Напоминание

Тема родины в творчестве А. Блока. Анализ стихотворений "Россия", "Русь" с точки зрения эволюции образа родины в творчестве поэта.


Автор: Лавренова Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЦО №27
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: Тема родины в творчестве А. Блока. Анализ стихотворений "Россия", "Русь" с точки зрения эволюции образа родины в творчестве поэта.
Раздел: полное образование





Назад




Тема родины в творчестве А. Блока.

Анализ стихотворений «Россия», «Русь» с точки зрения эволюции образа

родины в творчестве поэта.

Русь

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь.

(1906 г.)

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

(1908 г.)

В стихотворении «Русь» перед нами предстаёт древняя, сказочная страна с

ведунами, ворожеями и чертями. Сказочный облик Руси выступает и в ее

уподоблении спящей царевне, героине сказок, оказавшейся во власти злых

сил. К ней обращается лирический герой-рыцарь, которому в сказках

предназначено поцелуем разбудить царевну. Отношение поэта к Руси

бережное и очень нежное:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Сон, дремота, тайна….

Кому же кого суждено разбудить: поэту родину или родине поэта? Через год

после написания стихотворения «Русь» в другом своём стихотворении «Май

жестокий с белыми ночами!» Блок обращается к родине со словами:

«Пробудись…!» А пока Блок видит спящую «под мутным взором колдуна»

красавицу Русь. В его поэтическом сознании со Руси-это бездорожье, мрак,

замкнутый круг, из которого невозможно вырваться. Символ круга

встречается в стихотворении несколько раз:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена….

…………. народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы…….

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Но поэт знает, чувствует, какая сила таится в этой дремлющей,

заколдованной стране. В пятой строфе мы наблюдаем назревающий протест:

«девушка на злого друга под снегом точит лезвиё».

Во второй части стихотворения (строфы 6-11) мы видим уже не сказочный, а

реальный образ нищей страны. Поэт с помощью пейзажа передаёт ее нищету:

изможденные клюкой пути и распутья, погосты, голые сучья кустов, где

свистит ветер. Мы видим «лоскуты ее лохмотий». Перед читателем уже не

царевна, а нищая странница, бредущая по «путям и распутьям» и

опирающаяся на клюку.

Меняется и облик лирического героя: это бездомный бродяга, ночующий на

погостах. Это уже не рыцарь, а, скорее, сын, который разделяет судьбу

матери-Руси. Мать и согревает его («в лоскутах ее лохмотий души скрываю

наготу»), и оберегает от нравственного падения:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Заканчивается стихотворение «перевёрнутой» первой строфой, создавая

композиционное кольцо: Русь спит.

Сопоставляя стихотворение «Россия» со стихотворением «Русь», мы

понимаем, уже знакомые образы и сюжеты приобретают другое звучание.

Перед нами Россия вновь предстает в женском облике, но это уже не

спящая царевна – это прекрасная молодая крестьянка («плат узорный до

бровей»). Ее краса названа «разбойной». Что же вкладывает поэт в это

определение? Это разящая, смелая, непокорная красота. О ней

свидетельствует «мгновенный взор из-под платка». Этот взор, как блеск

клинка. В этом образе мы узнаем девушку из стихотворения «Русь», которая

«на злого друга точит лезвеё».

Сюжетная линия стихотворения нам уже знакома: женщина-Русь и злая сила,

воплощенная в колдуне. Но сюжет развивается уже иначе. Колдун уже не

может погрузить ее в сон, и победа не за ним:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

Параллельно с образом России-женщины в стихотворении присутствует

образ страны с ее просторами, лесами, полями и реками. Но все же это все та

же «нищая Россия» с ее «серыми избами», «расхлябанными колеями».

«Разбойный» характер Руси не только в женском ее образе, но и в «ветровых

песнях», и в острожной ямщицкой песне . Но все вместе создаёт именно

такой образ России :

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

В стихотворении «Россия» мы встречаем образ – символ дороги, так

любимый А. Блоком. Он приходит на смену образу круга, который мы видим

в «Руси». Символом дороги начинается и заканчивается стихотворение,

вновь создавая композиционное кольцо.

Стихотворение пронизано любовью к России, гордостью за свободолюбивую

страну, которой не страшны никакие чародеи. Последняя строфа построена

на контрастах: «невозможное возможно, дорога долгая легка», «глухая»

песня ямщика «звенит». Название стихотворения говорит о том, что поэт

обращается к современной ему стране, ее проблемам и перспективам.

Дальнейшее развитие темы Родины мы можем наблюдать в стихотворении

Блока «Коршун». Но оно несет в себе новое содержание – зреющий протест

против несправедливости судьбы России, против ее покорности.



В раздел образования