Напоминание

Формирование и развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы


Автор: Перцева Наталия Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 10"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Формирование и развитие функциональной грамотности школьников

на уроках русского языка и литературы

Современному

обществу

требуются

люди,

умеющие

быстро

адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире.

Объективной исторической закономерностью в настоящее время является

повышение

требований

к

уровню

образованности

человека.

В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны

стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной

грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к

тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом

оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также

уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в

целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были

адаптированы к современной жизни».

Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально

определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо,

которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность

– это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть

способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле –

это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).

Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности:

читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также

креативное мышление и глобальные компетенции.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте

международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская

грамотность – способность человека понимать и использовать письменные

тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать

своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод,

что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной

деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы

специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной

работы с текстами.

3 группы умений:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте,

определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию,

которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы

и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию,

которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы

и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей:

решают

учебно-познавательные

и учебно-практические

задачи

без

привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы,

детей нужно учить:

различать свой личный опыт и реальность текста;

отвечать

на вопрос

точно

и кратко,

не выписывать

лишней

информации;

перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно

извлечь самостоятельно;

собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных

предложениях;

переформулировать вопрос и сообщения текста;

использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы

ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые

освоил на разных предметах;

выражать свои мысли письменно.

Одним

o

н

из

o

н

ведущих

o

н

предметов

o

н

гуманитарного

o

н

цикла

o

н

в

o

н

системе

o

н

школьного

o

н

образования

o

н

является

o

н

русский

o

н

язык

o

н

и

o

н

литература.

o

н

Цель

o

н

учителей-словесников:

o

н

ввести

o

н

учащихся

o

н

в

o

н

мир

o

н

русского

o

н

слова,

o

н

показать

o

н

детям

o

н

чудесные

o

н

глубины

o

н

русского

o

н

языка,

o

н

сделать

o

н

так,

o

н

чтобы

o

н

они

o

н

полюбили

o

н

его

o

н

на

o

н

всю

o

н

жизнь.

o

н

В

o

н

задачах

o

н

учителя

o

н

не

o

н

преподносить

o

н

знания

o

н

школьникам,

o

н

а

o

н

создать

o

н

условия

o

н

самостоятельного

o

н

добывания

o

н

знаний.

o

н

Нужно

o

н

следовать

o

н

мудрой

o

н

пословице:

o

н

«Давать

o

н

не

o

н

рыбу,

o

н

а

o

н

удочку».

o

н

Нынешние

o

н

учащиеся

o

н

обладают

o

н

прагматичностью

o

н

мыслей,

o

н

раскрепощенностью

o

н

и

o

н

независимостью,

o

н

а

o

н

эти

o

н

перемены

o

н

способствуют

o

н

формированию

o

н

практических

o

н

умений.

o

н

Теперь

o

н

в

o

н

основу

o

н

уроков

o

н

должны

o

н

быть

o

н

положены

o

н

социально-конструируемые

o

н

педагогические

o

н

ситуации,

o

н

деятельность

o

н

учащихся

o

н

в

o

н

которых

o

н

и

o

н

будет

o

н

воспитывать

o

н

требуемые

o

н

качества

o

н

личности.

o

н

Например,

o

н

умение

o

н

брать

o

н

ответственность

o

н

на

o

н

себя,

o

н

принимать

o

н

решение,

o

н

действовать

o

н

и

o

н

работать

o

н

в

o

н

коллективе

o

н

ведомым

o

н

и

o

н

ведущим,

o

н

выдвигать

o

н

гипотезы,

o

н

критиковать,

o

н

оказывать

o

н

помощь

o

н

другим,

o

н

умение

o

н

обучаться

o

н

и

o

н

многое

o

н

другое.

o

н

Трудностей

o

н

немало,

o

н

но

o

н

уже

o

н

видны

o

н

конкретные

o

н

пути

o

н

их

o

н

преодоления.

o

н

Главной

o

н

трудностью

o

н

для

o

н

учащихся

o

н

общеобразовательных

o

н

и

o

н

гуманитарных

o

н

классов

o

н

являются

o

н

поиск

o

н

и

o

н

отбор

o

н

необходимой

o

н

информации.

o

н

С

o

н

этой

o

н

целью

o

н

на

o

н

уроках

o

н

литературы

o

н

наиболее

o

н

удобны

o

н

в

o

н

применении

o

н

РАФТ,

o

н

фиш-боун,

o

н

эссе,

o

н

шесть

o

н

умных

o

н

шляп,

o

н

вершина,

o

н

техника

o

н

аквариума,«Брейнсторминг»;

o

н

на

o

н

уроках

o

н

русского

o

н

языка–

o

н

стратегии

o

н

синквейн,

o

н

роунд-робин,

o

н

кластер,

o

н

телеграмма

o

н

.

Приём

o

н

«Брейнсторминг»

o

н

развивает

o

н

ораторскую

o

н

речь

o

н

учащихся,

o

н

что

o

н

является

o

н

одной

o

н

из

o

н

основной

o

н

необходимости

o

н

функциональной

o

н

грамотности.

o

н

Все

o

н

ученики

o

н

делятся

o

н

на

o

н

2

o

н

группы

o

н

по

o

н

11

o

н

человек.

o

н

Первая

o

н

группа

o

н

o

н

«генераторы

o

н

идей»

o

н

o

н

должны

o

н

в

o

н

течение

o

н

короткого

o

н

времени

o

н

предложить

o

н

как

o

н

можно

o

н

больше

o

н

вариантов

o

н

решений

o

н

обсуждаемой

o

н

проблемы.

o

н

В

o

н

группе

o

н

выбирается

o

н

один

o

н

человек,

o

н

которому

o

н

поручается

o

н

фиксировать

o

н

все

o

н

возникающие

o

н

идеи.

o

н

Вторая

o

н

группа

o

н

o

н

«аналитики»

o

н

o

н

получают

o

н

от

o

н

первой

o

н

группы

o

н

списки

o

н

вариантов

o

н

и,

o

н

не

o

н

добавляя

o

н

ничего

o

н

нового,

o

н

рассматривают

o

н

каждое

o

н

предложение,

o

н

выбирая

o

н

наиболее

o

н

разумное

o

н

и

o

н

подходящее.

o

н

Выбранные

o

н

предложения

o

н

группируются

o

н

и

o

н

объявляются.

o

н

Проведя

o

н

первый

o

н

круг

o

н

мозговой

o

н

атаки,

o

н

группы

o

н

меняются

o

н

своими

o

н

функциями

o

н

и

o

н

проводят

o

н

второй

o

н

круг.

o

н

Задача

o

н

руководителя

o

н

во

o

н

время

o

н

проведения

o

н

мозговой

o

н

атаки

o

н

o

н

кратко

o

н

изложить

o

н

суть

o

н

проблемы

o

н

и

o

н

правила

o

н

(условия)

o

н

ее

o

н

проведения.

o

н

Запрещается

o

н

всякая

o

н

критика

o

н

поступивших

o

н

предложений.

o

н

Предпочтение

o

н

отдается

o

н

качеству

o

н

идей,

o

н

поощряется

o

н

комбинирование,

o

н

перенос

o

н

уже

o

н

высказанных

o

н

идей.

o

н

Предложения

o

н

должны

o

н

поступать

o

н

безостановочно.

Реализовать

o

н

возможности

o

н

внутреннего

o

н

мира

o

н

учащегося

o

н

помогает

o

н

эссе.

o

н

Учащимся

o

н

предлагается

o

н

самим

o

н

доходить

o

н

до

o

н

сути

o

н

вещей,

o

н

излагать

o

н

мысли,

o

н

строить

o

н

высказывание

o

н

в

o

н

определенном

o

н

стиле,

o

н

отбирать

o

н

языковые

o

н

средства,

o

н

совершенствовать

o

н

высказывание.

o

н

От

o

н

них

o

н

требуется

o

н

настоящая

o

н

интеллектуальная

o

н

работа,

o

н

где

o

н

каждый

o

н

может

o

н

проявить

o

н

свои

o

н

способности.

o

н

Разгадывания

o

н

«тайн»

o

н

текста

o

н

заставляют

o

н

работать

o

н

мышление

o

н

и

o

н

выходить

o

н

на

o

н

идею.

o

н

В

o

н

результате

o

н

ученики

o

н

начинают

o

н

видеть

o

н

и

o

н

осознавать

o

н

средства

o

н

языка:

o

н

единицы

o

н

языка,

o

н

единицы

o

н

художественной

o

н

речи,

o

н

термины

o

н

и

o

н

т.

o

н

п.

o

н

Во

o

н

время

o

н

анализа

o

н

текста

o

н

развивается

o

н

языковое

o

н

чутьё

o

н

и

o

н

мышление.

o

н

Если

o

н

ученики

o

н

начнут

o

н

понимать,

o

н

как

o

н

автор

o

н

создаёт

o

н

своё

o

н

произведение,

o

н

будут

o

н

учиться

o

н

у

o

н

писателей

o

н

мастерству

o

н

владения

o

н

родным

o

н

языком,

o

н

и

o

н

самое

o

н

главное,

o

н

наши

o

н

ученики

o

н

станут

o

н

следить

o

н

за

o

н

своей

o

н

собственной

o

н

речью.

o

н

Находить

o

н

необходимую

o

н

информацию,

o

н

работать

o

н

с

o

н

ней,

o

н

самовыражаться

o

н

посредством

o

н

слова

o

н

o

н

вот

o

н

перечень

o

н

качеств,

o

н

формирующих

o

н

коммуникативные

o

н

качества

o

н

учащихся.

o

н

Отдельно

o

н

хотелось

o

н

бы

o

н

остановиться

o

н

на

o

н

виртуальном

o

н

пространстве.

o

н

Появившись

o

н

на

o

н

стыке

o

н

визуализации

o

н

мира,

o

н

ИКТ,

o

н

ИНТЕРНЕТ

o

н

играют

o

н

огромную

o

н

роль

o

н

в

o

н

процессе

o

н

социализации

o

н

личности.

o

н

Таким образом, изменив приоритеты в сфере школьного образования,

можно решить одну из главных проблем: формирование функциональной

грамотности учащихся, прежде всего средствами содержания школьного

образования на основе компетентностного подхода. Ибо цена вопроса

безмерно высока, поскольку выбор приоритетов школьного образования

имеет непосредственное отношение к качеству общества: будет ли оно в

ближайшей перспективе состоять из успешных исполнителей- потребителей

либо из умных людей.



В раздел образования