, Бакунин,

Кропоткин. Несмотря на пестроту взглядов и степень радикализма (от

мирного просветительства до терроризма) всех анархистов объединяет

антигосударственность, так как государство, по их мнению, лишает людей

свободы и препятствует развитию общества.

Идеологией, которая, в отличие от предыдущих, явилась не просто

отрицанием новых реалий, а новым проектом общественных изменений

становится социализм. Провозглашение Жан Жаком Руссо прав человек на

жизнь, свободу и равенство привело к формированию главных ценностей

социализма, которыми стали справедливость, социальное равенство и

приоритет общественной собственности. Марксизм стал апогеем становления

социалистической идеологии, четко определявшей себя, как идеология

рабочего класса, с помощью которой рабочий класс должен совершить

революцию,

свергнуть

власть

буржуазии,

ликвидировать

частную

собственность и, следовательно, эксплуатацию и построить справедливое

общество

на

основе

общественной

собственности.

Данное

общество

(социализм) постепенно эволюционирует в коммунизм. В начале 20 века

социализм распадается на два направления – умеренное (социал-демократия)

и

радикальное

(коммунизм).

Социал-демократы

выступают,

как

реформаторы (перехватив инициативу социальных реформ из рук либералов)

и

ориентируются

на

защиту

прав

трудящихся,

на

улучшение

их

материального

положения,

на

национализацию

отдельных

отраслей

экономики, на доступность образования и здравоохранения. Коммунисты

выступают за пролетарскую революцию и построение социалистического

общества при полном обобществлении средств производства вплоть до

перехода к коммунизму.

Ответной реакцией на рост влияния коммунистической идеологии

стало формирование идеологии фашизма (крайнее проявление – национал-

социализм). Фашизм проповедует расовую исключительность и господство

высшей расы, а также вмешательство государства в частную жизнь граждан.

Кроме того, сама идеология максимально милитаризирована. Фашизм, как и

коммунизм,

является

проектом

будущего,

но

если

коммунизм

леворадикальный проект, то фашизм проект праворадикальный.

Таким образом, общая картина политических идеологий и заявляемых

ими главных ценностей(слева направо) выглядит так.

Анархизм – антигосударственность.

Коммунизм – построение социализма (а затем и коммунизма). Революция,

общественная собственность и социальное равенство.

Социал-демократия – социальная справедливость, защита прав и интересов

людей труда.

Либерализм – приоритет прав и свободы человека.

Консерватизм – традиции, семья, религия.

Фашизм – расовая исключительность и вмешательство государства в

частную жизнь граждан.



В раздел образования