Автор: Захарченко Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Университетский казачий кадетский корпус-интернат филиал ФГБОУ ВО "МГУТУ им.К.Г.Разумовского ПКУ"
Населённый пункт: г. Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: Презентация к уроку русского языка в 11 классе
Тема: "Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях"
Раздел: полное образование
ТЕМА УРОКА:
«ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ
ОБРАЩЕНИЯХ»
ОБРАЩЕНИЕ - ЭТО СЛОВО ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, НАЗЫВАЮЩЕЕ АДРЕСАТА РЕЧИ (ЛИЦО ИЛИ ПРЕДМЕТ):
ТРУД ЭТОТ, ВАНЯ, БЫЛ СТРАШНО ГРОМАДЕН.
(Н.А. НЕКРАСОВ)
ОБРАЩЕНИЕМ В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВО ВАНЯ.
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ - ПОБУДИТЬ СОБЕСЕДНИКА СЛУШАТЬ, ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К СООБЩЕНИЮ, ПОЭТОМУ В КАЧЕСТВЕ ОБРАЩЕНИЯ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ИМЕНА, ОТЧЕСТВА И ФАМИЛИИ:
НЕУЖТО, МАРЬЯ ИВАНОВНА, ХОЧЕШЬ И ТЫ НАС ПОКИНУТЬ?
(А.С. ПУШКИН)
ОБРАЩЕНИЯМИ ТАКЖЕ СЛУЖАТ: НАЗВАНИЯ ЛИЦ ПО СТЕПЕНИ РОДСТВА; НАЗВАНИЯ ИЛИ КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ; НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, ОБЫЧНО В ЭТОМ СЛУЧАЕ
ОЛИЦЕТВОРЯЕМЫХ; ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАИМЕНОВАНИЯ.
РОЛЬ ОБРАЩЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОБЫЧНО ВЫПОЛНЯЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ИЛИ ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ В ЗНАЧЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСТИЕ И Т.Д.):
ТЫ ОЧЕНЬ ЗАНЯТ, ПАВЕЛ? (Н. ОСТРОВСКИЙ);
ОТПУСТИ МЕНЯ, РОДНАЯ, НА ПРОСТОР ШИРОКИЙ.
(Н.А. НЕКРАСОВ)
ОБРАЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАСПРОСТРАНЕНО ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ:
ТРУДОВ ТВОИХ, МОЙ ДРУГ, Я НЕ ЗАБУДУ (И.А. КРЫЛОВ).
КОГДА РЕЧЬ АДРЕСОВАНА НЕ ОДНОМУ, А НЕСКОЛЬКИМ ЛИЦАМ, ИМЕНА ЭТИХ ЛИЦ ОБЫЧНО СОЕДИНЯЮТСЯ СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ И. В ЭТОМ СЛУЧАЕ СТАВИТСЯ ЛИБО ЗАПЯТАЯ, ЛИБО ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК,
НАПРИМЕР:
ВАНЯ И ПЕТЯ, Я БУДУ ПИСАТЬ ВАМ.
МАМА! ПАПА! ИДИТЕ СКОРЕЕ СЮДА!
ОБРАЩЕНИЕ МОЖЕТ ПОВТОРЯТЬСЯ:
АХ, НЯНЯ, НЯНЯ, Я ТОСКУЮ (А. С. ПУШКИН).
ОБРАЩЕНИЕ НЕ СВЯЗАНО С ДРУГИМИ СЛОВАМИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ НИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ, НИ
СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ, ПОТОМУ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЧЛЕНОМ И НЕ ВХОДИТ В
ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ (ТО ЕСТЬ НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЛЕЖАЩИМ).
Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка
является подлежащим, а в другом - обращением:
1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) -
подлежащее.
2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение.
ОБРАЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАСПОЛОЖЕНО В НАЧАЛЕ,
В СЕРЕДИНЕ И В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Держи, товарищ, порох сухим.
Как недогадлива ты, няня!
Обращение произносится с особой (звательной)
интонацией: усиленное ударение, пауза; выделяется
запятыми.
ЕСЛИ ОБРАЩЕНИЕ, СТОЯЩЕЕ В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОИЗНОСИТСЯ С
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, ТО ПОСЛЕ НЕГО СТАВИТСЯ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ
ЗНАК, СЛЕДУЮЩЕЕ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ СЛОВО ПИШЕТСЯ С ПРОПИСНОЙ БУКВЫ:
Старик! о прежнем позабудь... (М.Ю. Лермонтов).
ЕСЛИ РАСПРОСТРАНЁННОЕ ОБРАЩЕНИЕ РАЗМЕЩЕНО
ЧАСТЯМИ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТО
КАЖДАЯ ЧАСТЬ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ:
Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов).
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов).
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ТЫ И ВЫ ОБЫЧНО НЕ ВЫСТУПАЮТ В РОЛИ
ОБРАЩЕНИЯ: ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ ПОДЛЕЖАЩЕГО:
Вы любите осень?
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБРАЩЕНИЯМИ И НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ
ЗАПЯТЫМИ МЕЖДОМЕТНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ:
Господи помилуй, Боже упаси, Господи прости, слава
тебе Господи и т.д.
ОБРАЩЕНИЕ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ВЫРАЖЕНИЕМ ЛАСКИ, УПРЁКА, ОСУЖДЕНИЯ И
Т. Д.
ЭТО ОТНОШЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО К СОБЕСЕДНИКУ ВЫРАЖАЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ИНТОНАЦИИ,
СУФФИКСОВ ОЦЕНКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ, НАПРИМЕР:
Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов)
Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай!
(И.А. Крылов)
ИНОГДА ОБРАЩЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗВЁРНУТЫ В ПРОСТРАННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ; В ЭТИХ СЛУЧАЯХ ПРИ ОБРАЩЕНИИ МОЖЕТ СТОЯТЬ
НЕСКОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕНИЙ:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
(А.С. Пушкин)
ОБРАЩЕНИЕ ВОЗМОЖНО НЕ ТОЛЬКО К ЛИЦАМ, НО В ПОЭТИЧЕСКОЙ
РЕЧИ И К НЕОДУШЕВЛЁННЫМ ПРЕДМЕТАМ: В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОНО
ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПРИЁМОВ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор!
(Н.А. Некрасов)
Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век
однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).
ЗАДАНИЕ I
1. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
2. УКАЖИТЕ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ГДЕ НЕТ ОБРАЩЕНИЯ.
3. УКАЖИТЕ НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ГДЕ ОБРАЩЕНИЕ ВЫРАЖЕНО НЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, НО ВЫСТУПАЕТ В
РОЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
1. Крыши строений огородные гряды край забора самый
двор были покрыты снегом.
2.Ты прощай мой сын прощай чадо, знать, пришла пора –
ехать надо.
3.Чего же сероглазая ты не смеёшься?
4. Проказница-Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка
затеяли сыграть квартет.
5. Поля холмы знакомые дубравы
Забыты вы до сладостной поры.
САМОПРОВЕРКА
1. Крыши строений, огородные гряды, край забора, самый двор были
покрыты снегом. (Знаки препинания стоят при однородных
подлежащих).
2.Ты прощай, мой сын, прощай, чадо, знать, пришла пора – ехать
надо.
3.Чего же, сероглазая, ты не смеёшься?
4. Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли
сыграть квартет. (Знаки препинания стоят при однородных
подлежащих).
5. Поля, холмы, знакомые дубравы,
Забыты вы до сладостной поры.
ОТВЕТ:
1. В предложениях 2, 3, 5 запятые выделяют обращения.
2. Нет обращений в предложениях: 1, 4.
3. В предложении 3 обращение выражено прилагательным,
выступающим в роли существительного.)
ЗАДАНИЕ II
1. ОПРЕДЕЛИТЕ ФУНКЦИИ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
2. СФОРМУЛИРУЙТЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И ОБРАЩЕНИЕМ, ЧЕМ ОБРАЩЕНИЕ
ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОДЛЕЖАЩЕГО?
1. Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя
никогда (С. Есенин)
2. Хочешь, пёс, я тебя поцелую за пробуженный в сердце май
(С.Есенин)
3. Низкий дом без меня ссутулился. Старый пёс мой давно
издох (С. Есенин)
САМОПРОВЕРКА
1. Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя
никогда (С. Есенин) – обращение.
2. Хочешь, пёс, я тебя поцелую за пробуженный в сердце
май (С.Есенин) – обращение.
3. Низкий дом без меня ссутулился. Старый пёс мой давно
издох (С. Есенин)
ОТВЕТ:
В первом и втором предложениях выделенные слова
являются обращением.
В третьем предложении – подлежащим.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание 484.