Автор: Штоп Екатерина Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ 2- Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза П.П.Барбашова
Населённый пункт: c. Петропавловка 2-я, Венгеровский район, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мастер класс
Раздел: полное образование
Мастер - класс «Формирование у обучающихся читательской и
естественно - научной грамотности на уроках химии» - Штоп Е.А.,
учитель МКОУ 2-Петропавловской СОШ имени Героя Советского
Союза П.П.Барбашова
Приоритетной целью образования в современной школе является
развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к
самообразованию и саморазвитию.
Особое
место
среди метапредметных
универсальных
учебных
действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение
невозможно
без
сформированности
у
обучающихся читательской
грамотности. Термин «читательская грамотность» появился в российской
педагогике вначале 2000 годов.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и
использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Развитие
читательской
компетентности
способствует
росту
сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов,
умению ими управлять, сознательно их регулировать. Почти всегда
существовал стереотип: читать текст дети должны на уроках русского языка
и литературы, но сегодня многие учителя - предметники понимают, что это
одна из задач успешного обучения ребенка в любой области, и химия не
исключение.
Естественнонаучная
грамотность
–
способность
использовать
естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные
выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Самой простой формой работы с текстом является, на мой взгляд, такое
задание, как «Вставь пропущенное слово». Для этого задания берется текст
учебника, убираются термины или понятия. Ученикам предлагается вставить
пропущенные слова или словосочетания. Такие задания есть в учебниках
химии и тетрадях на печатной основе. Например, при изучении в 8 классе
темы «Кристаллические решётки», предлагается, такое задание:
Прочитайте текст и заполните пропуски, вставляя слова и/или цифры,
которыми
обозначены
на
рисунке
соответствующие
понятия.
Кристаллические вещества состоят из частиц, которые имеют четкое
расположение в определенных точках пространства. Если соединить эти
частицы, то получится своеобразный каркас, который называется (---). А
точки, где находятся частицы – (---). В узлах кристаллической решетки
могут находиться ионы, атомы, молекулы. В зависимости от типа частиц
в кристаллической решетки и характера связи между ними, различают
ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решётки.
Ионными,
называются
кристаллические
решётки,
в
узлах
которых
находятся (---). Их образуют вещества с (---) типом связи. Это соли,
основания, некоторые оксиды. Атомными называют кристаллические
решётки, в узлах которых находятся (---), которые между собой соединены
очень прочными (----) связями. Атомную кристаллическую решётку имеет
(---). Молекулярная кристаллическая решётка – это кристаллическая
решетка, в узлах которой находятся (---). Связи у веществ с молекулярной
кристаллической решёткой могут быть (---), как в молекулах HCl, H2O, и
(---), как в молекулах O2, O3, N2, H2 и др. Атомы внутри молекулы связаны
прочно, а вот связи между самими молекулами непрочные. Поэтому
вещества
с
молекулярной
кристаллической
решеткой
имеют
(---)
твердость, (---) температуры плавления и кипения, летучи.
Приём «Составление краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать
проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
Например: Смешали 250 г. 15 % и 300 г. 7 % растворов сахара.
Вычислить массовую долю полученного раствора.
Следующей формой работы с тестом, которую я использую, является
составление схем. Данную форму работы я использую практически с первых
уроков.
Схемы
можно
использовать
на
стадиях
осмысления
нового
материала и рефлексии. Очень эффективно составление схем при изучении
таких тем как «Строение атома», «Классификация веществ и химических
реакций», «Типы изомерии», «Виды полимеров» и т.д. Такая форма работы
формирует такие мыслительные операции, как синтез и анализ.
Еще одна форма формирования читательской грамотности – это
составление и заполнение таблиц. Слабым ученикам можно предложить
восстановить данные в таблице по информации из текста. При этом
происходит работа над формированием основных понятий и определений.
Данный прием можно использовать по схеме: текст - таблица или рисунок -
таблица. Это помогают обучающимся переводить информацию из одной
знаковой системы в другую, систематизировать и обобщить информацию, по
характерным признакам, явлениям.
Для
развития
естественнонаучной
компетентности
использую
жизненные задачи. Например Тема «Растворы».
Задача 1. В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить
семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10
мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или
5%.
Для
посева
отбирают
лишь
потонувшие
семена,
всплывшие
выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает
отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей
заболеваний. Задание: Приготовьте 80 г такого раствора.
Задача 2. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови.
В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл),
который называется физиологическим раствором. Задание: Представьте, что
вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800
мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой
раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.)
Задача 3. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода,
который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может
приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна
быть 0,950г/мл? Вопросы: 1. Какую формулу имеет кристаллический йод? 2.
Что значит «приготовить раствор»? 3. Сделайте по условию задачи
необходимые расчёты для приготовления раствора.
Давайте с вами попробуем дать ответы на некоторые вопросы.
( 9 класс, химия, О.С.Габриелян Раздел «Металлы главных
подгрупп 1–3 групп Периодической Системы химических элементов
Д. И. Менделеева»,тема:Алюминий
Самой лучшей посудой для варки варенья издавна считаются
неглубокие медные тазы. Какими свойствами меди- химическими
или физическими- это объясняется?
Ответ: Рассмотрим, в какой еще посуде можно варить варенье.
В эмалированной этого делать нельзя, так как варенье подгорает и
кастрюля может быть испорчена. Алюминий (и оксидная пленка на
его
поверхности) может взаимодействовать с органическими кислотами,
содержащимися в ягодах и фруктах. Медь не только достаточно
устойчива химически, но еще и обладает уникальными физическими
свойствами- высокой теплоемкостью и теплопроводностью. Эти свойства
меди позволяют обеспечить равномерное распределение и сохранение
тепла по всей поверхности посуды даже при нагревании на источнике
тепла небольшого размера.
(9 класс, химия, О.С.Габриелян, металлы, алюминий, соединения
алюминия.)
В воздухе любого животноводческого помещения скапливается
оксид углерода четырехвалентного-CO2, углекислый газ, за счет дыхания
коров. Где будет выше концентрация этого газа во время дойки- в зоне
дыхания коров или в зоне работы доярок?
Ответ: В зоне работы доярок, так как CO2 тяжелее воздуха. Это
особенно ощутимо, когда рабочее место доярки находится в
траншее, как это предусмотрено конструкцией доильной установки
«Тандем».
(9 класс, химия , О.С.Габриелян, Неметаллы, углерод, оксиды
углерода.)
Обоснование применения веществ для определенных целей или
каких-либо процедур:
1.Почему зимой белье рекомендуют полоскать в соленой воде,
если
предполагается сушить его на открытом воздухе?
Ответ: Раствор соли замерзает при значительно более низких
температурах, чем чистая вода, п.э. белье остается мягким.
( 8 класс, химия, О.С.Габриелян, расчет массовой доли вещества
в растворе.)
Многие хозяйки знают, что освежить залоснившийся воротник
пиджака
можно, протерев
его
кусочком
поролона,
смоченным
в
нашатырном спирте. При этом NH3 . H2O, как и щелочи, разлагает
жиры, которые в данном случае и являются основным загрязняющим
веществом. Почему для этой цели не рекомендуют использовать раствор
соды?
Ответ: После высыхания ткани, смоченной раствором нашатырного
спирта, на ней не остается пятен, так как NH3 постепенно улетучивается,
т.е. обработка нашатырным спиртом в некоторой степени заменяет
химчистку. Если же протирать воротник раствором соды, его надо затем
тщательно смывать водой, иначе после высыхания останутся белые
пятна, т.е. получается не сухая чистка, а стирка, в результате которой
воротник может потерять форму.
( 9 класс, химия, О.С.Габриелян, неметаллы, соединения азота.)
Характеристика конкретных свойств вещества, благодаря которым
оно находит определенное применение:
Во многие современные стиральные порошки добавляют безводный
сульфат натрия-Na2SO4, для сохранения сыпучести. За счет какого
процесса эта соль предотвращает слеживаемость порошков?
Ответ:
Сульфат
натрия
легко
образует
очень
прочный
кристаллогидрат соcтава Na2SO4 . 10 H2O, связывая 10 молекул воды.
Поэтому безводный
Na2SO4 хорошо поглощает влагу, предотвращая
слеживаемость порошков.
(9 класс, химия, О.С.Габриелян, металлы, щелочные металлы,
соединения натрия.)
Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы,
когда был дефицит мыла, многие женщины мыли волосы процеженным
настоем древесной золы ( часто это была зола стеблей подсолнечника). И
сейчас иногда в деревнях принято мыться в бане и мыть голову хотя и
с мылом, но не чистой водой, а настоем золы. Особенно это
распространено там, где пользуются не речной, а колодезной водой. Как
можно объяснить применение золы для этих целей?
Ответ: Зола содержит большое количество карбоната калия K2CO3,
который является солью слабой угольной кислоты H2CO3 и сильного
основания KOH, и при растворении в воде гидролизуется:
K2CO3 + H2O = KOH + KHCO3
В растворе накапливаются ионы
OH-, п.э. среда становится
щелочной.
Под действием щелочи происходит омыление жиров.
Кроме того, зола хорошо смягчает воду, так как карбонат калия
осаждает растворимые соли кальция и магния.
(9 класс, химия, О.С.Габриелян, металлы, щелочные металлы,
соединения
щелочных металлов.)
Жирную кожу, склонную к воспалительным процессам, не рекомендуют
слишком часто мыть водой с мылом, хотя мыло хорошо удаляет кожное
сало и обладает антисептическими свойствами. Объясните, почему?
Ответ: Верхний тончайший слой кожи имеет слабокислую реакцию
(PH=5)
и за счет этого препятствует проникновению болезнетворных
бактерий в более глубокие слои кожи. Частое умывание с мылом
изменяет значение PH и приводит к понижению естественной защитной
реакции кожи.
(9 класс, химия, О.С.Габриелян, гидролиз.)
Известно, что избыточное потребление сладостей способствует развитию
кариеса. Как это
можно объяснить
с
точки
зрения
химического
разрушения зубной эмали- одной из серьезных причин кариеса? Можете
ли вы предложить способ защиты зубов, позволяющий любителям
сладостей потреблять их без ограничения?
Ответ:
Глюкоза,
содержащаяся
во
многих
сладостях, легко
подвергается процессу молочнокислого брожения:
C6H12O6 ---2CH3-CHOH-COOH
п.э.
остатки сладкой пищи в полости рта превращаются в
молочную кислоту, которая растворяет любую эмаль.
Любителям сладостей можно посоветовать полоскать рот раствором
питьевой соды после каждого приема пищи.
В
заключении
можно
с
уверенностью
сказать,
что
формирование
читательской и естественнонаучной грамотности– залог успешного обучения
современного школьника. Уровень сформированности данных компетенции
обучающегося в определённой степени влияет на его самоопределение и
реализацию интеллектуального потенциала, а это позволяет получить
выпускника, который будет уметь искать информацию и понимать ее,
сможет преобразовывать, интерпретировать и оценивать.