Автор: Светлана Николаевна Булгакова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ школа № 462 Пушкинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные методы и профессиональные компетенции педагога при подготовке к ВПР по русскому языку
Раздел: полное образование
Статья
«Инновационные методы и профессиональные
компетенции педагога при подготовке к ВПР по
русскому языку 6 классе»
Учитель Булгакова Светлана Николаевна
ГБОУ СОШ № 462
Пушкинского района Санкт-Петербурга
2021
С помощью ВПР можно проверить, насколько хорошо школьники по
всей стране осваивают образовательную программу. Раньше эффективность
обучения можно было оценить только по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Но, во-
первых, чем раньше проверишь эффективность, тем быстрее сможешь
скорректировать учебные программы. Если уже в четвертом классе понятно,
что вся параллель не справилась с математикой, значит, в преподавании
нужно что-то менять. Во-вторых, к ОГЭ и ЕГЭ многие ученики готовятся
вместе с репетиторами и их вклад сложно отделить от вклада школьных
учителей. Также с помощью ВПР можно проверить, насколько хорошо
получается у школ реализовывать ФГОС.
То есть ВПР это, в первую очередь, диагностика. Так Рособрназдор и
Министерство просвещения узнает качество подготовки учеников и каждый
год направляет по итогам ВПР методические рекомендации в школы. С их
помощью, как надеются чиновники, можно улучшить качество обучения.
Раньше вместо ВПР проводились итоговые контрольные работы, но школы
сами составляли для них задания, определяли уровень сложности и критерии
оценки . Теперь все сделано по единому стандарту.
Должны ли влиять результаты ВПР на успеваемость?
Нет, не должны. По замыслу Рособрнадзора ВПР — это диагностический
инструмент, а не промежуточная или итоговая аттестация. Ученики
получают баллы, учителя и ведомства их анализируют и решают, как лучше
построить дальнейшую образовательную работу.
При этом в некоторых регионах представители Рособрнадзора рекомендуют
ставить положительные оценки за ВПР в журнал, а двойки и тройки не
учитывать.
Если педагог все-таки ставит в журнал отрицательные оценки, стоит
обратиться к директору. Если это решение директора и оно даже прописано в
положении о проведении в ВПР, обращайтесь в региональный департамент
образования с жалобой. Потому что эти решения нарушают рекомендации
Рособрнадзора.
Каким же образом, возможно соединить рабочий материал урока
и
подготовку к ВПР? Какие инновационные методы и профессиональные
компетенции педагог может использовать?
Подготовка к ВПР по русскому языку в 6 классе
Техническое обеспечение урока:
компьютер, мультимедийный
проектор
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение
урока: презентация, карточки-слова
Ход занятия
1.
Организационный
момент
(Приветствие
учителя,
подготовка рабочих мест)
2.
Актуализация знаний УУД (Повторение системы опорных
понятий и ранее усвоенных учебных действий)
Орфоэпическая разминка.
(Задание: ребята, перед вами карточки со словами, выбираем
карточку, произносим слово согласно орфоэпическим нормам)
СлИвовый, позвонИшь, экспЕрт, монолОг, водопровОд, жалюзИ,
красИвее, завИдно, каталОг.
3. Постановка темы и цели урока. (Формулировка цели и
способы фиксации цели урока)
Тема нашего урока «Подготовка к ВПР по русскому языку» (слайд)
А что значит ВПР?
Давайте попробуем составить алгоритм
ВПР
Всероссийская проверочная работа
Используем приём ассоциаций.
Какие
ассоциации
у
вас
возникают,
когда
вы
слышите
Всероссийская Проверочная Работа?
Как образовано это слово?
Назовите способ образования данного слова. (сложносокращённое
слово по начальным буквам)
Какая же цель урока? (подготовиться к предстоящей работе в
апреле, найти западающие места, определить проблемы)
Попробуем
поразмышлять. С
помощью
слов
помощников
сформулируйте цель урока: (слайд)
- Вспомним…
- Повторим…
- Изучим…
- Узнаем…
- Проверим…
- Научимся…
Попробуем применить наши теоретические положения при
работе с текстом
4.
Применение
теоретических
положений
в
условиях
выполнения упражнений.
Работа с текстом.
(
Текст на партах)
Нашу ..хотнич..ю с..баку звали Вьюшка. Мы (с)ней мало ..хотились
но она пр..крас..но служила стор..ж..м. Уйдеш.. на ..хоту
а
Вьюшка ни за что (не) пустит ч..жого человека.
В..сёлая
с..бач..ка
эта
Вьюшка,
всем
нравит..ся:
хвост..к
к(о/а)леч..ком, зу(б/п)ки (ярко)белые, как ч..снок. Д..стались ей от
уж..на
3
две косточ..ки. П..лучая п..дарок, Вьюшка разв..рнула
к(о/а)леч..ко св..его хв..ста и (о/а)пустила его вни(з/с) п(о/а)леном.
Это (у)неё (о/а)зн..чало тр..вогу. Известно что в пр..роде на кости
есть много ..хотников
2
. С опущенным хв..стом Вьюшка вышла на
траву(мураву) и зан..лась одной кост..ч..кой другую же положила
рядом с собой.
Тогда, откуда (ни)возьмись, с..роки. Когда же Вьюшка п..вернула
гол..ву к одной - хвать! другая с..рока с другой ст..р..ны хвать! - и
ун..сла кост..ч..ку. Д..ржались с..р..ки всем выв..дком и от своих
р..дит..лей п..стигли все тайны в..р..вства.
(По М.Пришвину)
Прочитайте текст про себя.
Прочитает текст ….
Докажите,
что
это
текст.
(слова
связаны
по
смыслу
и
грамматически, три абзаца)
О чем говорится в тексте? (об охотничьей собаке Вьюшке)
Определите тип речи. (повествование)
Стиль речи? (художественный)
Работаем
следующим
образом.
Самостоятельно
расставляем
пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания в
первом абзаце.
Самостоятельная работа.(1 мин.)
Проверка и самооценка результатов работы
Проверяем по цепочке, объясняя вставленную орфограмму.
Нужны ли знаки препинания в 1, 2, 3 предложениях? (во втором и
третьем предложениях ССП)
Работа в парах
Второй абзац прорабатываем в паре.
Проверка работы по эталону
Весёлая собачка эта Вьюшка, всем нравится: хвостик колечком,
зубки ярко-белые, как чеснок. Достались ей от ужина две
косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего
хвоста и опустила его вниз поленом. Это у неё означало тревогу.
Известно, что в природе на кости есть много охотников. С
опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась
одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
В каких предложениях есть недостающие знаки препинания?
(ИЗВЕСТНО….-СПП и в последнем однородность)
Самостоятельная работа.
Третий абзац делаем самостоятельно.
Проверка работы по эталону. (самостоятельно своей работы)
Тогда, откуда ни возьмись, сороки. Когда же Вьюшка повернула
голову к одной - хвать!
другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.
Держались сороки всем выводком
и от своих родителей постигли все тайны воровства.
Нужны ли где-нибудь знаки
препинания?
(нет)Почему
в
последнем предложении перед союзом И не ставится запятая?
(однородные сказуемые)
Какие проблемные места у вас выявились?
5.
Использование
сформированных
умений
и
навыков
(Выполнение грамматических заданий)
В тексте нам встречаются цифры 2,3. Что они означают? (2-
морфемный и словообразовательный разбор; 3- морфологический
разбор)
а. Морфемный и словообразовательный разбор
Делаем морфемный и словообразовательный разбор слова
ОХОТНИКОВ ….
Охотников
охотников— охота (суффиксальный способ)
Проверяем работу вашу и ваших одноклассников.
б. Морфологический разбор.
Какое слово предназначено для морфологического разбора? ( от
ужина)
У доски выполняет ученик
Сверяем оформление.
(От) ужина – сущ.
I. Достались (от чего?) от ужина
Н.ф. - ужин
II. Пост. - нариц., неодуш., муж. р.,2 скл.; непост. - род. п, .ед.ч.,
III. Достались (от чего?) от ужина
в. Синтаксический разбор.
Внимание
на
слайд.
Составьте
из
предложенных
слов
предложение. Достались от ей две косточки ужина.( Достались ей
от ужина две косточки.)
Найдите
предложение
в
тексте.
Что
значит
цифра
4?
(синтаксический разбор предложения)
Выполняем разбор самостоятельно.
У доски выполняет ученик..
Достались ей от ужина две косточки.( повествовательное,
невосклицательное, утв., простое, распространённое, ничем не
осл.)
г. Фонетический разбор.
А теперь найдите в данном предложении слово или слова, в
котором несоответствие букв и звуков. (достались, ей)
Транскрипцию у доски выполняет ученик
6. Рефлексия деятельности «Незаконченная фраза» (Подведение
итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников)
Продолжите, пожалуйста, предложения:
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Таким образом, мы попытались показать и разобрать на обычном
рядовом уроке все задания, которые включают в себя ВПР.
Более того, ВПР нужна для проверки, насколько знания учеников
данной
школы
соответствуют
федеральным
образовательным
стандартам (ФГОС). Для школьников это хорошая возможность
еще раз проверить себя и выявить пробелы в знании предметов,
если они есть. Родители по результатам ВПР могут лучше оценить
уровень оценить уровень преподавания. Учителям проверочная
работа помогает скорректировать учебные планы и понять, какие
ученики или классы нуждаются в дополнительном внимании.