Напоминание

"Интегрированный урок как средство повышения мотивации и результативности в обучении предметов естественно - географического цикла".


Автор: Денисова Марина Павловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированный урок как средство повышения мотивации и результативности в обучении предметов естественно - географического цикла".
Раздел: полное образование





Назад




«Интегрированный урок как средство повышения мотивации и

результативности в обучении предметов естественно - географического цикла».

Стремительные изменения, происходящие в обществе, диктуют нам определённые

требования. Уже недостаточно выучиться один раз в жизни и быть хорошим

специалистом в какой-либо области или отрасли. Необходимо пронести возможность

обучения через всю жизнь. Кроме того, новая техника и технологии заставляют

современного человека систематически получать новые знания из других областей

науки.

ФГОС направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной

развивающей модели, которая преследует следующие образовательные цели:

1.

Развитие личности школьника, его творческих способностей.

2.

Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих учебную

деятельность.

Приоритетным является формирование общеучебных умений и навыков.

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных)

учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам:

1.

Умение учиться.

2.

Способность к самостоятельной работе, а это значит - способность к

саморазвитию и самосовершенствованию.

Согласно требованиям ФГОС, учитель отвечает не только за высокие знания

своих учеников, но и за то, чтобы ребёнок:

умел работать в команде;

мог сформулировать вопрос так, чтобы его поняли;

улавливал в тексте (художественном, научном, учебном) главную мысль,

находил аргументы, делал выводы;

ориентировался в понятиях: цель, деятельность, результат;

применял в обучении и жизни навыки самоконтроля.

Жизненные ситуации заставляют человека решать проблему комплексно, не

выделять на отдельные предметные области, что бы получать оптимальный результат.

Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких-либо

частей или элементов (словарь Ожегова). В результате интегрированных уроков у

учащихся

возникает

целостное

восприятие

мира,

формируется

как

раз

тот

деятельностный подход в обучении, которого мы должны придерживаться.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны

бинарные уроки.

Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и

реализации межпредметных связей, объединяющая содержание нескольких предметов

в одном уроке.

Его особенности: изложение, исследование проблемы одного предмета находит

продолжение в другом. Межпредметные связи реализуются в процессе преподавания

дисциплин одной образовательной области.

Цель бинарного урока – создание условий мотивированного практического

применения знаний, навыков и умений и возможности увидеть результаты своего

труда.

Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения

одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого

участвуют либо два, а может три учителя организации дополнительного образования,

предприятия - партнеры.

Бинарный урок предусматривает:

обсуждение заданий темы, способствующих развитию интереса учащихся к

предмету;

оценивание

деятельности

групп

экспертами,

обобщение

наработанного

материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет и т.д.

Он может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции,

практической работы, ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;

По типу урока - бинарный урок может быть:

уроком изучения новых знаний;

уроком систематизации и обобщения знаний;

комбинированным.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это

межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект.

Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной

проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Бинарные уроки требуют большой подготовки как педагога, так и учащихся.

Поэтому их невозможно проводить часто.

Такой урок,

проведённый не ради

внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждений в связке

предметов является важным этапом в формировании мировоззрения у учащихся

метапредметных связей и развития мышления.

В 2019 -2020 учебном году в МБОУ СОШ № 43 были реализованы такие уроки.

Организации, принявшие участие:

1.

МБОУ СОШ № 43 г. Новосибирска (обучающиеся 5, 6, 7 классов). Учебные

предметы: биология, география, экология, астрономия, литература.

2.

Музей «Заельцовка».

3.

ООПТ «Дендрологический парк».

4.

Библиотека им. Салтыкова – Щедрина.

В содержательном компоненте интеграция происходила на уровне урочной,

внеурочной

и

проектной

деятельности.

Параллельно

проводилась

внеурочная

деятельность с музеем «Заельцовка».

В результате уже были проведены проекты «Когда приходит Новый год?» и

«Новосибирскими тропами». Ведётся работа над проектами

«Особо охраняемые

территории моего края», «Интерактивная карта ООПТ «Дендрологический парк».

Подготовка к уроку была разбита на несколько этапов:

1.

Объединение заинтересованных организаций.

2.

Разработка урока, включая знания, полученные в результате проведения

урочной и внеурочной работы.

3.

Проведение урока.

4.

Подведение результатов, рефлексия.

Урочный материал был представлен в форме игры 22 декабря. В день проведения

мероприятия обучающиеся получили письмо от Деда Мороза, в котором он просил

помочь в выборе новогоднего дерева определённых параметров.

Задания по астрономии и географии предоставили возможность получения

дополнительной информации о дне зимнего солнцестояния (истинного Нового года).

Задания по географии сводились к определению расстояний, ориентированию на

территории

«Дендрологического

парка».

Задания

по

биологии

рассматривали

возможность практического изучения представителей голосеменных растений (ель,

сосна, лиственница) и определения возраста, размеров, особенности расположения

хвоинок на ветке. Задания по литературе после проведения урока позволили написать

сочинение на тему «Когда приходит Новый год?». Направления были предложены

различные - от сказочного до научно-популярного.

Проектная деятельность представлена краткосрочными и долгосрочными

проектами: «Новосибирскими тропами», «Особо охраняемые природные территории

моего края», «Растительный и животный мир моего края», «Литературная экология».

Презентации, видеоролики, статьи об особо охраняемых природных территориях

будут не только прославлять природу родного края, но и проводить просветительскую

работу среди сверстников и взрослых.

Таким образом, опыт применения данных уроков позволит:

1.

Развивать личность школьника, его творческие способности.

2.

Освоить

систему

научных

компетенций,

обеспечивающих

учебную

и

познавательную деятельность.

3.

Повысить интерес к изучению школьных предметов как целостной системы.



В раздел образования