Напоминание

Сценарий конкурса "Мы станем журналистами"


Автор: Сизова Зинаида Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования, руководитель то "репортёр"
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Сочи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий конкурса "Мы станем журналистами"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЫ СТАНЕМ ЖУРНАЛИСТАМИ…

Сценарий конкурса для воспитанников студий и

специализированных клубов ребят, имеющих склонности

к занятиям русским языком, литературой и журналистикой.

Автор разработки:

Сизова Зинаида Ивановна,

Педагог МБУ ДО ЦВР города Сочи.

2021 год.

Условия праздника-конкурса:

Аудитория:

Ученики

6-9

классов

школ

и

гимназий.

Цель

литературного

праздника-конкурса: развивать

индивидуальные

способности воспитанников, мышление, память, речь, познакомить с

некоторыми особенностями работы журналиста, закрепить знания русского

языка, улучшить эстетическое воспитание, развивать умение работать в

команде.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи, карточки с заданиями для

команд.

Центральной частью праздника становится конкурс юных журналистов. В

нем участвует три команды по 5 человек и команды их болельщиков – все

остальные ребята.

Ход праздника-конкурса:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня не простой день, а праздник всех,

кто создает газеты и журналы.

Варианты: День российской печати – 13 января.

День кубанской журналистики - 5 мая.

День русского языка – 6 июня.

День знаний – 1 сентября.

Ведущий: Прошу вас ответить на несколько вопросов. Какие профессии

нужны для создания газет и журналов? Какие школьные предметы надо

освоить в совершенстве для того, чтобы стать журналистом?

Ответы ребят.

Ведущий: Да, хорошо. Сегодняшний праздник называется День российской

печати. Он отмечается с 1991 года в честь выхода первого номера русской

печатной газеты «Ведомости» в 1703 году. ( Варианты – День кубанской

журналистики, День русского языка, День знаний).

Ведущий:

В руках у меня простая газета,

В ней информация со всего света.

Вы скажите: «Скучно!» - но это как знать.

Газету ведь нужно еще и создать.

Если вы к творчеству не равнодушны,

То и работа будет нескучной.

Давайте попытаемся выяснить, может ли газета создаваться нашими руками

и попробуем свои силы в журналистике. И мы объявляем праздничный

конкурс юных журналистов. Прошу команды выйти вперед.

Игроки подходят к ведущему.

Ведущий: Прошу команды озвучить названия.

Игроки говорят названия своих команд.

Ведущий: А судить нашу сегодняшнюю встречу будет уважаемое жюри в

составе (представляет членов жюри).

Ведущий: Первое задание – «Русский язык». Ведь журналисты, в первую

очередь должны быть грамотными людьми. Сейчас вам будут предложены

вопросы, ответы на которые вы будете давать всей командой. Но имейте в

виду, что вопросы с подвохом. Поэтому смотрите, не ошибитесь. Итак, я

буду называть слово во единственном числе, вы хором произнесите его во

множественном числе. Например, луч – лучи.

Поочередно задает вопросы командам.

Кот, плот, мука (нет множественного числа)

Беда, крот, грот –грОты.

Дуга, рука, еда (нет множественного числа).

Слива, грива, диво (нет множественного числа).

Ведро, бедро, метро (нет множественного числа).

День, пень, лень (нет множественного числа).

Ведущий:

Переходим ко второму заданию, которое называется «Неверная буква».

Прошу подойти ко мне по одному журналисту от каждой команды.

Игроки-журналисты подходят и берут по карточке.

В ваших карточках написаны тексты, в которых имеются ошибки. Найдите

слово с ошибкой и назовите нужную букву.

Юные журналисты поочередно зачитывают свои тексты и называют

неправильное слово и нужную букву.

1-я карточка

На виду у детворы крысу красят маляры. (неверное слово крыса, вместо «с»

-«ш»)

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной».(неверное слово двери,

вместо «д» -«з»)

2-я карточка

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.( неверное слово раки,

вместо «р» -«м»)

Наш кавалерист Пахом на козе скакал верхом.(неверное слово козе, вместо

«з» -«н»)

3-я карточка

Жучка будку не доела, неохота, надоело.(неверное слово- будку, вместо «д» -

«л»)

Миша дров не напилил, печку кепками топил.( неверное слово – кепка,

вместо «к» -«щ»)

Ведущий: «Слова по теме» Прошу подойти ко мне второго участника от

команды. По одному человеку от каждой команды. Вот ваше задание.

Подойдите к доске, возьмите мел и за одну минуту напишите как можно

больше слов по теме, указанной на карточке.

1-я карточка : «Прогулка в лес».

2-я карточка: «Продовольственный магазин».

3-я карточка: «Дом, где я живу».

Просмотр выполнения задания.

Ведущий: Уважаемое жюри, завершены уже несколько заданий. Огласите,

пожалуйста, сколько баллов за выполнение каждого из них получили

команды и каков общий счет игры.

Ведущий: А теперь прошу выйти сюда самых бойких журналистов из каждой

команды. Им предстоит соревнование на скорость «Антонимы». Произнесите

антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

- Ученье свет, а не ученье…(тьма).

- Знай больше, а говори…(меньше).

- В учебе корень горек, зато плод ее …(сладок).

- Не бойся врага умного, бойся друга… (глупого).

- Лучшая вещь новая, лучший друг …(старый).

- Мир строит, а война …(разрушает).

- Смелый побеждает, а трус …(погибает).

- Ласточка день начинает, а соловей …(кончает).

- Старый друг лучше двух… (новых).

Ведущий: Для того, чтобы стать корреспондентом газеты, надо помимо

знания русского языка, обладать хорошей фантазией. Прошу подойти ко мне

таких игроков. Следующий конкурс «Сказка стала былью».

Игроки подходят.

Ведущий: Давным-давно люди мечтали о том, чтобы человек мог подняться в

воздух или опуститься на дно моря, чтобы вода пришла к нам домой, а

горшок без огня кашу варил. Но время шло, появилось очень много

изобретений науки и техники, и сказка стала былью. Вот вам наименования

разных чудес из разных сказок. Попробуйте вообразить, какие достижения

современной науки и техники могут им соответствовать.

Раздаются карточки .

1-я команда:

Конек – горбунок(самолет)

Сани – самокаты (аэросани)

2-я команда:

Серебряное блюдечко и наливное яблочко (телевизор)

перо жар-птицы (прожектор)

3-я команда:

Клубок ниток (компас или навигатор)

Садко на дне моря (водолаз).

Ведущий: Конкурс «Путаница». Прошу подойти ко мне следующую пару

игроков. Вот вам по карточке, где в вопросах переставлены слова. Составьте

вопросы в нужном порядке слов.

Раздает карточки

Карточка 1.

Сила лодки какая в движение парусные приводит? (Какая сила приводит в

движение парусные лодки?)

2)Круглый деревьев какое зелень из наших год сохраняет? (Какое из наших

деревьев

сохраняет зелень круглый год?)

Карточка 2.

1)Дней месяцев из 12-ти в каком меньше всего? (В каком из 12-ти месяцев

меньше всего дней?)

2)Какое года весны наступает время после? ( Какое время года наступает

после весны?)

Карточка 3.

Волк животное или питается лягушка какое корова мясом? (Какое животное

питается мясом- волк, корова или лягушка?)

Неделя суток в трех сколько? (Сколько суток в трех неделях?)

Ведущий:

Пока наши журналисты работают над заданием, давайте послушаем ответы

фантазеров. Какие волшебства в наше время стали былью?

Ответы конкурсантов.

Ведущий: Уважаемое жюри оцените прошедшие конкурсы.

Ведущий: Пока составители вопросов доделывают свое задание, прошу

подойти

ко

мне

по

одному

игроку

из

команды.

Конкурс

называется «Ералаш». Получите по карточке, в которой по два столбика

текста. В столбиках перепутаны слова из поэтических строчек. Надо

составить из них правильные предложения так, чтобы в каждом случае не

терялся смысл.

Тексты карточек:

Карточка 1.

кабан сидел на ветке

пароход томился в клетке

соловей физику учила

дикобраз хвостик свой ловила

кошка точил клыки

Маша давал гудки

Примерный вариант : Злой кабан точил клыки. Пароход давал гудки.

Соловей сидел на ветке. Дикобраз томился в клетке. Кошка хвостик свой

ловила. Маша физику учила.

Карточка 2

чайник точат шпаги

мальчик играют в прятки

огурцы спят в овраге

малыши прыгал во дворе

мушкетеры булькал на костре

поросята растут на грядке

Примерный вариант: Чайник булькал на костре. Мальчик прыгал во дворе.

Огурцы растут на грядке. Малыши играют в прятки. Мушкетеры точат

шпаги. Поросята спят в овраге.

Карточка 3

ёж бегут ватагой

стол плавают по дну

дети накрыт к обеду был

чиж гонялся за мышами

щуки усами шевелит

рак летал под облаками

Примерный вариант: Еж гонялся за мышами. Чиж летал под облаками. Рак

усами шевелил. Стол накрыт к обеду был. Дети в цирк бегут ватагой. Щуки

плавают по дну.

Представители команд зачитывают варианты ответов.

Ведущий: Я попрошу ребят, кто выполнял задание конкурса «Путаница»

рассказать какие у них получились вопросы.

Участники озвучивают вопросы, которые у них получились.

Ведущий: Пусть нам дадут ответы те, кто участвовал в задании «Ералаш».

Ответы участников состязания.

Ведущий: Уважаемое жюри, можно ли вас попросить дать оценку конкурсам

«Путаница» и «Ералаш».

Слово - жюри

А сейчас – викторина для болельщиков. В руках у меня жетоны. Каждая

команда болельщиков будет получать жетон, если даст правильный ответ. В

конце посмотрим, кто больше жетонов заработает. Итак – вопрос.

1. Термин «журналистика» пришел в русский язык из … языка.

- Английского

- Чешского

+ Французского

2. Что является главным «инструментом» журналиста?

+ Слово

- Графическая информация

- Звуковая информация

3. К какому жанру относится информация?

+ Оперативно-новостному

- Исследовательско-новостному

- Оперативно-образному

4. Как называлась первая в России печатная газета?

+ «Ведомости»

- «Императорские известия»

- «Голос пролетариата»

5. Кто является изобретателем радиоприемника?

- В. Гамильтон

- Г. Герц

+ А. Попов

6. Укажите основные отличительные черты газеты, которые выделяют

ее среди прочих печатных изданий:

+ Актуальность, периодичность, публичность, универсальность

- Тематическая направленность, периодичность, системность

- Публичность, платность, хронологичность, универсальность

7. Желтая пресса – это:

- Наиболее достоверная пресса

- Тематические издания для отдельных слоев населения

+ Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых

основана на сплетнях и слухах

8. Журналистика образно называется:

+ Четвертной ветвью власти

- Серым кардиналом власти

- Рупором общественного мнения

9. Эффектом присутствия и сопереживания обладает:

+ Репортаж

- Очерк

- Интервью

10. Главный компонент любого жанра, вида и рода журналистской

деятельности – это:

- Объективный характер подачи информации

- Субъективный характер подачи информации

+ Литературная основа

11. Что означает понятие «лид» в журналистике?

+ Жизненный материал произведения

- Специфику стиля

- Вступление к основному повествованию

12. Специалист, который обеспечивает пластику экрана, постановку

кадра в тележурналистике – это:

- Статист

+ Оператор

- Осветитель

13. Первый журнал для женщин в России – это:

- «Крестьянка»

- «Работница и крестьянка»

+ «Женский вестник»

14. Объем рекламы в теле- и радиоэфире не должен превышать:

+ 20% объема вещания

- 30% объема вещания

- 35% объема вещания

15.

Укажите

условие,

при

котором

допускается

распространение

продукции СМИ.

- Издание или передача полностью сформированы

+ Главный редактор дал разрешение на выход в свет или эфир

- Административные органы выдали соответствующее разрешение

16. Укажите свойство массовой информации.

+ Общепризнанность и общедоступность

- Исходит лишь от профессиональных журналистов

- Не ориентируется на широкую аудиторию

17. Задержан крупный наркоторговец. Следуя профессиональному

долгу, журналист:

- Подчеркивает, что сообщает о происшествии первым/одним из первых

- Дает максимально подробную информацию о ходе задержания и самом

задержанном, присовокупляя субъективные оценочные суждения

+

Дает

краткую,

без

идентифицирующих

признаков

информацию

о

задержании

18. Выпуск с подборками актуальных материалов различного вида,

подготовленный пресс-службой – это:

- Сводка новостей

+ Пресс-релиз

- Ревью

Ведущий:

Викторина завершена. Прошу капитанов команд болельщиков передать

набранные жетоны членам жюри. А мы идем дальше.

Командная

игра «Буквы и слова». Ваше задание для всей команды: Из одного большого

слова составить много маленьких. Буквами предложенного вам слова можно

распоряжаться, как угодно. Пока мы доигрываем последние конкурсы,

команды должны будут составить как можно больше новых слов и записать

их на листке бумаги.

Предлагаемые слова:

1-я команда – строительство,

2-я команда - кинематограф,

3-я команда - преподаватель.

Ведущий: Нам осталось только сравнить задания, которые выполнялись всей

дружной командой игроков. Какая команда написала больше маленьких слов

из одного большого.

Демонстрация ответов.

Ведущий : А теперь слово для поздравления предоставляется жюри.

Подводятся итоги конкурса.

Ведущий:

Вот и закончился праздник-конкурс юных журналистов. Все наши игроки с

честью

доказали,

что

они

грамотные,

упорные

и

сообразительные.

Поздравляем их с успехом! Кто знает, может быть, кто-то из них в будущем,

действительно, станет известным журналистом или редактором.



В раздел образования