Напоминание

Цели и задачи воспитательной системы.


Автор: Мустафаева Саида Теймуровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 70
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Цели и задачи воспитательной системы.
Раздел: полное образование





Назад




Цели и задачи воспитательной системы.

Деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной

системы класса направляется на то, чтобы учащиеся смогли осознать свою

индивидуальность, развить и проявить ее.

Цель воспитательной системы нашей школы - формирование личности с

разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким

уровнем культуры, с активной жизненной позицией, готовой к осознанному

выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Исходя из этого, определилась цель воспитательной системы класса:

содействовать формированию и развитию интеллектуальной,

нравственной, творческой, активной личности, способной к самопознанию

и саморазвитию.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию позитивного

мировоззрения, развитию познавательной активности.

2. Создавать условия для проявления и развития творческого потенциала

учащихся; развивать систему поддержки одаренных детей, условия для

организации подготовки и участия школьников в предметных олимпиадах

муниципального, областного и федерального уровня, интеллектуальных

конкурсах и турнирах.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно

выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

4. Активно использовать информационные технологии в учебно-

воспитательном процессе.

5. Активно внедрять систему дополнительного образования в классе и школе.

6. Содействовать сохранению и укреплению здоровья и физического развития

учащихся за счет использования здоровьесберегающих технологий в

образовательном процессе в рамках программы «Здоровье».

Ожидаемые результаты:

I.Гражданские качества:

Воспитание чувства гордости за свое Отечество, интереса к культуре родного

народа, знание истории Родного края его традиций, а также уважения к другим

народам и странам. Готовность защищать Родину.

Уважительное отношение к государственной символике. Бережное отношение

к государственной и общественной собственности. Гордость за честь школы,

достижения одноклассников.

II. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА:

Воспитание терпимости и доброжелательности к людям разных

национальностей, разных вероисповеданий, социального и материального

положения. Непримиримость к антигуманным поступкам. Помощь детям

сиротам, инвалидам и пожилым людям. Бережное отношение к природе.

III. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ КАЧЕСТВА:

Целенаправленное самообразование, желание продолжить дальнейшее

обучение в ВУЗах, посещение театров, концертов, выставок, стремление к

прекрасному в деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

Участие в конкурсах, концертах, литературных вечерах.

IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА:

Воспитание нетерпимости к грубости, лжи, антисоциальному поведению.

Стремление к физическому совершенству, воспитание силы воли. Воспитание

решительности, готовности прийти на помощь, умения отстаивать свое мнение,

преодолеть страх.

Механизм построения и функционирования воспитательной системы.

Особенность воспитательной системы - детское творчество играет роль

системообразующего фактора, состоит в том, что на всех возрастных уровнях

ребенок вовлекается в продуктивную творческую деятельность.

Условия деятельности классного руководителя:

1. Внимание. Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить

силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир.

Без умения управлять вниманием нельзя увидеть и понять красоту в жизни,

искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой

личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий

мир.

2. Атмосфера доверия и уважения. Дети все разные, и к каждому нужно найти

подход, помочь преодолеть трудности одним в общении, другим в

самовыражении, третьим в адекватной рефлексии. Общеклассные праздники,

коллективные творческие дела, индивидуальные творческие вечера и

персональные выставки призваны не только приобщать к искусству, миру

прекрасного, но и «творить» себя и свои отношения в коллективе, умение

сопереживать и сотрудничать, при этом познавая и создавая себя, свою

личность.

3. Творческая активность. Это условие проявления и развития креативных

способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать

формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального

стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и

окружающему внешнему миру.

4. Рефлективность. Без формирования внутреннего «Я» трудно представить

возможность обретения своей индивидуальности. В связи с этим очевидна

целесообразность формирования у детей умений и навыков самоанализа и

самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной

или индивидуальной жизни.

Важная определяющая системы - создание условий для совместной

деятельности учеников, их родителей, учителей и других взрослых; при этом

каждый учащийся, готовя коллективное дело, получает возможность проявить

свои творческие способности, личностные качества.

Диагностика воспитательной системы класса

Для исследования результативности выбранной системы воспитания

используются следующие диагностические средства.

№ Критерии

Диагностические средства

1

Сформированность потребности в

самопознании и саморазвитии

Тест «Знаю ли я себя»

2

Развитость креативных

способностей

Методика диагностики уровня творческой

активности учащихся (М.И.Рожков)

3

Индивидуально-личностный рост

учащихся

Методика «Репка»

4

Сформированность

коммуникативной культуры

Тест «Изучение уровня развития

коммуникативно-организаторских

способностей (КОС)

4

Нравственное самоопределение

учащихся

Тест Н.Е. Щурковой

«Размышляем о жизненном опыте»

4

Творческая активность

Анализ личностных достижений учащихся

5

Сформированность желания

ребенка вносить свой вклад в общее

дело

Методика Н.Н.Заваденко

6

Удовлетворенность учащихся

жизнедеятельностью класса и своим

положением в коллективе

Тесты Е.Н.Степанова

Методика А.Н. Лутошкина

«Какой у нас коллектив»

Литература:

1.

Воспитательная система класса: теория и практика. Методические

рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

2.

Рожков М.И. Классному руководителю; М., Владос, 2001 г. – 280 с.

3.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система

работы психолога с детьми разного возраста. М., Владос, 1999

4.

Диагностика межличностных отношений. /Сост. Г.В.Слепухина,

Магнитогорск, 2002 г.

5.

Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., Педагогическое сообщество, 2000

г., - 192 с.

6.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.,

педагогическое сообщество, 2000 г.- 256 с.

7.

Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /

П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО,

2003. - 82 c.

8.

Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.

Образовательно-издательский центр "Академия", 2005 г. - 256 с

Характеристика класса

На начало 2016 - 17 учебного года в 6 «А» классе 24 учащихся.

В классе 9 девочек и 15 мальчиков.

Из них:

2 мальчика: 1996 года рождения

13 мальчиков: 1996год рождения

2 девочки: 1996 года рождения

7 девочек: 1997 год рождения

Из них:

Количество детей в семьях

1 ребенок

2 ребенка

3 и более

11

13

1

Из них:

Семей с одним

кормильцем (мать/отец)

Семей опекунов

Нуждающихся в социальной

поддержке

7

Нет

Нет

Из них:

Состоят на учете в

школе

Состоят на учете в ОДН

Склонных к бродяжничеству

1

Нет

Нет

Успеваемость

отличники

хорошисты

с одной «3»

Нет

18

2

Сведения об учащихся по состоянию здоровья

Группа здоровья

Физкультурная группа.

Основная группа

Подготовительная

группа

15

Психолого-педагогическая характеристика класса

Учащиеся 6А класса обучаются вместе в школе №70 с 2003 года. Только

несколько ребят (_____) пришли в класс позже. В классе - 9 девочек, 15

мальчиков.

Уже в начальной школе учитель ___ уделяла большое внимание

эмоциональному восприятию детьми окружающего мира, формированию

аналитических умений, самостоятельности и нестандартности мышления. В

результате учащихся класса отличают от детей других классов параллели

живой интерес к учебе, глубокие и прочные знания.

Класс можно считать социально благополучным: 27% детей живут в неполных

семьях, нет семьей малообеспеченных, 1 семья многодетная. Тем не менее, все

родители занимаются воспитанием детей, помогают им в учебе.

Помимо общеобразовательной школы, 24 ребенка получают дополнительное

образование и воспитание в музыкальных и художественных школах, кружках

и спортивных секциях города. Ребята принимают активное участие в

предметных олимпиадах, в том числе в олимпиаде по основам наук в

Уральском федеральном округе, международных играх «Русский медвежонок»,

«Кенгуру», «Бульдог».

Занятость учащихся в кружках, секциях, внешкольных учреждениях.

№ п/п

Охват учащихся дополнительным образованием

Кружки, объединения, студии, секции

В них человек

% соотношение к контингенту

Предметные кружки

24

100

Интеллектуально-познавательные

1

2.4

Художественно-эстетические

5

12

Технические

1

2.4

Спортивные

18

43

ИТОГО:

100

2008-2009г.

2009-2010г.

Школьные кружки

100%

100%

УДО

95%

95%

Большое количество ребят во второй половине дня занимаются по

интересам, но творческий потенциал детей настолько велик, что есть

необходимость расширить круг интересов. Продолжить работу по мотивации

учебы и познания, отрабатывать навыки по самоподготовке и оказывать

индивидуальную помощь отстающим ребятам

А также нацелить ребят на работу для своего «Портфолио» - папку

достижений, т.е стимулятор качества в учебе, активности в познании и

стремление достичь высоких результатов (на последнем родительском

собрании дети вместе с родителями изучали свои достижения, т.е. изучали свое

«Портфолио»).

К концу седьмого класса можно сказать с уверенностью, что задача по

формированию дружного коллектива и добрых отношений между

воспитанниками – выполнена на 90%.

На итоговом родительском собрании поблагодарили родителей и детей за

плодотворную работу и за умение общаться и дружить.

Продолжить работу над сплочением коллектива ребят, индивидуально работать

над теми, кто иногда держится обособленно вовлекая их в коллективные дела,

давая соответственные поручения. Обратить особое внимание на вновь

прибывших ребят и способствовать нормальной адаптации их в коллективе.

Своевременно реагировать на позитивные дела ребят – поддерживать, хвалить,

поощрять. Нарушителей порядка, дисциплины загружать полезной и

интересной работой, постоянно контролировать и стимулировать. К пассивным

ребятам, «прикрепить» более активных – поощрять и первых и вторых. При

распределении поручений учитывать творческие и лидерские способности

ребят. Удачное распределение обязанностей, доверие и поддержка ведет к

плодотворной, интересной и качественной работе коллектива.

В классе уже выделились свои «выдающиеся» музыканты, художники, актеры,

журналисты, спортсмены. Так, например, _______- талантливые художники,

победители городских и призеры областных и международных конкурсов

детского рисунка; их работы размещены в городской детской картинной

галерее. ________ - перспективный спортсмен-футболист, занимается в

ДЮСШ; ___________ – победители и призеры олимпиад.

В ходе исследования общественной активности учащихся были получены

следующие результаты:

- 14 учащихся стремятся к лидерству, хотят организовывать, руководить

(особенно в этом плане выделяются ___);

- 8 человек составляют группу активных людей, хотят и участвуют в

подготовке и проведении различных мероприятий, но не в качестве

руководителей, а в роли помощников (это такие ребята, как ________);

- 5 учащихся довольствуются ролью ведомых, охотно выполняют поручения, но

сами инициативу не проявляют; иногда боятся ответственности (__________).

По итогам социометрии:

Лидеры класса:

Гендерные выборы:

Недооцененные:

В классе действует самоуправление:

Школьный

совет

Ученический актив

Временный творческий

коллективы

9%

26%

74%

Школьный

совет

Ученический актив

Временный творческий

коллективы

9%

26%

74%

Актив самоуправления класса

Командир класса –

Руководители творческих групп:

1. Группа «Знание. Разум. Наука» -

2. Группа «Человек. Гражданин. Патриот» -

3. Группа «Культура. Искусство. Творчество» -

4. Группа «Физкультура. Спорт. Здоровье» -

5. Группа «Труд. Усердие. Успех» -

За данный учебный год ребята класса продолжили настрой седьмого класса -

ответственно относиться к основным поручениям, к просьбам, к рядовым

поручениям, а главное отвечать за свое здоровье и здоровье одноклассников.

Хорошо дежурят многие, но ответственнее всех –

Но главный результат в самостоятельности и активности ребят:

1 – это выработанное умение организовать сбор класса, распределить

поручения,

самостоятельно анализировать выполнение поручений и их распределение.

2 - обсудить заданную тему или поступок, и только после этого привлечь

учителя подвести итоги, узнать мнение взрослого.

3 – самостоятельно организовать художественные номера для родителей, при

этом самостоятельно договориться с музыкантом, с костюмером, поздравить

интересно творчески педагогов с праздниками.

4 – часто наблюдалась помощь друг другу и взаимовыручка.

5 - активные предложения лидеров класса по планированию как творческой, так

и бытовой работы в классе.

Вывод: Необходимо поддерживать и продолжать развивать самоуправление в

классе, больше доверять детям, привлекать лидеров класса, при этом

использовать методы: поощрения, похвалы, сравнения, наблюдения, анализа,

метод стимуляции и контроля.

Таким образом, характер класса можно описать как активный, творческий,

стремящийся к знаниям, ответственный. Эти черты нужно закрепить и

развивать.

Однако есть черты, которые необходимо ослабить: эгоизм некоторых ребят,

обусловленный тем, что ребенок - единственный в семье; обидчивость, низкая

самооценка в ряде случаев.

Анализ Уровня воспитанности за трехлетний период

Проведенный итоговый срез уровня воспитанности показал, что по классу

уровень воспитанности средний

Итоговый срез уровня воспитанности

за 5 класс – средний балл - 0,4

Направления воспитательной работы

1

Самоуправление

2

Гражданско-патриотическое

3

Нравственно этическое

4

Эстетическое

5

Здоровьесберегающие

6

Общий балл по классу



В раздел образования