Автор: Перцева Наталия Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 10"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Формирование и развитие функциональной грамотности школьников
на уроках русского языка и литературы
Современному
обществу
требуются
люди,
умеющие
быстро
адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире.
Объективной исторической закономерностью в настоящее время является
повышение
требований
к
уровню
образованности
человека.
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:
«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны
стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной
грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к
тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом
оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также
уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в
целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были
адаптированы к современной жизни».
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально
определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо,
которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность
– это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть
способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле –
это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).
Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности:
читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также
креативное мышление и глобальные компетенции.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская
грамотность – способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод,
что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной
деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы
специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной
работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте,
определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию,
которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы
и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию,
которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы
и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей:
решают
учебно-познавательные
и учебно-практические
задачи
без
привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы,
детей нужно учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать
на вопрос
точно
и кратко,
не выписывать
лишней
информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно
извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных
предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы
ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые
освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
Одним
o
н
из
o
н
ведущих
o
н
предметов
o
н
гуманитарного
o
н
цикла
o
н
в
o
н
системе
o
н
школьного
o
н
образования
o
н
является
o
н
русский
o
н
язык
o
н
и
o
н
литература.
o
н
Цель
o
н
учителей-словесников:
o
н
ввести
o
н
учащихся
o
н
в
o
н
мир
o
н
русского
o
н
слова,
o
н
показать
o
н
детям
o
н
чудесные
o
н
глубины
o
н
русского
o
н
языка,
o
н
сделать
o
н
так,
o
н
чтобы
o
н
они
o
н
полюбили
o
н
его
o
н
на
o
н
всю
o
н
жизнь.
o
н
В
o
н
задачах
o
н
учителя
o
н
не
o
н
преподносить
o
н
знания
o
н
школьникам,
o
н
а
o
н
создать
o
н
условия
o
н
самостоятельного
o
н
добывания
o
н
знаний.
o
н
Нужно
o
н
следовать
o
н
мудрой
o
н
пословице:
o
н
«Давать
o
н
не
o
н
рыбу,
o
н
а
o
н
удочку».
o
н
Нынешние
o
н
учащиеся
o
н
обладают
o
н
прагматичностью
o
н
мыслей,
o
н
раскрепощенностью
o
н
и
o
н
независимостью,
o
н
а
o
н
эти
o
н
перемены
o
н
способствуют
o
н
формированию
o
н
практических
o
н
умений.
o
н
Теперь
o
н
в
o
н
основу
o
н
уроков
o
н
должны
o
н
быть
o
н
положены
o
н
социально-конструируемые
o
н
педагогические
o
н
ситуации,
o
н
деятельность
o
н
учащихся
o
н
в
o
н
которых
o
н
и
o
н
будет
o
н
воспитывать
o
н
требуемые
o
н
качества
o
н
личности.
o
н
Например,
o
н
умение
o
н
брать
o
н
ответственность
o
н
на
o
н
себя,
o
н
принимать
o
н
решение,
o
н
действовать
o
н
и
o
н
работать
o
н
в
o
н
коллективе
o
н
ведомым
o
н
и
o
н
ведущим,
o
н
выдвигать
o
н
гипотезы,
o
н
критиковать,
o
н
оказывать
o
н
помощь
o
н
другим,
o
н
умение
o
н
обучаться
o
н
и
o
н
многое
o
н
другое.
o
н
Трудностей
o
н
немало,
o
н
но
o
н
уже
o
н
видны
o
н
конкретные
o
н
пути
o
н
их
o
н
преодоления.
o
н
Главной
o
н
трудностью
o
н
для
o
н
учащихся
o
н
общеобразовательных
o
н
и
o
н
гуманитарных
o
н
классов
o
н
являются
o
н
поиск
o
н
и
o
н
отбор
o
н
необходимой
o
н
информации.
o
н
С
o
н
этой
o
н
целью
o
н
на
o
н
уроках
o
н
литературы
o
н
наиболее
o
н
удобны
o
н
в
o
н
применении
o
н
РАФТ,
o
н
фиш-боун,
o
н
эссе,
o
н
шесть
o
н
умных
o
н
шляп,
o
н
вершина,
o
н
техника
o
н
аквариума,«Брейнсторминг»;
o
н
на
o
н
уроках
o
н
русского
o
н
языка–
o
н
стратегии
o
н
синквейн,
o
н
роунд-робин,
o
н
кластер,
o
н
телеграмма
o
н
.
Приём
o
н
«Брейнсторминг»
o
н
развивает
o
н
ораторскую
o
н
речь
o
н
учащихся,
o
н
что
o
н
является
o
н
одной
o
н
из
o
н
основной
o
н
необходимости
o
н
функциональной
o
н
грамотности.
o
н
Все
o
н
ученики
o
н
делятся
o
н
на
o
н
2
o
н
группы
o
н
по
o
н
11
o
н
человек.
o
н
Первая
o
н
группа
o
н
–
o
н
«генераторы
o
н
идей»
o
н
–
o
н
должны
o
н
в
o
н
течение
o
н
короткого
o
н
времени
o
н
предложить
o
н
как
o
н
можно
o
н
больше
o
н
вариантов
o
н
решений
o
н
обсуждаемой
o
н
проблемы.
o
н
В
o
н
группе
o
н
выбирается
o
н
один
o
н
человек,
o
н
которому
o
н
поручается
o
н
фиксировать
o
н
все
o
н
возникающие
o
н
идеи.
o
н
Вторая
o
н
группа
o
н
–
o
н
«аналитики»
o
н
–
o
н
получают
o
н
от
o
н
первой
o
н
группы
o
н
списки
o
н
вариантов
o
н
и,
o
н
не
o
н
добавляя
o
н
ничего
o
н
нового,
o
н
рассматривают
o
н
каждое
o
н
предложение,
o
н
выбирая
o
н
наиболее
o
н
разумное
o
н
и
o
н
подходящее.
o
н
Выбранные
o
н
предложения
o
н
группируются
o
н
и
o
н
объявляются.
o
н
Проведя
o
н
первый
o
н
круг
o
н
мозговой
o
н
атаки,
o
н
группы
o
н
меняются
o
н
своими
o
н
функциями
o
н
и
o
н
проводят
o
н
второй
o
н
круг.
o
н
Задача
o
н
руководителя
o
н
во
o
н
время
o
н
проведения
o
н
мозговой
o
н
атаки
o
н
–
o
н
кратко
o
н
изложить
o
н
суть
o
н
проблемы
o
н
и
o
н
правила
o
н
(условия)
o
н
ее
o
н
проведения.
o
н
Запрещается
o
н
всякая
o
н
критика
o
н
поступивших
o
н
предложений.
o
н
Предпочтение
o
н
отдается
o
н
качеству
o
н
идей,
o
н
поощряется
o
н
комбинирование,
o
н
перенос
o
н
уже
o
н
высказанных
o
н
идей.
o
н
Предложения
o
н
должны
o
н
поступать
o
н
безостановочно.
Реализовать
o
н
возможности
o
н
внутреннего
o
н
мира
o
н
учащегося
o
н
помогает
o
н
эссе.
o
н
Учащимся
o
н
предлагается
o
н
самим
o
н
доходить
o
н
до
o
н
сути
o
н
вещей,
o
н
излагать
o
н
мысли,
o
н
строить
o
н
высказывание
o
н
в
o
н
определенном
o
н
стиле,
o
н
отбирать
o
н
языковые
o
н
средства,
o
н
совершенствовать
o
н
высказывание.
o
н
От
o
н
них
o
н
требуется
o
н
настоящая
o
н
интеллектуальная
o
н
работа,
o
н
где
o
н
каждый
o
н
может
o
н
проявить
o
н
свои
o
н
способности.
o
н
Разгадывания
o
н
«тайн»
o
н
текста
o
н
заставляют
o
н
работать
o
н
мышление
o
н
и
o
н
выходить
o
н
на
o
н
идею.
o
н
В
o
н
результате
o
н
ученики
o
н
начинают
o
н
видеть
o
н
и
o
н
осознавать
o
н
средства
o
н
языка:
o
н
единицы
o
н
языка,
o
н
единицы
o
н
художественной
o
н
речи,
o
н
термины
o
н
и
o
н
т.
o
н
п.
o
н
Во
o
н
время
o
н
анализа
o
н
текста
o
н
развивается
o
н
языковое
o
н
чутьё
o
н
и
o
н
мышление.
o
н
Если
o
н
ученики
o
н
начнут
o
н
понимать,
o
н
как
o
н
автор
o
н
создаёт
o
н
своё
o
н
произведение,
o
н
будут
o
н
учиться
o
н
у
o
н
писателей
o
н
мастерству
o
н
владения
o
н
родным
o
н
языком,
o
н
и
o
н
самое
o
н
главное,
o
н
наши
o
н
ученики
o
н
станут
o
н
следить
o
н
за
o
н
своей
o
н
собственной
o
н
речью.
o
н
Находить
o
н
необходимую
o
н
информацию,
o
н
работать
o
н
с
o
н
ней,
o
н
самовыражаться
o
н
посредством
o
н
слова
o
н
–
o
н
вот
o
н
перечень
o
н
качеств,
o
н
формирующих
o
н
коммуникативные
o
н
качества
o
н
учащихся.
o
н
Отдельно
o
н
хотелось
o
н
бы
o
н
остановиться
o
н
на
o
н
виртуальном
o
н
пространстве.
o
н
Появившись
o
н
на
o
н
стыке
o
н
визуализации
o
н
мира,
o
н
ИКТ,
o
н
ИНТЕРНЕТ
o
н
играют
o
н
огромную
o
н
роль
o
н
в
o
н
процессе
o
н
социализации
o
н
личности.
o
н
Таким образом, изменив приоритеты в сфере школьного образования,
можно решить одну из главных проблем: формирование функциональной
грамотности учащихся, прежде всего средствами содержания школьного
образования на основе компетентностного подхода. Ибо цена вопроса
безмерно высока, поскольку выбор приоритетов школьного образования
имеет непосредственное отношение к качеству общества: будет ли оно в
ближайшей перспективе состоять из успешных исполнителей- потребителей
либо из умных людей.