Автор: Исаченко Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: Сахалинская область г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Величие простого русского человека-труженика, его любовь к родной земле в "Сказании о юноше-кожемяке"
Раздел: полное образование
Урок 2. Величие простого русского человека-труженика, его любовь к
родной земле в «Сказании о юноше-кожемяке».
Чем яснее мы видим прошлое,
тем четче прозреваем будущее.
Корни современности глубоко
уходят в родную почву.
Д. С. Лихачев.
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях
сказания как жанра литературы.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и изображения героев
сказания.
3. Развивать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять
его характеристику (устно).
4. Воспитывать патриотизм.
Ход урока
1.
Как вы понимаете, что такое сказание?
2.
Прочитайте определение сказания. Чем оно отличается от сказки?
Сказание - рассказ исторического или легендарного содержания.
3.
О каком времени идет повествование в «Сказании о юноше-
кожемяке»? Какие испытания выпадали тогда на долю Древней Руси?
4.
Какое условие выдвинул печенежский князь князю Владимиру?
5.
Почему опечалился князь Владимир?
6.
Что мы узнаем о юноше-кожемяке от его отца? Почему князь
Владимир обрадовался, когда услышал рассказ?
7.
Какое испытание выдержал юноша?
8.
Как выглядел печенег? Почему он посмеялся над юношей?
9.
Что помогает юноше победить врага?
(Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена
могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних
врагов.)
10.
Как князь Владимир увековечил память о подвиге юноши-кожемяки и
отблагодарил героя?
11.
Что больше всего ценит летописец в людях?
(Нестор высоко ценит силу и смелость людей, для которых самое главное в жизни –
защита отечества.)
12.
Как мы догадываемся об отношении Нестора к происходящему?
(Нестор не высказывает своего явного отношения к происходящему. Как же мы
догадываемся. Но уже сам выбор героев сказаний говорит о многом.)
13.
Как вы думаете, почему автор выбирает главным героем простого
русского человека, подчеркивает его обычную, ничем не
примечательную внешность?
14.
Произведение построено на антитезе.
Прочитайте и запишите определение антитезы.
Антитеза – противопоставление.
15.
Приведите примеры антитезы в «Сказании…».
16.
Как и в былине, Нестор использует гиперболу.
Прочитайте и запишите определение гиперболы.
Гипербола – сильное преувеличение.
17.
Приведите примеры гиперболы в произведении.
Чему учит «Сказание…»?
18.
Прочитайте слова Д. С. Лихачева. Как вы их понимаете?
(Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства,
дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории.)
Рефлексия.
1.
В чем художественные особенности сказания?
2.
Что прославляют древнерусские летописцы?
3.
Какие качества юноши-кожемяки вам понравились больше всего?
4.
Почему важно изучать произведения древнерусской литературы?
Дома:
дать письменную характеристику героям «Сказания о юноше-кожемяке»