Автор: Галимуллина Альбина Рафилевна
Должность: студент
Учебное заведение: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Влияние дистанционного обучения на физическую активность учителей школ Перми и Пермского края
Раздел: полное образование
Влияние дистанционного обучения на физическую активность учителей
школ Перми и Пермского края
Галимуллина А.Р. магистрант. Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет, Пермь, Россия.
Аннотация.
Актуальность
статьи
обусловлена
необходимостью
изучения
влияния
дистанционного
обучения
на
физическую
активность
учителей разных школ Перми и Пермского края. Целью статьи было проверить
как влияет дистанционное обучение на учителей, и какие изменения произошли
в их привычном режиме жизни и работы. Было проведено анкетирование и
проанализированы результаты. Судя по полученным данный, дистанционный
формат обучения негативно сказался на подавляющем большинстве учителей.
Многие из них отметили набор лишней массы и повышение уровня стресса, а
также некоторые столкнулись с новыми проблемами со здоровьем. Все это
заставляет задуматься, на сколько наше общество готово к новым форматам
обучения.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, гиподинамия, физическая
активность, здоровье, ученики.
Прошлый, 2020 год, внес серьезные коррективы в жизни общества. В
связи с распространением COVID-19 многие люди были вынуждены уйти в
дистанционный формат работы. Одними из первых, столкнулись с этим
педагоги и учащиеся из различных учебных заведений. До сих пор ведутся
активные дискуссии о преимуществах и недостатках преподавания в онлайн
режиме. Возможно, эта система имеет множество достоинств. Однако, на наш
взгляд, недостаточно внимания уделяется самой серьезной проблеме дистанта
— это проблема гиподинамии, которая может стать результатом неправильной
организации образовательного процесса как для обучающихся, так и для
преподавателей. Поэтому хочется более подробно остановиться на проблеме
гиподинамии преподавателей, на примере школ Перми и Пермского края.
Еще до пандемии было установлено, что гиподинамия, является одной из
важнейших проблем 21 века. Согласно данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ),
60% взрослых и 75%
молодежи страдают
от
гиподинамии.
Эксперты
утверждают,
что
малоподвижный
образ
жизни
становится причиной 10% смертей.
Под термином гиподинамия принято считать нарушение функций
организма
(опорно-двигательного
аппарата,
кровообращения,
дыхания,
пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы
сокращения мышц. И ее распространённость растет в связи с урбанизацией,
автоматизацией
и
механизацией
труда,
увеличением
роли
средств
коммуникации.
Ни для кого не секрет, что малоподвижный образ жизни отрицательно
сказывается на всем организме. Постепенно выходят из строя сердечно-
сосудистая система, нарушается метаболизм, что приводит к ожирению и
атеросклерозу. Мышцы без работы слабеют, постепенно атрофируются, теряют
свою выносливость. Корме этого теряется их опорная функция и нагрузка
падает на кости и суставы, что приводит к остеоартрозам и остеохондрозам.
Гиподинамия не обходит стороной и нервную систему, отражаясь на работе
головного мозга. В результате, люди столкнувшиеся с этой проблемой
сталкиваются
с
общей
слабостью,
уменьшением
трудоспособности,
бессонницей, снижением умственной активности, чрезмерной утомляемостью и
другими проявлениями.
Нами было проведено анкетирование учителей школ Перми и Пермского
края (Березников и Лысьвы), которые вели занятия для школьников с 1 по 11
класс в период с октября по декабрь включительно, в 2020 году. В группе
опрошенных было 464 педагога в разной возрастной категории (до 30 лет, от 31
до 50 лет, старше 51 года). В анкете было представлено 10 вопросов, связанных
с физической активностью педагогов, во время дистанционного обучения.
Результаты будут представлены в таблице ниже.
Таблица №1. Результаты анкетирования преподавателей ПБМК
№
Вопрос
Варианты ответа
Результат
1
Как изменилась Ваша физическая активность в
пандемию?
а) уменьшилась
б) не изменилась
в) увеличилась
а) 51%
б) 43%
в) 6%
2
Почувствовали ли Вы ухудшение в состоянии
здоровья в период пандемии?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь
ответить
а) 40%
б) 50%
в) 10%
3
Как Вы боролись с недостаточностью
движения?
а) занимаюсь дома сам
б) бегаю
в) занимаюсь онлайн
г) другой вариант
а) 50%
б) 12%
в) 5%
г) 33%
4
Как Вы адаптировались к ДО?
а) отлично
б) хорошо
в) удовлетворительно
г) плохо
а) 9%
б) 34%
в) 48%
г) 9%
5
Замечаете ли Вы повышенный уровень
раздражительности после проведения
дистанционных занятий по сравнению с
очными?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь
ответить
а) 42%
б) 37%
в) 21%
6
Считаете ли Вы целесообразным разработку
специального комплекса упражнений для
учителей, работающих на ДО?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь
ответить
а) 57%
б) 21%
в) 22%
7
Много ли времени тратите на работу в ДО,
вместе с проверкой домашнего задания?
а) до 8 часов
б) более 8 часов
а) 53%
б) 47%
8
Как изменилось Ваше зрение в период пандемии
в связи с работой на ДО?
а) ухудшилось
б) не изменилось
а) 74%
б) 26%
9
Стали бы Вы выполнять комплекс упражнений
для педагогов?
а) да
б) нет
а) 75%
б) 25%
10
Сколько времени Вы готовы потратить на
комплекс упражнений для педагогов?
а) до 10 мин
б) больше 10 мин
в) не планирую
выполнять
а) 47 %
б) 28%
в) 25%
Исходя из полученных результатов, можно сделать неутешительные
выводы. Половина опрошенных педагогов отметили, что их активность
снизилась, после перехода на дистанционное обучение. И 40% из них
почувствовали ухудшение в состоянии здоровья и 74% отметили падение
зрения. Это значит, что уменьшение физической активности ведет к ухудшению
состояния здоровья.
Под вопросом «Как Вы боролись с недостаточностью движения?».
Половина опрошенных ответили, а это 232 человека, что занимались дома
самостоятельно, 12% бегали, 5% занимались онлайн. И если мы вспомним
ответы, что их активность снизилась, а здоровье ухудшилось, это говорит о там,
что самостоятельные домашние занятия ФК не являются эффективными.
Одним из самых неутешительных результатов, стал ответ на вопрос про
раздражительность во время дистанционного обучения. 41% респондентов
ответили, что стали более раздражительны. Они связывают это, с отсутствием
обратной связи от студентов, поздним выполнением домашних заданий,
ощущением, что «не принадлежишь сам себе». И только восемь человек смогли
сохранить свое спокойствие. При этом они достаточно хорошо адаптировались
к новому формату обучения школьников и только 9% из них, это удалось плохо.
А также, мы спросили у педагогов необходим ли им специальный
комплекс упражнений и сколько времени они готовы на него выделить. 57%
ответили, что им необходимо разработать специальный комплекс упражнений,
47% готовы тратить на него меньше 10 мин, 28% готовы заниматься более 10
мин.
Подводя
итоги
по
проведенному
исследованию,
отметим,
что
дистанционный формат обучения в большей степени негативно сказался на
физической форме
педагогов.
И им необходимо разработать комплекс
упражнений, который бы: уменьшал раздражительность, поддерживал зрение,
был оптимальным по продолжительности и мотивировал на его выполнение.