Напоминание

"Познай себя"


Автор: Иванова Галина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Акатовская основная школа"
Населённый пункт: Смоленская область, Гагаринский район, д. Акатово
Наименование материала: Программа курса
Тема: "Познай себя"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Акатовская основная школа".

Программа курса

«

»

Познай себя

.

Учитель: Иванова Галина Николаевна

1

П р о г р а м м а к у р с а « П о з н а й с е б я »

д л я 7 к л а с с а .

Структура программы.

1.

Пояснительная записка.

2.

Цели курса.

3.

Требования к умениям и навыкам.

4.

Примерное тематическое планирование.

5.

Содержание курса.

6.

Литература.

Пояснительная записка.

Курс «Познай себя» позволяет учащимся узнать свои возможности и

потребности,

соотнести

их

с

требованиями,

которые

предъявляет

современный образовательный процесс. Ученик должен разбираться в

сложностях

проектирования

образовательного

процесса

на

примере

собственного учения, чтобы учебная деятельность ученика становилась

осмысленной для него самого, чтобы он понимал, как лично ему удобнее

действовать, чтобы усвоить содержание, чтобы учиться, то есть учить самого

себя.

Курс кроме обучения учеников навыкам успешного учения интегрирует

необходимые

теоретические

знания

и

диагностики

для

осознанной

самооценки учеником своих учебных возможностей и для проектирования

им самим программы собственного развития.

Курс рассчитан на 16 учебных часов.

Цель курса: дать ученику возможность реализации личных познавательных

интересов в выбранной образовательной области, помочь ученику в его

процессе самопознания и саморазвития, помочь ему найти и присвоить для

этого адекватные приемы и способы.

Задачи курса:

развитие у обучающихся способности к саморазвитию и

самосовершенствованию;

формирование личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий;

формирование опыта переноса и применения универсальных учебных

действий в жизненных ситуациях;

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных

действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных

областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

2

формирование навыков участия в различных формах организации

учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие

конкурсы, олимпиады, проекты);

развитие внимания, восприятия, памяти, логического мышления;

освоение приемов восприятия и запоминания; умения устанавливать

связи между предметами, явлениями, событиями.

помощь

учащимся

в

оценке

своих

способностей

и

осознании

возможностей в учебной деятельности;

расширение знаний школьников о себе как ученике;

формирование потребности в учебном успехе.

Основные требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изученного курса учащиеся должны узнать сущность и

содержание следующих понятий:

- обученность и обучаемость;

-универсальные учебные действия;

- информация;

- каналы восприятия информации;

- смысловое чтение;

- монолог;

- диалог;

- полилог;

- дискуссия;

- активное слушание;

- память;

- внимание;

- каналы приема и переработки информации;

- левополушарная, правополушарная стратегия мышления;

- мотивация;

- потребности;

- воля;

- проект.

На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести навыки:

- самодиагностики

актуального уровня обучаемости;

уровня развития мыслительных навыков;

навыков поиска информации.

- активного слушания;

- сворачивания и разворачивания информации;

- поиска и представления информации;

- применения УУД в учебной деятельности;

- рефлексии;

- проектирования индивидуальных программ развития.

3

Тематическое планирование.

темы

Тема занятия

Коли-

чество

часов

1.

Зачем я учусь? От чего зависит мой учебный успех?

1

2.

Обученность и обучаемость.

1

3.

Регулятивные, познавательные и коммуникативные

универсальные учебные действия как средства достижения

учебного успеха.

3

4.

Психофизиология обучения

1

5.

Внимание и учебный успех.

2

6.

Память и учебный успех.

2

7.

Каналы приема и переработки информации.

1

8.

Функциональная ассиметрия головного мозга и учебный

успех.

1

9.

Мотивация обучения как фактор учебного успеха.

1

10.

Воспитание воли и учебный успех.

1

11.

Проектная и конкурсная деятельность.

1

12.

Оформление, презентация и защита проектов, конкурсных

работ.

1

Итого:

16

Содержание курса «Познай себя».

1. Зачем я учусь? От чего зависит мой учебный успех? 1 ч.

Цели учения. Правила деятельности в группе. Факт, мнение, вывод. Система

ценностей человека. Учебная мотивация и учебный успех. Структура

учебного успеха. «Хочу», «Могу».

2. Обученность и обучаемость. 1 ч.

Учебные возможности, учебные результаты.

Оценка учебного труда.

Обученность

ученика

по

предмету.

Обучаемость.

Самодиагностика

актуального уровня обучаемости.

3.

Регулятивные,

познавательные

и

коммуникативные

универсальные

учебные

действия

как

средства

достижения

учебного успеха. 3 ч.

Система УУД. Постановка учебной задачи, планирование деятельности,

организация рабочего места, выбор оптимального способа работы, прогноз

результата работы, самоконтроль и самооценка, работа в группе.

Информация. Каналы восприятия информации. Преобразование информации.

Смысловое чтение.

Способы

представления

информации.

Самооценка

4

навыков

поиска

информации.

Библиографическая

грамотность.

Сворачивание и разворачивание информации.

Анализ,

синтез,

сравнение,

сопоставление,

аналогия,

классификация,

систематизация, обобщение, выделение главного, логическое мышление.

Самодиагностика уровня развития мыслительных навыков.

Монолог. Диалог. Полилог, дискуссия. Активное слушание. Риторика.

4.

Психофизиология обучения. 1 ч.

Психофизические качества личности, обеспечивающие учебный успех.

5.

Внимание и учебный успех. 2 ч.

Виды

внимания

по

источникам

возникновения.

Качества

внимания.

Индивидуальные особенности темперамента.

6.

Память и учебный успех. 2 ч.

Типы запоминания. Виды памяти. Приемы рационального запоминания.

Условия успешного запоминания. Развитее памяти.

7.

Каналы приема и переработки информации. 1 ч.

Визуальный, аудиальный, кинестический каналы приема информации.

8.

Функциональная ассиметрия головного мозга и учебный успех. 1

ч.

Левополушарная, правополушарная стратегия мышления. Самодиагностика

уровня доминирования полушария мозга. Развитие правого и левого

полушария мозга. Межполушарное взаимодействие.

9.

Мотивация обучения как фактор учебного успеха. 1 ч.

Уровни потребностной сферы. Иерархия желаний и целей. Смысл жизни.

10. Воспитание воли и учебный успех. 1 ч.

Желание. Воля. Желание успеха. Воля к победе.

11. Проектная деятельность. 1 ч.

Типы проектов. Этапы проектной деятельности. Структура проектной

работы.

12.Оформление, презентация и защита проектов, конкурсных работ.

1ч.

Литература.

1.

Галеева Н.Л. Сам себе учитель– М., 2006.

2.

Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. – М., 1991.

3.

Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М., 1988.

5



В раздел образования