Автор: Андреева Жанна Ниловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Среднекибечская СОШ"
Населённый пункт: д.Челкумаги, Канашский район, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания"
Раздел: полное образование
Публичная лекция
на тему:
«
–
Классный руководитель
просветитель родителей в
»»
области воспитания
2021 г.
Классный руководитель –
просветитель родителей в области воспитания.
«Школа — это не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация.
Школа — это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу
троих — ребенка, учителя, родителя — и здесь же реализуются. Если их нет,
значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку,
зарабатывают — кто деньги, кто оценки — и считают дни до отпуска
и минуты до звонка... Школа — это место, где живут и реализуются мечты...
ребенка, учителя, родителя». (А. А. Захаренко)
Работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается — одно
из важнейших
направлений
в деятельности
классного
руководителя.
И какую бы сторону развития детей мы ни рассматривали, всегда окажется,
что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет
семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача
классного руководителя помочь, подсказать, направить. Прежде чем начать
преподавать, учитель несколько лет обучается в университете, получает
профессиональные навыки. Однако искусство быть классным руководителем
не изучается,
поэтому
в школах,
лицеях,
гимназиях
найти
классного
руководителя — профессионала гораздо сложнее, чем учителя-предметника.
Не существует и вуза, который обучал бы тому, как быть хорошими
родителями. Родители хотят видеть перед собой классного руководителя,
знающего ответ на любой вопрос, любящего их детей такими, какие они есть,
готового сделать все, чтобы школа стала для них вторым домом.
Цель любого классного руководителя — объединить усилия семьи
и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач,
а также сформировать
единое воспитательное пространство «семья-школа». Но сложность сегодня
в том, современный ребёнок воспитывается во многом не только и не столько
в семье и школе, сколько перед экраном телевизора, монитором компьютера.
И в отсутствии грамотного продуманного руководства со стороны взрослых,
ребёнок,
попадая
в информационный
хаос,
подвергается
опасности
уродливого, дисгармоничного развития. Поэтому возрастает роль личности
классного руководителя, призванного быть в современной школе:
Духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении
основ человеческой культуры.
Защитником от моральной деградации, нравственной гибели.
Организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах
совместной деятельности классного коллектива.
Организатором условий для самовыражения и развития каждого
ребёнка, осуществляющим коррекцию процесса его социализации.
Помощником,
консультантом
в организации
повседневной
жизни
и деятельности,
в осмыслении
социально-экономической,
политической жизни общества, в профессиональной ориентации.
Координатором усилий педагогов, семьи, социума — словом, всех
воспитательных
институтов
общества,
влияющих
на становление
и развитие воспитанников.
Создателем
благоприятной
микросферы
и морально
-
психологического климата в классном коллективе.
Отсюда
следует,
что
на плечи
классного
руководителя
ложатся
одновременно очень много функций. И именно поэтому он ближе всех стоит
к ребёнку
в педагогическом
коллективе
школы.
Проблемы
здоровья,
поведения,
учёбы,
взаимоотношений
с одноклассниками,
учителями-
предметниками, родителями, организация досуга школьников и многое
другое являются сферами заботы классного руководителя. Естественно, это
непросто. Это немалые физические и психологические затраты.
Мне хотелось бы поделиться некоторыми наработками по подготовке и
проведению родительских собраний и родительских вечеров, т. к. считаю их
эффективными и значимыми в своей работе.
К каждой встрече с родителями я тщательно готовлюсь, обдумывая тему
и план предстоящей беседы.
Заранее передаю с детьми письменные приглашения родителям, с
указанием темы предстоящего собрания и вопросов для обсуждения. Это
даёт
положительный
результат,
т.
к.
родители
имеют
возможность
поразмышлять, подготовить свои вопросы на заданную тему. Появляется
уверенность в том, что будет обеспечено живое участие родителей,
атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом,
ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Собрание всегда начинаю с положительных слов в адрес каждого
ребёнка. Рассказываю о достижениях и о том над, чем надо ещё поработать,
объясняю, как это сделать. Никогда не ставлю себя в позицию «Всезнайки», а
стараюсь развивать тему так, чтобы родители сами нашли ответ на
поставленный вопрос. В этом случае хорошим подспорьем являются
различные
педагогические
ситуации,
которые
я
предлагаю
решить
родителям, объединив их в пары или мини-группы, с последующим
обсуждением.
Как на уроках, так и на собраниях люблю применять наглядность в виде
схем, таблиц, иллюстраций в зависимости от темы и формы проведения
родительского собрания. Наличие содержательного эпиграфа и обсуждаемых
вопросов
на
доске
также
привлекает
и
концентрирует
внимание
присутствующих.
В конце собрания все мои собеседники получают Памятки для родителей
или Советы – рекомендации психологической направленности. Многим они
оказывают реальную помощь. (Приложение)
Хорошей традицией стало проведение рефлексии.
Чтобы родители видели творческие работы своих детей, организую выставки,
показы рисунков, поделок, сочинений и т. д.
Родителям нравится быть участниками наших мероприятий. Без этого не
было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества. Внеклассные
мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура»,
детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо
работу, когда они чувствуют их поддержку. Проживая вместе с детьми
определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры,
трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной
деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую
историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения,
которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных
отношений.
Такие
мероприятия
способствуют,
несомненно,
сохранению
и
улучшению физического, психического и духовно-нравственного здоровья; а
в целом, воспитанию и становлению Личности. Ребёнок радуется, что мама
или папа не только пришли на праздник, а вместе с ним являются
участниками праздника, а то и организаторами. А радость – это и есть
здоровьесберегающее чувство.
Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают
установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося,
добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на
ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по
инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они,
готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными,
знающими.
Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и
обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие
их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания
на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и
отдалить выполнение желаемой цели.
Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным
видом связи со школой, и им не предшествовало ожидание неприятной
встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются
в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной
помощи в деле воспитания их ребёнка.
Вот так участие родителей в мероприятиях и учебном процессе
способствует повышению эмоциональности и работоспособности детей, а это
в свою очередь является важным фактором укрепления здоровья учащихся и
формирования личности.
Классному руководителю трудно представить свою работу без
регулярной доброжелательной помощи родителей.
Для меня, как классного руководителя, важно доверие детей и
родителей, их желание общаться со мной, делиться своими проблемами, с
радостью посещать школу. И я буду прикладывать все силы, использовать
всевозможные
формы
и
методы
работы
для
установления
доброжелательных взаимоотношений.
Закончить я хочу словами В.А. Сухомлинского «Каждое мгновение той
работы, которое называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в
будущее». Так что именно от родителей и учителя зависит, каким будет
будущее поколение.
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
(В.А. Сухомлинский)
Приложение.
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ
Помните:
от
того,
как
родители
разбудят
ребёнка,
зависит
его
психологический настрой на весь день.Время для ночного отдыха каждому
ребёнку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребёнок
выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у вас есть
возможность дойти до школы вместе с ребёнком – не упускайте её.
Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос:
«Какие оценки ты получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было
интересного в школе?», «Чем вы сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных
неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его личной
жизни.
РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ОН ЛЮБИМ!
Необходимо исключить из обращения окрики, грубые интонации, создайте в
семье атмосферу радости, любви и уважения.
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество
выполненной работы. Если не всё у него получилось – не раздражайтесь, а
терпеливо объясните ещё раз.
Привлекайте ребёнка к большим семейным делам, и приучайте начатую
работу доводить до конца.
Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по
обслуживанию семьи.
НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ РЕБЁНКА ТРУДОМ!
О ВОСПИТАНИИ ДОБРОТЫ
Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей
добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость
совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного
отдыха.
Доброта начинается с любви к людям (прежде всего – к самым близким) и к
природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
Как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к
нему.
Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!