Автор: Мустафаева Саида Теймуровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 70
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Цели и задачи воспитательной системы.
Раздел: полное образование
Цели и задачи воспитательной системы.
Деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной
системы класса направляется на то, чтобы учащиеся смогли осознать свою
индивидуальность, развить и проявить ее.
Цель воспитательной системы нашей школы - формирование личности с
разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким
уровнем культуры, с активной жизненной позицией, готовой к осознанному
выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
Исходя из этого, определилась цель воспитательной системы класса:
содействовать формированию и развитию интеллектуальной,
нравственной, творческой, активной личности, способной к самопознанию
и саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию позитивного
мировоззрения, развитию познавательной активности.
2. Создавать условия для проявления и развития творческого потенциала
учащихся; развивать систему поддержки одаренных детей, условия для
организации подготовки и участия школьников в предметных олимпиадах
муниципального, областного и федерального уровня, интеллектуальных
конкурсах и турнирах.
3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно
выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
4. Активно использовать информационные технологии в учебно-
воспитательном процессе.
5. Активно внедрять систему дополнительного образования в классе и школе.
6. Содействовать сохранению и укреплению здоровья и физического развития
учащихся за счет использования здоровьесберегающих технологий в
образовательном процессе в рамках программы «Здоровье».
Ожидаемые результаты:
I.Гражданские качества:
Воспитание чувства гордости за свое Отечество, интереса к культуре родного
народа, знание истории Родного края его традиций, а также уважения к другим
народам и странам. Готовность защищать Родину.
Уважительное отношение к государственной символике. Бережное отношение
к государственной и общественной собственности. Гордость за честь школы,
достижения одноклассников.
II. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА:
Воспитание терпимости и доброжелательности к людям разных
национальностей, разных вероисповеданий, социального и материального
положения. Непримиримость к антигуманным поступкам. Помощь детям
сиротам, инвалидам и пожилым людям. Бережное отношение к природе.
III. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ КАЧЕСТВА:
Целенаправленное самообразование, желание продолжить дальнейшее
обучение в ВУЗах, посещение театров, концертов, выставок, стремление к
прекрасному в деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
Участие в конкурсах, концертах, литературных вечерах.
IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА:
Воспитание нетерпимости к грубости, лжи, антисоциальному поведению.
Стремление к физическому совершенству, воспитание силы воли. Воспитание
решительности, готовности прийти на помощь, умения отстаивать свое мнение,
преодолеть страх.
Механизм построения и функционирования воспитательной системы.
Особенность воспитательной системы - детское творчество играет роль
системообразующего фактора, состоит в том, что на всех возрастных уровнях
ребенок вовлекается в продуктивную творческую деятельность.
Условия деятельности классного руководителя:
1. Внимание. Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить
силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир.
Без умения управлять вниманием нельзя увидеть и понять красоту в жизни,
искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой
личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий
мир.
2. Атмосфера доверия и уважения. Дети все разные, и к каждому нужно найти
подход, помочь преодолеть трудности одним в общении, другим в
самовыражении, третьим в адекватной рефлексии. Общеклассные праздники,
коллективные творческие дела, индивидуальные творческие вечера и
персональные выставки призваны не только приобщать к искусству, миру
прекрасного, но и «творить» себя и свои отношения в коллективе, умение
сопереживать и сотрудничать, при этом познавая и создавая себя, свою
личность.
3. Творческая активность. Это условие проявления и развития креативных
способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать
формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального
стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и
окружающему внешнему миру.
4. Рефлективность. Без формирования внутреннего «Я» трудно представить
возможность обретения своей индивидуальности. В связи с этим очевидна
целесообразность формирования у детей умений и навыков самоанализа и
самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной
или индивидуальной жизни.
Важная определяющая системы - создание условий для совместной
деятельности учеников, их родителей, учителей и других взрослых; при этом
каждый учащийся, готовя коллективное дело, получает возможность проявить
свои творческие способности, личностные качества.
Диагностика воспитательной системы класса
Для исследования результативности выбранной системы воспитания
используются следующие диагностические средства.
№ Критерии
Диагностические средства
1
Сформированность потребности в
самопознании и саморазвитии
Тест «Знаю ли я себя»
2
Развитость креативных
способностей
Методика диагностики уровня творческой
активности учащихся (М.И.Рожков)
3
Индивидуально-личностный рост
учащихся
Методика «Репка»
4
Сформированность
коммуникативной культуры
Тест «Изучение уровня развития
коммуникативно-организаторских
способностей (КОС)
4
Нравственное самоопределение
учащихся
Тест Н.Е. Щурковой
«Размышляем о жизненном опыте»
4
Творческая активность
Анализ личностных достижений учащихся
5
Сформированность желания
ребенка вносить свой вклад в общее
дело
Методика Н.Н.Заваденко
6
Удовлетворенность учащихся
жизнедеятельностью класса и своим
положением в коллективе
Тесты Е.Н.Степанова
Методика А.Н. Лутошкина
«Какой у нас коллектив»
Литература:
1.
Воспитательная система класса: теория и практика. Методические
рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
2.
Рожков М.И. Классному руководителю; М., Владос, 2001 г. – 280 с.
3.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система
работы психолога с детьми разного возраста. М., Владос, 1999
4.
Диагностика межличностных отношений. /Сост. Г.В.Слепухина,
Магнитогорск, 2002 г.
5.
Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., Педагогическое сообщество, 2000
г., - 192 с.
6.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.,
педагогическое сообщество, 2000 г.- 256 с.
7.
Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /
П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО,
2003. - 82 c.
8.
Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.
Образовательно-издательский центр "Академия", 2005 г. - 256 с
Характеристика класса
На начало 2016 - 17 учебного года в 6 «А» классе 24 учащихся.
В классе 9 девочек и 15 мальчиков.
Из них:
2 мальчика: 1996 года рождения
13 мальчиков: 1996год рождения
2 девочки: 1996 года рождения
7 девочек: 1997 год рождения
Из них:
Количество детей в семьях
1 ребенок
2 ребенка
3 и более
11
13
1
Из них:
Семей с одним
кормильцем (мать/отец)
Семей опекунов
Нуждающихся в социальной
поддержке
7
Нет
Нет
Из них:
Состоят на учете в
школе
Состоят на учете в ОДН
Склонных к бродяжничеству
1
Нет
Нет
Успеваемость
отличники
хорошисты
с одной «3»
Нет
18
2
Сведения об учащихся по состоянию здоровья
Группа здоровья
Физкультурная группа.
Основная группа
Подготовительная
группа
15
Психолого-педагогическая характеристика класса
Учащиеся 6А класса обучаются вместе в школе №70 с 2003 года. Только
несколько ребят (_____) пришли в класс позже. В классе - 9 девочек, 15
мальчиков.
Уже в начальной школе учитель ___ уделяла большое внимание
эмоциональному восприятию детьми окружающего мира, формированию
аналитических умений, самостоятельности и нестандартности мышления. В
результате учащихся класса отличают от детей других классов параллели
живой интерес к учебе, глубокие и прочные знания.
Класс можно считать социально благополучным: 27% детей живут в неполных
семьях, нет семьей малообеспеченных, 1 семья многодетная. Тем не менее, все
родители занимаются воспитанием детей, помогают им в учебе.
Помимо общеобразовательной школы, 24 ребенка получают дополнительное
образование и воспитание в музыкальных и художественных школах, кружках
и спортивных секциях города. Ребята принимают активное участие в
предметных олимпиадах, в том числе в олимпиаде по основам наук в
Уральском федеральном округе, международных играх «Русский медвежонок»,
«Кенгуру», «Бульдог».
Занятость учащихся в кружках, секциях, внешкольных учреждениях.
№ п/п
Охват учащихся дополнительным образованием
Кружки, объединения, студии, секции
В них человек
% соотношение к контингенту
Предметные кружки
24
100
Интеллектуально-познавательные
1
2.4
Художественно-эстетические
5
12
Технические
1
2.4
Спортивные
18
43
ИТОГО:
100
2008-2009г.
2009-2010г.
Школьные кружки
100%
100%
УДО
95%
95%
Большое количество ребят во второй половине дня занимаются по
интересам, но творческий потенциал детей настолько велик, что есть
необходимость расширить круг интересов. Продолжить работу по мотивации
учебы и познания, отрабатывать навыки по самоподготовке и оказывать
индивидуальную помощь отстающим ребятам
А также нацелить ребят на работу для своего «Портфолио» - папку
достижений, т.е стимулятор качества в учебе, активности в познании и
стремление достичь высоких результатов (на последнем родительском
собрании дети вместе с родителями изучали свои достижения, т.е. изучали свое
«Портфолио»).
К концу седьмого класса можно сказать с уверенностью, что задача по
формированию дружного коллектива и добрых отношений между
воспитанниками – выполнена на 90%.
На итоговом родительском собрании поблагодарили родителей и детей за
плодотворную работу и за умение общаться и дружить.
Продолжить работу над сплочением коллектива ребят, индивидуально работать
над теми, кто иногда держится обособленно вовлекая их в коллективные дела,
давая соответственные поручения. Обратить особое внимание на вновь
прибывших ребят и способствовать нормальной адаптации их в коллективе.
Своевременно реагировать на позитивные дела ребят – поддерживать, хвалить,
поощрять. Нарушителей порядка, дисциплины загружать полезной и
интересной работой, постоянно контролировать и стимулировать. К пассивным
ребятам, «прикрепить» более активных – поощрять и первых и вторых. При
распределении поручений учитывать творческие и лидерские способности
ребят. Удачное распределение обязанностей, доверие и поддержка ведет к
плодотворной, интересной и качественной работе коллектива.
В классе уже выделились свои «выдающиеся» музыканты, художники, актеры,
журналисты, спортсмены. Так, например, _______- талантливые художники,
победители городских и призеры областных и международных конкурсов
детского рисунка; их работы размещены в городской детской картинной
галерее. ________ - перспективный спортсмен-футболист, занимается в
ДЮСШ; ___________ – победители и призеры олимпиад.
В ходе исследования общественной активности учащихся были получены
следующие результаты:
- 14 учащихся стремятся к лидерству, хотят организовывать, руководить
(особенно в этом плане выделяются ___);
- 8 человек составляют группу активных людей, хотят и участвуют в
подготовке и проведении различных мероприятий, но не в качестве
руководителей, а в роли помощников (это такие ребята, как ________);
- 5 учащихся довольствуются ролью ведомых, охотно выполняют поручения, но
сами инициативу не проявляют; иногда боятся ответственности (__________).
По итогам социометрии:
Лидеры класса:
Гендерные выборы:
Недооцененные:
В классе действует самоуправление:
Школьный
совет
Ученический актив
Временный творческий
коллективы
9%
26%
74%
Школьный
совет
Ученический актив
Временный творческий
коллективы
9%
26%
74%
Актив самоуправления класса
Командир класса –
Руководители творческих групп:
1. Группа «Знание. Разум. Наука» -
2. Группа «Человек. Гражданин. Патриот» -
3. Группа «Культура. Искусство. Творчество» -
4. Группа «Физкультура. Спорт. Здоровье» -
5. Группа «Труд. Усердие. Успех» -
За данный учебный год ребята класса продолжили настрой седьмого класса -
ответственно относиться к основным поручениям, к просьбам, к рядовым
поручениям, а главное отвечать за свое здоровье и здоровье одноклассников.
Хорошо дежурят многие, но ответственнее всех –
Но главный результат в самостоятельности и активности ребят:
1 – это выработанное умение организовать сбор класса, распределить
поручения,
самостоятельно анализировать выполнение поручений и их распределение.
2 - обсудить заданную тему или поступок, и только после этого привлечь
учителя подвести итоги, узнать мнение взрослого.
3 – самостоятельно организовать художественные номера для родителей, при
этом самостоятельно договориться с музыкантом, с костюмером, поздравить
интересно творчески педагогов с праздниками.
4 – часто наблюдалась помощь друг другу и взаимовыручка.
5 - активные предложения лидеров класса по планированию как творческой, так
и бытовой работы в классе.
Вывод: Необходимо поддерживать и продолжать развивать самоуправление в
классе, больше доверять детям, привлекать лидеров класса, при этом
использовать методы: поощрения, похвалы, сравнения, наблюдения, анализа,
метод стимуляции и контроля.
Таким образом, характер класса можно описать как активный, творческий,
стремящийся к знаниям, ответственный. Эти черты нужно закрепить и
развивать.
Однако есть черты, которые необходимо ослабить: эгоизм некоторых ребят,
обусловленный тем, что ребенок - единственный в семье; обидчивость, низкая
самооценка в ряде случаев.
Анализ Уровня воспитанности за трехлетний период
Проведенный итоговый срез уровня воспитанности показал, что по классу
уровень воспитанности средний
Итоговый срез уровня воспитанности
за 5 класс – средний балл - 0,4
№
Направления воспитательной работы
1
Самоуправление
2
Гражданско-патриотическое
3
Нравственно этическое
4
Эстетическое
5
Здоровьесберегающие
6
Общий балл по классу