Автор: Гербер Анастасия Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Детский дом № 1
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Трудное поведение приемного ребенка: воровство и обман
Тема: Трудное поведение приемного ребенка: воровство и обман
Раздел: дополнительное образование
«Трудное» поведение приемного ребенка: воровство и обман.
На пути создания полноценной семьи часто возникает большое
количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания. Большинство
проблем, возникающих у приемных родителей в воспитании аналогичны
проблемам, которые испытывают родители в воспитании собственных детей
(проблемы послушания, взаимопонимания, нарушения поведения и др).
Примером конфликта между родителями и приемными детьми может
стать «трудное поведение» ребенка.
Одним из факторов, осложняющих решение проблем в воспитании,
является негативная реакция приемных родителей, негативные эмоции,
которые они испытывают в критической ситуации.
Трудное - не значит плохое. Трудное поведение ребенка - это поведение,
с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его
исправить. Один из самых распространенных и самых пугающих для
родителей типов трудного поведения — детское воровство.
С какой целью может ребенок настойчиво воровать вещи? Список причин
может получиться примерно таким:
1. У ребенка может быть пока не сформировано представление о
собственности. Это довольно сложное абстрактное понятие, которое ребенок,
растущий в семье, осваивает постепенно. У него может не быть опыта
обладания своими собственными вещами.
2. Воровство может быть просто привычкой, возможно, ребенка учили этому
и хвалили, когда он приносил деньги и вещи старшим. Попав в новую семью,
он старается понравиться всеми доступными ему способами, в том числе и
таким.
3. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают,
«что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований
отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения. Это заставляет
ребенка чувствовать себя «белой вороной».
4. Бывает, что дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей, особенно
если взрослые очень болезненно воспринимают воровство. Деньги или
купленные на них сладости ребенок может воспринимать как символическое
замещение родительской любви. Часто такое происходит в периоды, когда
родители мало его хвалят, редко выражают симпатию, предъявляя только
требования и претензии.
5. Иногда дети воровством пытаются воздействовать на ситуацию в семье.
Например, родители в ссоре. Они почти не общаются между собой, в доме
напряженная атмосфера. Но вот ребенок украл - и папа с мамой вместе
принимают меры и разговаривают.
6. Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с
постоянно высоким уровнем тревоги. В момент кражи человек испытывает
острые ощущения, бурю эмоций, которые затем сменяются расслаблением и
эйфорией. Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство
этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму,
неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед
будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной
эмоциональной поддержки.
7. Порой детское воровство вызвано очень острым желанием обладания чем-
то, которое охватывает ребенка и которое бывает непонятно взрослым. Это
очень важный жизненный опыт. Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он
хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково
это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно
формирование совести.
Ни в одной из ситуаций ребенок не хочет «сознательно присвоить
чужое», его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и
т.д. Можно надеяться, что показав ему, как можно добиться того же самого,
не прибегая к воровству чужих вещей и денег, мы поможем ребенку
избавиться от этого крайне неприятного вида трудного поведения.
Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру
взрослого.
Что делать, если ребенок лжет?
Маленькие дети обычно врут так, что это сразу легко заметить. Чаще
всего причина вранья в том, что ребенку надо привлечь к себе внимание
взрослых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое
воображение и им необходимо просто пофантазировать время от времени.
Любая ситуация, даже такая неприятная, как детская ложь – это счастливая
возможность еще раз проговорить вслух правила, существующие в вашем
доме относительно норм поведения (или установить таковые, если это еще не
было сделано).
Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых
причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и
скажите ему о своем отношении к происшедшему. Поговорите о тех
неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь.
Будет полезно, если вы расскажите соответствующий случай из своего
собственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку.
Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: вы
рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что ни в
коем случае нельзя наказывать детей за правду! Надо быть готовым
выслушать любую правду, какой бы горькой она не была.