Автор: Лавренова Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЦО №27
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: Тема родины в творчестве А. Блока. Анализ стихотворений "Россия", "Русь" с точки зрения эволюции образа родины в творчестве поэта.
Раздел: полное образование
Тема родины в творчестве А. Блока.
Анализ стихотворений «Россия», «Русь» с точки зрения эволюции образа
родины в творчестве поэта.
Русь
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
(1906 г.)
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, -
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
(1908 г.)
В стихотворении «Русь» перед нами предстаёт древняя, сказочная страна с
ведунами, ворожеями и чертями. Сказочный облик Руси выступает и в ее
уподоблении спящей царевне, героине сказок, оказавшейся во власти злых
сил. К ней обращается лирический герой-рыцарь, которому в сказках
предназначено поцелуем разбудить царевну. Отношение поэта к Руси
бережное и очень нежное:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Сон, дремота, тайна….
Кому же кого суждено разбудить: поэту родину или родине поэта? Через год
после написания стихотворения «Русь» в другом своём стихотворении «Май
жестокий с белыми ночами!» Блок обращается к родине со словами:
«Пробудись…!» А пока Блок видит спящую «под мутным взором колдуна»
красавицу Русь. В его поэтическом сознании со Руси-это бездорожье, мрак,
замкнутый круг, из которого невозможно вырваться. Символ круга
встречается в стихотворении несколько раз:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена….
…………. народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы…….
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Но поэт знает, чувствует, какая сила таится в этой дремлющей,
заколдованной стране. В пятой строфе мы наблюдаем назревающий протест:
«девушка на злого друга под снегом точит лезвиё».
Во второй части стихотворения (строфы 6-11) мы видим уже не сказочный, а
реальный образ нищей страны. Поэт с помощью пейзажа передаёт ее нищету:
изможденные клюкой пути и распутья, погосты, голые сучья кустов, где
свистит ветер. Мы видим «лоскуты ее лохмотий». Перед читателем уже не
царевна, а нищая странница, бредущая по «путям и распутьям» и
опирающаяся на клюку.
Меняется и облик лирического героя: это бездомный бродяга, ночующий на
погостах. Это уже не рыцарь, а, скорее, сын, который разделяет судьбу
матери-Руси. Мать и согревает его («в лоскутах ее лохмотий души скрываю
наготу»), и оберегает от нравственного падения:
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Заканчивается стихотворение «перевёрнутой» первой строфой, создавая
композиционное кольцо: Русь спит.
Сопоставляя стихотворение «Россия» со стихотворением «Русь», мы
понимаем, уже знакомые образы и сюжеты приобретают другое звучание.
Перед нами Россия вновь предстает в женском облике, но это уже не
спящая царевна – это прекрасная молодая крестьянка («плат узорный до
бровей»). Ее краса названа «разбойной». Что же вкладывает поэт в это
определение? Это разящая, смелая, непокорная красота. О ней
свидетельствует «мгновенный взор из-под платка». Этот взор, как блеск
клинка. В этом образе мы узнаем девушку из стихотворения «Русь», которая
«на злого друга точит лезвеё».
Сюжетная линия стихотворения нам уже знакома: женщина-Русь и злая сила,
воплощенная в колдуне. Но сюжет развивается уже иначе. Колдун уже не
может погрузить ее в сон, и победа не за ним:
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
Параллельно с образом России-женщины в стихотворении присутствует
образ страны с ее просторами, лесами, полями и реками. Но все же это все та
же «нищая Россия» с ее «серыми избами», «расхлябанными колеями».
«Разбойный» характер Руси не только в женском ее образе, но и в «ветровых
песнях», и в острожной ямщицкой песне . Но все вместе создаёт именно
такой образ России :
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
В стихотворении «Россия» мы встречаем образ – символ дороги, так
любимый А. Блоком. Он приходит на смену образу круга, который мы видим
в «Руси». Символом дороги начинается и заканчивается стихотворение,
вновь создавая композиционное кольцо.
Стихотворение пронизано любовью к России, гордостью за свободолюбивую
страну, которой не страшны никакие чародеи. Последняя строфа построена
на контрастах: «невозможное возможно, дорога долгая легка», «глухая»
песня ямщика «звенит». Название стихотворения говорит о том, что поэт
обращается к современной ему стране, ее проблемам и перспективам.
Дальнейшее развитие темы Родины мы можем наблюдать в стихотворении
Блока «Коршун». Но оно несет в себе новое содержание – зреющий протест
против несправедливости судьбы России, против ее покорности.