Автор: Русских Валентина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город Слободской Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Пояснения к выполнению задания 6 ВПР по русскому языку 8 класс
Раздел: полное образование
Пояснения к выполнению задания 6 « Распознавание грамматических ошибок». ВПР 7-8 класс.
№
Типы ошибок
Ошибочный вариант
Пояснения
Исправленный
вариант
1.
Употребление
предлога ПО
По истечениЮ срока
По приезду
По возвращению
По прибытию
Предлог ПО употребляется с
Предложным падежом (когда? После
чего?): ПО прибытиИ, ПО истечениИ
По истечении срока
По приездЕ
По возвращениИ
По прибытиИ
2.
Употребление
предлога ПО
Скучать по ваМ
Предлог ПО с местоимением ВЫ
употребляется в предложном падеже
( о ком?)
Скучать по ваС
3.
Употребление
предлогов
Благодаря
Согласно
Вопреки
Навстречу
Наперекор
Согласно
предсказаниЯ бюро
прогнозов…
Она сделала
наперекор
Употребляются с дательным падежом
(кому? Чему?)
Наперекор (чему?кому?)- фраза не
закончена, требуется согласование с
сущ. В дат. Падеже.
Согласно
предсказаниЮ
(чему?- Дат. Пад.)
бюро прогнозов…
Она сделала
наперекор указанию.
4.
Употребление
предлога С
Вернулся с деревни
Употребляется с
Р.п.В.п,Т.П.
Вернулся ИЗ деревни
5.
Употребление
предлога ПО
Отсутствовать по
болезнЕ
Употребляется с
Д.п.В.п,П.п.
Отсутствовать по
болезнИ
6
Употребление
кратких
прилагательных/
причастий.
Дом был высокий и
красив
оба прилагательных употребляются
либо в полной форме. либо оба в
краткой
Дом был высокий и
красивЫЙ.
Дом был высок и
красив.
7
Образование
степеней
сравнения
прилагательных
Эта дорога более
шире.
Эта шляпа красившее.
Неверно образована степень
сравнения.
Сравнительная простая: шире,
составная- более широкая;
Превосходная простая-широчайшая.
Составная- самая(наиболее)
широкая.
Хороший-лучше,плохой-хуже.
Эта дорога более
широкая
Эта дорога шире.
Эта шляпа красивее.
8.
Употребление
деепричастий .
Подъезжая к станции
и глядя на природу в
окно, у меня слетела
шляпа.
Действие, выражаемое
деепричастием, может относиться
только к подлежащему.
Подлежащим в этом предложении
является существительное ШЛЯПА. В
соответствии с грамматическими
правилами получается, что именно
шляпа подъезжала к станции и
любовалась красотами природы за
окном.
необходимо
преобразовать
дополнение у меня
(именно оно
является субъектом
действия) в
подлежащее:
Подъезжая к
станции, я потерял
шляпу.
9
Употребление
деепричастий .
Возвращаясь домой,
мне стало грустно.
Действие деепричастия относится к
подлежащему, поэтому деепричастия
не могут использоваться в безличных
предложениях, то есть там, где нет
действующего лица, выраженного
формой именительного падежа.
Такое высказывание будет
грамматически неправильным,
поскольку действие деепричастия
возвращаясь относится к дополнению
мне.
Нужно . чтобы
дополнение стало
подлежащим
(Возвращаясь домой,
я загрустил), либо
заменить
деепричастие на
глагол-сказуемое
или на придаточное
предложение (Когда
я возвращался
домой, мне было
грустно).
10
Склонение
числительных
На площади было
более триста человек.
С шести рублями…
При склонении сложного
числительного изменяются обе части:
трЕХсОТ
Сущ.рублями стоит в Тв. Пад.,
соответственно, и числительное
… более трехсот
( с чем?) С шестЬЮ
рублями
должно употребляться в Тв. Пад.
11
Употребление
собирательных
числительных
Обоих подруг не было
на уроке
Ж.р.Обе- обЕих
М.р.Оба- обОих
обЕих подруг…
12
Употребление
местоимений
Ихний котенок..
Правильная форма ИХ
Их котенок
13
Употребление
причастий
Мы увидели много
людей, взволнующими
этими событиями
1) Нарушена связь согласование , 2)
Виды причастий: следует употребить
страдат. Причастие в прошед.
Времени
Людей (каких?)
взволнованнЫХ
этими событиями.
14
Употребление
приложений
В гостинице
«Москве»…
Склоняется только слово
ГОСТИНИЦЕ, приложение «Москва»
не склоняется.
В гостинице
«Москва»
15
Согласование
подлежащего и
сказуемого
Поток беженцев,
солдат, местных
жителей двигались по
направлению…
Подлежащее (что?) ПОТОК,
сказуемое (что делал? ) ДВИГАЛСЯ
Поток беженцев,
солдат, местных
жителей двигалСЯ
(муж.род. ед. числа)
по направлению…
16
Виды связи:
согласование и
управление
Он спешил наперерез
бежавшего человека
Наперерез (кому?) человеку (дат.
Пад.) (какому?) бежавшему
Он спешил
наперерез
бежавшЕМУ человеку
17
Употребление
однородных
сказуемых
Каждый настаивал
на своём и не хотел
уступить.
Однородные сказуемые должны быть
одинакового вида: в данном случае-
несов.
Каждый
(что
делал?- несов. Вид)
настаивал на своём и
не
хотел
(что
делать? Несов. Вид.
уступАть.
18
Употребление
однородных
сказуемых
Я
люблю
и
занимаюсь рукоделием
Однородные сказуемые имеют одно и
то же зависимое дополнение.т.е. от
каждого
из
двух
однородных
сказуемых
(первого
и
второго)
ставится ОДИН ОБЩИЙ вопрос к
общему
дополнению, например:
Я
увлекаюсь
(чем?)
и
занимаюсь
(чем?) рукоделием;
Я
люблю
рукоделие
(что?-
вин.
Пад.)
и
занимаюсь им (чем?
Творит. Пад.).
19
Склонение
несклоняемых
сущ-х.
Род
несклоняемых
имен сущ-х.
У меня не было
такого пальтА.
Я купил черное
кофе
Несклоняемое сущ. пальто
Кофе- муж. рода
пальтО.
чернЫЙ кофе
20
Употребление
двойных союзов
Дети
не
только
отвечали на уроке, но
и на факультативе.
части двойного союза должны
соединять однородные члены одного
ряда
Дети отвечали не
только на уроке, но
и на факультативе.
Дети не только
отвечали на уроке,
но
и
выполняли
практические
задания..