Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа-гимназия №1"
Населённый пункт: город Краснокамск Пермского края
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о политических идеологиях
Раздел: полное образование
К вопросу о политических идеологиях
Винецкий Р.В., учитель истории
МАОУ «Школа-гимназия № 1»
г.Краснокамска
Проблема определения содержания политических идеологий крайне
важна и актуальна. К сожалению, в современной действительности все чаще
наблюдается явление, когда в содержании идеологий не разбираются люди с
высшим образованием. Особенно опасно, когда присутствует путаница в
этом вопросе у учителей – обществоведов и даже иногда у вузовских
преподавателей. Опасность заключается в том, что формируется большая
прослойка людей, плохо понимающих смыслы и направления общественного
развития, а также своего места в этом процессе. Конфликты интересов у
различных социальных групп – явление нормальное и понятное, а значит
имеющее возможности решения. Если же люди не могут определить
интересы сторон (включая собственные интересы), то это не конфликт
интересов, а конфликт непонимания, а значит и возможности его решения
резко сокращаются, при этом ход конфликта становится хаотичным, а его
результат – непредсказуемым. Кроме того, людьми, плохо разбирающихся в
содержании политических идеологий намного легче манипулировать и
втягивать их в различные, в том числе и сомнительные, а в ряде случаев и
крайне опасные политические действия. Отсюда – данная попытка еще раз
объяснить содержание политических идеологий в максимально простой и
доступной форме.
Формирование
политических
идеологий
связано
с
европейской
модернизацией,
при
которой
происходил
переход
от
традиционного
общества к индустриальному (от феодализма к капитализму). Зарождение и
становление промышленной цивилизации – заслуга новой общественной
силы – буржуазии. Буржуазия как класс, как социальная инновация борется
со старым порядком. Отсюда – идеи Просвещения, отсюда – идеология
либерализма, главная ценность которого – свобода. Либерализм рождается,
как обоснование порядка свободной деятельности (в экономике – свобода
предпринимательства
и конкуренции).
У либерализма немало отцов-
основателей, но автором концепции прав человека принято считать Джона
Локка, который сформулировал главные и естественные права человека на
жизнь, свободу и собственность. Приоритет прав личности стал основной
идеей философов Просвещения и ведущим мотивом буржуазных революций
(особенно, Великой французской революции и американской войны за
независимость).
Радикальность событий французской революции (от конфискации
помещичьей собственности до политической, а нередко и физической
ликвидации дворянства, размах революционного террора и, в итоге, полного
уничтожения феодализма) привела к ответной реакции – формированию
идеологии консерватизма. Консерватизм (от де Местра) выступал против
идей французской революции, за сохранение и защиту ценностей старого
общества – абсолютизма, религии и института церкви, сословности и
сохранения положения дворянства. Отсюда и склонность к использованию
таких понятий, как долг, честь, ответственность, отечество, семья и вера.
Позднее, в ходе эволюции консерватизма, в его содержании все более явно
прослеживаются
два
направления:
традиционализм,
отрицающий
все
инновации Нового времени и либеральный консерватизм, в принципе
готовый согласиться с некоторыми из них. Так, в частности, либеральные
консерваторы не против ограниченной монархии, а иногда даже и
республики, могут признавать сословное равенство и т.д., при этом ценности
семьи, религии и традиций неоспоримы.
Представители различных социальных групп, ничего не получившие от
революций и продолжающие страдать в новой эпохе формируют свой
протест – анархизм. Анархизм представляет собой смесь самых разных
направлений
–
анархо-
индивидуализм,
анархо-синдикализм,
анархо-
коммунизм и др. Главные идеологи – Прудон, Штирнер, Бакунин,
Кропоткин. Несмотря на пестроту взглядов и степень радикализма (от
мирного просветительства до терроризма) всех анархистов объединяет
антигосударственность, так как государство, по их мнению, лишает людей
свободы и препятствует развитию общества.
Идеологией, которая, в отличие от предыдущих, явилась не просто
отрицанием новых реалий, а новым проектом общественных изменений
становится социализм. Провозглашение Жан Жаком Руссо прав человек на
жизнь, свободу и равенство привело к формированию главных ценностей
социализма, которыми стали справедливость, социальное равенство и
приоритет общественной собственности. Марксизм стал апогеем становления
социалистической идеологии, четко определявшей себя, как идеология
рабочего класса, с помощью которой рабочий класс должен совершить
революцию,
свергнуть
власть
буржуазии,
ликвидировать
частную
собственность и, следовательно, эксплуатацию и построить справедливое
общество
на
основе
общественной
собственности.
Данное
общество
(социализм) постепенно эволюционирует в коммунизм. В начале 20 века
социализм распадается на два направления – умеренное (социал-демократия)
и
радикальное
(коммунизм).
Социал-демократы
выступают,
как
реформаторы (перехватив инициативу социальных реформ из рук либералов)
и
ориентируются
на
защиту
прав
трудящихся,
на
улучшение
их
материального
положения,
на
национализацию
отдельных
отраслей
экономики, на доступность образования и здравоохранения. Коммунисты
выступают за пролетарскую революцию и построение социалистического
общества при полном обобществлении средств производства вплоть до
перехода к коммунизму.
Ответной реакцией на рост влияния коммунистической идеологии
стало формирование идеологии фашизма (крайнее проявление – национал-
социализм). Фашизм проповедует расовую исключительность и господство
высшей расы, а также вмешательство государства в частную жизнь граждан.
Кроме того, сама идеология максимально милитаризирована. Фашизм, как и
коммунизм,
является
проектом
будущего,
но
если
коммунизм
–
леворадикальный проект, то фашизм проект праворадикальный.
Таким образом, общая картина политических идеологий и заявляемых
ими главных ценностей(слева направо) выглядит так.
Анархизм – антигосударственность.
Коммунизм – построение социализма (а затем и коммунизма). Революция,
общественная собственность и социальное равенство.
Социал-демократия – социальная справедливость, защита прав и интересов
людей труда.
Либерализм – приоритет прав и свободы человека.
Консерватизм – традиции, семья, религия.
Фашизм – расовая исключительность и вмешательство государства в
частную жизнь граждан.