Напоминание

Инновационные методы и профессиональные компетенции педагога при подготовке к ВПР по русскому языку


Автор: Светлана Николаевна Булгакова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ школа № 462 Пушкинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные методы и профессиональные компетенции педагога при подготовке к ВПР по русскому языку
Раздел: полное образование





Назад




Статья

«Инновационные методы и профессиональные

компетенции педагога при подготовке к ВПР по

русскому языку 6 классе»

Учитель Булгакова Светлана Николаевна

ГБОУ СОШ № 462

Пушкинского района Санкт-Петербурга

2021

С помощью ВПР можно проверить, насколько хорошо школьники по

всей стране осваивают образовательную программу. Раньше эффективность

обучения можно было оценить только по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Но, во-

первых, чем раньше проверишь эффективность, тем быстрее сможешь

скорректировать учебные программы. Если уже в четвертом классе понятно,

что вся параллель не справилась с математикой, значит, в преподавании

нужно что-то менять. Во-вторых, к ОГЭ и ЕГЭ многие ученики готовятся

вместе с репетиторами и их вклад сложно отделить от вклада школьных

учителей. Также с помощью ВПР можно проверить, насколько хорошо

получается у школ реализовывать ФГОС.

То есть ВПР это, в первую очередь, диагностика. Так Рособрназдор и

Министерство просвещения узнает качество подготовки учеников и каждый

год направляет по итогам ВПР методические рекомендации в школы. С их

помощью, как надеются чиновники, можно улучшить качество обучения.

Раньше вместо ВПР проводились итоговые контрольные работы, но школы

сами составляли для них задания, определяли уровень сложности и критерии

оценки . Теперь все сделано по единому стандарту.

Должны ли влиять результаты ВПР на успеваемость?

Нет, не должны. По замыслу Рособрнадзора ВПР — это диагностический

инструмент, а не промежуточная или итоговая аттестация. Ученики

получают баллы, учителя и ведомства их анализируют и решают, как лучше

построить дальнейшую образовательную работу.

При этом в некоторых регионах представители Рособрнадзора рекомендуют

ставить положительные оценки за ВПР в журнал, а двойки и тройки не

учитывать.

Если педагог все-таки ставит в журнал отрицательные оценки, стоит

обратиться к директору. Если это решение директора и оно даже прописано в

положении о проведении в ВПР, обращайтесь в региональный департамент

образования с жалобой. Потому что эти решения нарушают рекомендации

Рособрнадзора.

Каким же образом, возможно соединить рабочий материал урока

и

подготовку к ВПР? Какие инновационные методы и профессиональные

компетенции педагог может использовать?

Подготовка к ВПР по русскому языку в 6 классе

Техническое обеспечение урока:

компьютер, мультимедийный

проектор

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение

урока: презентация, карточки-слова

Ход занятия

1.

Организационный

момент

(Приветствие

учителя,

подготовка рабочих мест)

2.

Актуализация знаний УУД (Повторение системы опорных

понятий и ранее усвоенных учебных действий)

Орфоэпическая разминка.

(Задание: ребята, перед вами карточки со словами, выбираем

карточку, произносим слово согласно орфоэпическим нормам)

СлИвовый, позвонИшь, экспЕрт, монолОг, водопровОд, жалюзИ,

красИвее, завИдно, каталОг.

3. Постановка темы и цели урока. (Формулировка цели и

способы фиксации цели урока)

Тема нашего урока «Подготовка к ВПР по русскому языку» (слайд)

А что значит ВПР?

Давайте попробуем составить алгоритм

ВПР

Всероссийская проверочная работа

Используем приём ассоциаций.

Какие

ассоциации

у

вас

возникают,

когда

вы

слышите

Всероссийская Проверочная Работа?

Как образовано это слово?

Назовите способ образования данного слова. (сложносокращённое

слово по начальным буквам)

Какая же цель урока? (подготовиться к предстоящей работе в

апреле, найти западающие места, определить проблемы)

Попробуем

поразмышлять. С

помощью

слов

помощников

сформулируйте цель урока: (слайд)

- Вспомним…

- Повторим…

- Изучим…

- Узнаем…

- Проверим…

- Научимся…

Попробуем применить наши теоретические положения при

работе с текстом

4.

Применение

теоретических

положений

в

условиях

выполнения упражнений.

Работа с текстом.

(

Текст на партах)

Нашу ..хотнич..ю с..баку звали Вьюшка. Мы (с)ней мало ..хотились

но она пр..крас..но служила стор..ж..м. Уйдеш.. на ..хоту

а

Вьюшка ни за что (не) пустит ч..жого человека.

В..сёлая

с..бач..ка

эта

Вьюшка,

всем

нравит..ся:

хвост..к

к(о/а)леч..ком, зу(б/п)ки (ярко)белые, как ч..снок. Д..стались ей от

уж..на

3

две косточ..ки. П..лучая п..дарок, Вьюшка разв..рнула

к(о/а)леч..ко св..его хв..ста и (о/а)пустила его вни(з/с) п(о/а)леном.

Это (у)неё (о/а)зн..чало тр..вогу. Известно что в пр..роде на кости

есть много ..хотников

2

. С опущенным хв..стом Вьюшка вышла на

траву(мураву) и зан..лась одной кост..ч..кой другую же положила

рядом с собой.

Тогда, откуда (ни)возьмись, с..роки. Когда же Вьюшка п..вернула

гол..ву к одной - хвать! другая с..рока с другой ст..р..ны хвать! - и

ун..сла кост..ч..ку. Д..ржались с..р..ки всем выв..дком и от своих

р..дит..лей п..стигли все тайны в..р..вства.

(По М.Пришвину)

Прочитайте текст про себя.

Прочитает текст ….

Докажите,

что

это

текст.

(слова

связаны

по

смыслу

и

грамматически, три абзаца)

О чем говорится в тексте? (об охотничьей собаке Вьюшке)

Определите тип речи. (повествование)

Стиль речи? (художественный)

Работаем

следующим

образом.

Самостоятельно

расставляем

пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания в

первом абзаце.

Самостоятельная работа.(1 мин.)

Проверка и самооценка результатов работы

Проверяем по цепочке, объясняя вставленную орфограмму.

Нужны ли знаки препинания в 1, 2, 3 предложениях? (во втором и

третьем предложениях ССП)

Работа в парах

Второй абзац прорабатываем в паре.

Проверка работы по эталону

Весёлая собачка эта Вьюшка, всем нравится: хвостик колечком,

зубки ярко-белые, как чеснок. Достались ей от ужина две

косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего

хвоста и опустила его вниз поленом. Это у неё означало тревогу.

Известно, что в природе на кости есть много охотников. С

опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась

одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

В каких предложениях есть недостающие знаки препинания?

(ИЗВЕСТНО….-СПП и в последнем однородность)

Самостоятельная работа.

Третий абзац делаем самостоятельно.

Проверка работы по эталону. (самостоятельно своей работы)

Тогда, откуда ни возьмись, сороки. Когда же Вьюшка повернула

голову к одной - хвать!

другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.

Держались сороки всем выводком

и от своих родителей постигли все тайны воровства.

Нужны ли где-нибудь знаки

препинания?

(нет)Почему

в

последнем предложении перед союзом И не ставится запятая?

(однородные сказуемые)

Какие проблемные места у вас выявились?

5.

Использование

сформированных

умений

и

навыков

(Выполнение грамматических заданий)

В тексте нам встречаются цифры 2,3. Что они означают? (2-

морфемный и словообразовательный разбор; 3- морфологический

разбор)

а. Морфемный и словообразовательный разбор

Делаем морфемный и словообразовательный разбор слова

ОХОТНИКОВ ….

Охотников

охотников— охота (суффиксальный способ)

Проверяем работу вашу и ваших одноклассников.

б. Морфологический разбор.

Какое слово предназначено для морфологического разбора? ( от

ужина)

У доски выполняет ученик

Сверяем оформление.

(От) ужина – сущ.

I. Достались (от чего?) от ужина

Н.ф. - ужин

II. Пост. - нариц., неодуш., муж. р.,2 скл.; непост. - род. п, .ед.ч.,

III. Достались (от чего?) от ужина

в. Синтаксический разбор.

Внимание

на

слайд.

Составьте

из

предложенных

слов

предложение. Достались от ей две косточки ужина.( Достались ей

от ужина две косточки.)

Найдите

предложение

в

тексте.

Что

значит

цифра

4?

(синтаксический разбор предложения)

Выполняем разбор самостоятельно.

У доски выполняет ученик..

Достались ей от ужина две косточки.( повествовательное,

невосклицательное, утв., простое, распространённое, ничем не

осл.)

г. Фонетический разбор.

А теперь найдите в данном предложении слово или слова, в

котором несоответствие букв и звуков. (достались, ей)

Транскрипцию у доски выполняет ученик

6. Рефлексия деятельности «Незаконченная фраза» (Подведение

итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников)

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Таким образом, мы попытались показать и разобрать на обычном

рядовом уроке все задания, которые включают в себя ВПР.

Более того, ВПР нужна для проверки, насколько знания учеников

данной

школы

соответствуют

федеральным

образовательным

стандартам (ФГОС). Для школьников это хорошая возможность

еще раз проверить себя и выявить пробелы в знании предметов,

если они есть. Родители по результатам ВПР могут лучше оценить

уровень оценить уровень преподавания. Учителям проверочная

работа помогает скорректировать учебные планы и понять, какие

ученики или классы нуждаются в дополнительном внимании.



В раздел образования