Автор: Гришаева Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: ЛЕКСИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ПАРОНИМЫ. Урок русского языка в 10 классе
Раздел: полное образование
1
ЛЕКСИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ПАРОНИМЫ.
Урок русского языка в 10 классе
Цель урока: актуализировать и углубить знания учащихся о паронимах.
Задачи урока:
- образовательные:
1.формировать умение опознавать паронимы в речи, различать пары паронимов,
определять лексическое значение паронимов;
2.формировать умение различать паронимы и другие лексические группы (омони-
мы, синонимы, антонимы, фразеологизмы);
3.сформировать представление о парономазии как средстве языковой выразитель-
ности;
4. подготовить к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с темой урока.
- развивающие:
1.обогащать словарный запас за счёт употребления паронимов в речи;
2. формировать умение определять роль паронимов в художественном тексте;
- воспитательные:
1. воспитывать у обучающихся познавательный интерес, творческую активность
посредством знакомства с образцами художественной речи;
2.формировать умение правильно оценивать свои силы при выборе дифференци-
рованных и разноуровневых заданий.
Оборудование урока:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учеб-
ник для общеобразовательных учреждений.- М., «Русское слово», 2020
Толковые словари, словари паронимов, компьютер, проектор.
2
Ход урока.
I.Организационный этап. Формулирование темы и цели урока. Оформление
тетрадей.
II.Орфоэпическая разминка (на экране) (записать слова, расставить ударение,
проверить себя по орфоэпическому словарю):
Знамение, береста, еретик, жалюзи, кремень, свекла, договор, красивее, кухонный,
балованный, мизерный, баловать, откупорить, (он) звонит.
III. Актуализация опорных знаний. Опрос:
- Какой раздел науки о языке изучает слова и их лексические значения? (лексика.)
Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь (лексикон), тем точнее он может
выразить свои мысли.
- Какие группы слов объединяются под понятием синонимов и антонимов? Дома
вы работали со словарем синонимов и антонимов, подбирали синонимы и антонимы к
словам. Выполним практическую работу. На доске записаны слова. Подберите к ним си-
нонимы и антонимы.
УДАЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, БУДНИЙ, СКРЫТЫЙ, ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, НЕВЕЖА (Два
человека выходят к доске: один записывает напротив каждого слова соответствую-
щий ему синоним. другой - антоним). Проверка.
IV. Объяснение новой темы. Проблемная ситуация.
Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: кто прав?
Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Пав-
лик, садится за стол и бормочет:
- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
- Кто, по-вашему, прав?
Обсуждение. Вывод.
-Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значе-
ния.
- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)
- Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий” (Работа у доски). Найдем в сло-
варе значение каждого слова.
- Слова имеют один корень, схожи в написании, но различаются по своему лекси-
ческому значению. Это паронимы. Запишем тему урока и значение термина - ПАРОНИ-
МЫ.
Слово учителя.
Итак, паронимы - слова, близкие по звучанию, но разные по значению или ча-
стично совпадающие в своем значении.
Паронимами являются слова одного и того же корня, родственные слова: человеч-
ный - человеческий, ароматный - ароматический, геройский - героический.
Для некоторых нет никакой разницы, например, между словами надеть - одеть,
лирический - лиричный, исполнительский - исполнительный, командированный - ко-
мандировочный, а между тем лексические значения этих слов разные, они употребляют-
ся в разных ситуациях и, что самое важное, по-разному сочетаются с другими словами:
3
исполнительный комитет, но исполнительское мастерство.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти сло-
ва обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и
тот же корень), грамматических признаках (эти слова одной части речи). Корень прида-
ет им общность в лексическом значении. Тем не менее, у этих слов разные значения, что
и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Различать паронимы между собой можно, подбирая к каждому парониму близкое
ему по смыслу слово. Эти подстановочные слова никогда не совпадут. Например, вме-
сто экономный хозяин можно сказать рачительный хозяин, вместо экономичный способ
литья - выгодный способ литья. Тем самым разница между паронимическими словами
экономичный и экономный очевидна.
Близость паронимов по звучанию - источник ошибок в их употреблении. Так, го-
ворят "одел пальто" вместо "надел пальто". Эти глаголы различаются по смыслу: наде-
вают что-то, а одевают кого-то (надел шапку - одел ребёнка). По этому признаку - раз-
нице в сочетаемости - и можно разграничивать значения паронимов. Например, "Прошу
предоставить мне отпуск" (т.е. дать возможность пользоваться отпуском), "Представьте
сначала отчёт о работе" (т.е. он велит, приказывает предъявить ему отчёт о работе)
(слайд).
VI. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. Выполни задание (выбери нужное слово):
1.
Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ) жизни.
2.
Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни.
3.
Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.
4.
Кабанова показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ)
хозяйкой.
5.
ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.
6.
Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.
2. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.
1.
Платок (цветастый, цветочный).
2.
Смысл (двоякий, двойной).
3.
Покров (кожный, кожаный).
4.
Признательность (государства, людей).
3. В каком предложении вместо слова ЛЕДОВЫЙ нужно употребить ЛЕДЯ-
НОЙ?
1. Невозможно описать яркость и красочность полярного ЛЕДОВОГО моря.
2. Ладожское озеро было ЛЕДОВОЙ трассой, которая несла жизнь ленинградцам.
3. Он произнёс эти слова ЛЕДОВЫМ голосом.
4. Изменение ЛЕДОВЫХ условий в арктических морях представляет большой
научный интерес.
4. "Исправьте ошибки": найдите и исправьте ошибки в употреблении парони-
мов.
1.
Обед был очень сытым. (сытным)
2.
Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но
получили описку. (отписку)
3.
Шуба была сшита из искусного меха (искусственного).
4.
В заглавной роли снялся известный актёр (в главной).
5. Задания КИМ ЕГЭ.
4
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лек-
сическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное сло-
во.
1. Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
2. Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.
3. КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов утра и сра-
зу же приступил к работе.
4. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.
- Столкновение паронимов используется писателями и поэтами парономазия как
стилистический приём. В этом случае в поэтических и прозаических текстах использу-
ются сразу два парономаса (разнокорневых созвучных слова, разных по значению) в од-
ном предложении.
Употребление таких созвучных слов создает яркую перекличку звуков.
Приведем пример:
Эта удочка мюнхенского производства,
Неизменная спутница жизни моей,
Отвлекает умело меня от уродства
Исторических — и истерических! — дней.
(И. Северянин)
- В предложенных текстах найдите примеры парономазии:
Темной славы головня,
Не пустой и не постылый,
Но усталый и остылый.
Я сижу согрей меня.
(В. Хлебников)
Там белою магией магния,
Короткою вспышкой слепою
Ты явлен из времени давнего
На очную ставку с собою.
(В. Шефнер)
VII. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа:
1. Какие слова называются паронимами?
2. Как образуются паронимы?
3. Какова роль паронимов в речи?
4. Составим синквейн по теме «Паронимы»
1. Паронимы
2. Разные по смыслу, но сходные по звучанию
3. Обогащают русский язык, выступают в качестве синонимов, могут быть одно-
коренными
4. Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи
5. Para- возле, +onуme- имя
VIII. Домашнее задание.
Подобрать из художественных произведений 10
предложений с паронимами. Объяснить их лексическое значение.