Автор: Абрамов Руслан Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 46 с УИОП
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: "Физическая культура" для учащихся 9-11 классов
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
сетевой профильной школы
по предмету «Физическая культура»
для учащихся 9-11 классов
Разработчик программы: Абрамов Руслан Васильевич, учитель
физической культуры, высшая квалификационная категория
Сургут, 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы сетевой профильной школы по
предмету «Физическая культура» для учащихся 9-11 классов.
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
сетевой
профильной
школы
по
предмету
«Физическая культура» для учащихся 9-11 классов является частью
программы подготовки учащихся к теоретическому этапу всероссийской
олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в истории и тенденциях развития физической
культуры и спорта;
- использовать знания истории физической культуры и спорта в
профессиональной
деятельности,
в
том
числе
при
решении
задач
нравственного и патриотического воспитания школьников, повышения
интереса к физической культуре и спорту;
- правильно использовать терминологию в области физической
культуры;
- оценивать постановку цели и задач, определять педагогические
возможности и эффективность применения различных методов, приёмов,
методик, форм физического воспитания;
- находить и анализировать информацию по теории и истории
физической
культуры,
необходимую
для
решения
профессиональных
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической
деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
В результате освоения дисциплины учащиеся должны знать:
- понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том
числе взаимосвязь основных понятий;
- историю становления и развития отечественных и зарубежных систем
физического воспитания и спортивной подготовки;
- историю международного спортивного движения;
- современные концепции физического воспитания;
- средства формирования физической культуры человека;
- механизмы и средства развития личности в процессе физического
воспитания;
- мотивы занятий физической культурой, условия и способы их
формирования и развития;
- принципы, средства, методы, формы организации физического
воспитания в учреждениях основного и дополнительного образования;
- дидактические и воспитательные возможности различных методов,
средств и форм организации физического воспитания детей и подростков;
- основы теории обучения двигательным действиям;
- теоретические основы развития физических качеств;
- сущность и функции спорта;
- основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки;
- основы оздоровительной тренировки.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 20 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
20
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
20
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа
обучающихся
Объем часов
Раздел 1
История физической культуры
20
Тема 1.1
Содержание учебного материала
2
1. Физическая культура в первобытном и
рабовладельческом обществе.
2. Физическая культура в средние века.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2
1. Зарубежные системы физической культуры и спорта в
период с 18 века до настоящего времени.
2
2. Возникновение профессионально-прикладной
физической подготовки (1920г.).
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3
1.Физическая культура в России с древнейших времён до
второй половины 19 века.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.4
1. Создание и развитие в России системы физического
воспитания (образования) современных видов спорта во
второй половине 19-в - начале 20 века.
2
2. Зарождение и развитие в России современных видов
спорта.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.5
1. Становление и развитие советской системы
физического воспитания и спорта.
1
2. Всесоюзный физкультурный комплекс «ГТО».
3. Современный комплекс ГТО.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.6
1. Становление и развитие физической культуры как
учебного предмета в общеобразовательной школе.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.7
1. Физическая культура и спорт в Российской
Федерации.
2
2. Развитие массовой и оздоровительной физической
культуры населения РФ.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.8
1.Международное спортивное движение по отдельным
видам спорта.
1
Участие российских и советских спортсменов в
чемпионатах мира и Европы.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.9
1. Международное олимпийское движение, его
функционирование в настоящее время.
1
2. Олимпийские принципы, традиции, правила.
3. Летние и зимние Олимпийские игры.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2
Теория физической культуры и спорта
7
Тема 2.1
Теоретические основы ФК.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2
Теоретические основы развития физических качеств
1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3
Основы теории обучения двигательным действиям
1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.4
Физическое воспитание дошкольников, детей школьного
2
возраста
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.5
Индивидуальный и дифференцированный подход к
обучающимся с различными особенностями физического
и умственного развития
1
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.6
Общая характеристика спорта. Основы спортивной
тренировки и процесса спортивной подготовки
1
Самостоятельная работа обучающихся
Дифференцированный зачёт.
Всего:
20
3. Контроль и оценка результатов освоения программы
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения учащимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Уметь:
- ориентироваться в истории и тенденциях
развития физической культуры и спорта;
- использовать
знания
истории
физической
культуры и спорта в профессиональной деятельности,
в том числе при решении задач нравственного и
патриотического воспитания школьников, повышения
интереса к физической культуре и спорту;
- правильно использовать терминологию в
области физической культуры;
-
оценивать
постановку
цели
и
задач,
определять
педагогические
возможности
и
эффективность
применения
различных
методов,
приёмов, методик, форм физического воспитания;
- находить и анализировать информацию по
теории и истории физической культуры, необходимую
для
решения
профессиональных
педагогических
проблем, повышения эффективности педагогической
деятельности, профессионального самообразования и
саморазвития;
- устный опрос;
- индивидуальная работа;
- самостоятельная работа;
- дифференцированный зачёт.
Знать:
-
понятийный
аппарат
теории
физической
культуры и спорта, в том числе взаимосвязь основных
понятий;
-
историю
становления
и
развития
отечественных и зарубежных систем физического
воспитания и спортивной подготовки;
-
историю
международного
спортивного
- устный опрос;
- индивидуальная работа;
- самостоятельная работа;
- дифференцированный зачёт.
движения;
-
современные
концепции
физического
воспитания;
- средства формирования физической культуры
человека;
- механизмы и средства развития личности в
процессе физического воспитания;
-
мотивы
занятий
физической
культурой,
условия и способы их формирования и развития;
-
принципы,
средства,
методы,
формы
организации физического воспитания в учреждениях
основного и дополнительного образования;
-
дидактические
и
воспитательные
возможности различных методов, средств и форм
организации
физического
воспитания
детей
и
подростков;
-
основы
теории
обучения
двигательным
действиям;
- теоретические основы развития физических
качеств;
-
особенности
физического
воспитания
дошкольников,
младших школьников,
подростков,
старших
школьников
и
обучающихся
в
образовательных
учреждениях
до
вузовского
профессионального образования;
-
особенности
физического
воспитания
учащихся с ослабленным здоровьем, одарённых детей,
детей с особыми образовательными потребностями,
девиантным поведением;
- сущность и функции спорта;
- основы спортивной тренировки и процесса
спортивной подготовки;
- основы оздоровительной тренировки;
-
проблемы
и
пути
совершенствования
организации
физического
воспитания
в
учебных
образовательных учреждениях.
4. Условия реализации программы
4.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация
программы
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- дидактический материал;
- плакаты.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта. – М.: «КноРус», 2012
2.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М.:
«Академия», 2013
3.
Грецов Г.В., Янковский А.Б. Теория и методика обучения базовым
видам спорта. Лёгкая атлетика. – М.: «Академия», 2014
4.
Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения
предмету «Физическая культура» - М.: «Академия», 2006
5.
Колодницкий
Г.А.,
КузнецовВ.С.,
Маслов
М.В.
Внеурочная
деятельность учащихся. Легкая атлетика. – М.: «Просвещение», 2011
6.
Крючек Е.С., Терехина Р.Н. Теория и методика обучения базовым
видам спорта. Гимнастика. – М.: «Академия», 2014
7.
Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике
физического воспитания и спорта. – М. «Академия», 2014
8.
Макаров Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта.
Подвижные игры. – М.: «Академия», 2014
9.
Сергеев Г.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта.
Лыжный спорт. – М.: «Академия», 2013
10. Торочкова Т.Ю. Теория и методика физического воспитания детей
младшего школьного возраста с практикумом. – М.: «Академия», 2014
11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической
культуры и спорта. – М.: «Академия», 2013
Дополнительные источники:
1. Киселёв П.А., Киселёва С.Б. Настольная книга учителя физической
культуры: подготовка к школьным олимпиадам. – М.: «Глобус», 2009
2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания. М.: «Академия», 2005г.
3. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры, опорные
схемы. – М.: «Издательство советский спорт», 2005г.