Напоминание

Технологическая карта урока развивающего обучения. Тема: Подвиг жителей блокадного Ленинграда. Д.Д. Шостакович. 7-я симфония Ленинградская


Авторы: Ручко Светлана Владимировна, Сенченко Лилия Леонидовна
Должность: учитель истории, учитель мхк
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Технологическая карта урока развивающего обучения. Тема: Подвиг жителей блокадного Ленинграда. Д.Д. Шостакович. 7-я симфония Ленинградская
Раздел: полное образование





Назад




План проведения урока в технологии развивающего обучения.

Тема: Подвиг жителей блокадного Ленинграда. Д.Д. Шостакович. 7-я симфония (Ленинградская)

Предмет: История

Класс: 10

1.

Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 3ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.;

под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2018.

Урок №100 (2 урок в теме: Культура Ленинграда в годы блокады)

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала

Авторы: Ручко С.В. (учитель истории)

Сенченко Л.Л. (учитель МХК)

Цель урока: создать условия для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно сформулировать и аргументировать свою позицию по теме

Задачи:

- обучающие: сформировать представление о роли искусства в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда на примере

творчества Д.Д. Шостаковича, научить работать с информацией по теме;

- развивающие: развить способность работать в группе, участвовать в диалоге, формулировать, с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли, отстаивать свою позицию;

-воспитывающие: вызвать интерес к творчеству Д.Д. Шостаковича, формировать нравственные черты личности, проявить отношение к

мужеству и силе духа защитников нашей Родины.

Планируемые результаты освоения темы

Метапредметные умения:

- познавательные: извлекать информацию из наглядного материала в соответствии с учебным заданием, анализировать, обобщать и

доказательно предъявлять информацию;

-регулятивные: принимать учебное задание, оценивать собственные возможности по выполнению учебного задания и устанавливать

последовательность действий, адекватно оценивать действия по выполнению задания

-коммуникативные: уметь слушать и слышать товарищей, работать в группе, участвовать в обсуждении, грамотно и аргументировано

формулировать мысли

Личностные: осознанно и эмоционально относиться к обучению по теме

Материал к уроку:

1.

Презентация к уроку, портрет композитора, карточки с ключевыми словами

1

2.

Раздаточный материал. Фотографии памятников Д.Д. Шостаковичу, карточки с информацией(1-5), карточки с цитатами (6-10),

вопросники(1,2)

Этап

технологии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

умения

Естественное

действие

Организация

начала урока

Актуализация

знаний

Самоопределение

к деятельности

Просит учащихся сесть группами по 4 -5 человек,

предлагает каждой группе выбрать конверты с

заданиями.

Учитель

организует

интерактивный

опрос.

Предъявляет

общее

для

всех

групп

учебное

задание(У.З.): на учебной доске закрыт портрет

героя нашего урока. Необходимо отгадать его по

ключевым

словам:

На

доске:

Ленинградская

консерватория,

25

сентября

1906год,

Депутат,

Композитор,

Международная

премия

мира,

профессор

Ленинградской

и

Московской

консерватории, 7-я «Ленинградская».

Вопрос:

Применив

знания

из

домашнего

опережающего задания к уроку, подумайте и

ответьте, что связано с этими ключевыми словами.

Учитель

открывает

на

доске

портрет

Д.Д.

Шостаковича.

Учитель мотивирует учащихся на освоение

информации по теме урока

Учитель: я прочту вам одно высказывание. Это

слова Ольги Федоровны Бергольц, поэта, «музы

блокадного Ленинграда»:

"На сверхъестественные овации зала, вставшего

перед симфонией, вышел Шостакович - с лицом

подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не

защищенный. А народ, стоя, всё рукоплескал и

рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я

глядела на него, мальчика, хрупкого человека в

Организуют группы

Выполняют задание:

Определяют

имя - Дмитрий

Дмитриевич

Шостакович

Ответы детей:

день рождения

Где он учился

Кем был по

профессии

Чем был награжден

Главные

произведения

(

опережающее

задание по деятелям

культуры блокадного

Ленинграда)

коммуникативные

Работать в группе

Адекватно

отвечать

на

поставленный вопрос

познавательные

Осуществлять

оптимизацию

информации

в

соответствии

с

опережающим

учебным

заданием

2

больших

очках,

который

взволнованный

и

невероятно смущённый, без малейшей улыбки,

неловко кланялся, кивал головой слушателям, и

думала: "Этот человек сильнее Гитлера" (кн. "От

имени ленинградцев").

Учитель ориентирует учащихся на предстоящую

деятельность: У.З. Постарайтесь продолжить

мысль Ольги Бергольц: «Этот человек сильнее

Гитлера», потому что…(записывает слова на

доске) Кто хочет высказаться?

Сможет ли каждый сделать это сейчас или лучше

изучить материал по теме и обсудить результат с

товарищами?

Итак,

герой

(это

Дмитрий

Дмитриевич

Шостакович) вам известен, но тему урока я

попрошу

вас

сформулировать

в

конце

урока

(записывает слово «тема»).

И тогда же вы еще раз попробуете продолжить

высказывание О. Бергольц. Согласны?

Активисты

предлагают

возможные

варианты, признают

их

«промежуточными»

формулируют

цель

деятельности

на

уроке для себя

регулятивные

1.Принимать и сохранять

учебное задание

2.Оценивать собственные

возможности

для

выполнения задания

личностные

Проявлять

внутреннюю

позицию

на

уровне

положительного

отношения

к

процессу

обучения, к участникам

учебной ситуации

Освоение

информации

Учебно-

познавательная

деятельность

1. Погружение в

тему

Учитель организует деятельность учащихся:

Учитель: В нашем городе, где жил и творил

Дмитрий Дмитриевич Шостакович, есть много

памятных мест, связанных его именем. Есть и

портреты

композитора.

Рассмотрите

их

и

попытайтесь определить, каким представляли образ

Шостаковича авторы этих портретов.

У.З.

Учитель предлагает группам

посмотреть

фотографию памятника( из конверта), подумать,

объяснить свою точку зрения. Включает учеников

в

конструктивную

деятельность.

Предлагает

карточку

с

вопросником(1),

(если

учащиеся

Во

время

ответов

учащихся на экране

появляются

те

фотографии, которые

они обсуждают.

-

скульптурный

портрет

работы

Э.М. Агаяна.

-

Барельеф

к

столетию

со

дня

рождения Дмитрия

Шостаковича

регулятивные

1.Принимать и сохранять

учебное задание

2.Оценивать собственные

возможности

для

выполнения задания

познавательные

1.Осуществлять

поиск

информации

в

соответствии с учебным

3

Учебно-

познавательная

деятельность

затрудняются, как отвечать).

Вопросник(1):

1. Это бюст, портрет, скульптура в рост.

2. Каким изображен Шостакович: возраст, одежда,

поза (для скульптуры в рост)

3.

Что

выражает

лицо

героя

(серьезность,

сосредоточенность, усталость, мысль, вдохновение

или другое). Какие детали позволяют судить об

этом.

4. Какие детали позволяют судить о занятиях героя

Все слушают ответы групп. Учитель деликатно

корректирует ответы

Учитель демонстрирует портреты на слайде,

задает вопрос к классу:

Что объединяет все три портрета? Каким видят

скульпторы

Дмитрия

Шостаковича?

У.З.

Обоснуйте свое мнение.

Обсудите в группе и сообщите общее мнение по

вопросу.

Учитель обращает внимание на слайд. Вопрос к

классу. Чем отличается это изображение от тех,

которые вы видели? У.З.

Обсудите в группе и

сообщите общее мнение по вопросу.

Учитель организует деятельность учащихся: На

слайде

портрет

Шостаковича,

выполненный

художницей Еленой Мартиллой. Учитель: Автор

рисунка

художница,

пережившая

блокаду

(краткий рассказ о Е.Мартилле).

Вам будет

интересно узнать, что она была ученицей 10-б

класса школы №12 выпуска 20 июня 1941г. В тот

день никто в нашей стране не знал, какое великое

испытание

всех

ждет.

Давайте

совершим

- памятник на углу

пр. Энгельса и ул.

Шостаковича

-

бюст

Д.Д.

Шостаковича.

Учащиеся

выполняют задание,

анализируют

портреты,

высказываются

Учащиеся

проводят

сравнение

и

обобщают:

Эти

портреты

создают публичный,

парадный образ.

Ребята

описывают

портрет, говорят, что

этот рисунок создает

«непарадный» образ.

На нем Шостакович

человек.

Он

изображен

в

трагическое

время

блокады Ленинграда.

заданием

2.Извлекать информацию

в соответствии с целью

3.Оптимизировать

информацию

коммуникативные

Работать в группе

Договариваться об общем

мнении

Адекватно

отвечать

на

поставленный вопрос

регулятивные

Адекватно

оценивать

действия по выполнению

задания.

коммуникативные

С достаточной полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли

в

соответствии с задачами

и

условиями

коммуникации

4

путешествие во времени, и поможет нам в этом

фрагмент литературно-музыкальной композиции.

Участники

композиции

становятся

перед

классом

Учебно-

познавательная

деятельность

2. Освоение темы

Показ презентации. Начинается музыка –

отрывок из 7-й Ленинградской симфонии Дмитрия

Шостаковича. Демонстрация слайдов с «22 июня

1941 года началась ВОВ», слайды с войной, с

блокадным Ленинградом

Под музыку читается отрывок из Вадима Шефнера.

Учитель организует беседу с учащимися по

вопросам:

Что вы услышали в 1-части 7-й симфонии, какие

картины представили?

Какими средствами были созданы такие картины?

Учитель

деликатно

развивает

мысли

детей,

(напоминая

термины):

однообразием

мелодии,

чеканного ритма, постоянного повторения одного

и того же мотива; впечатление надвигающейся

грозной силы создает усиливающаяся динамика,

увеличения количества инструментов;

военный

образ создает жанра марша.

Учитель

дает

У.З.

Как

же

создавалась

7

симфония, в каких условиях работал автор?

Комментирует: прочитайте текст в учебнике (с.156)

и в раздаточном материале(1-5) и ответьте на

вопросы, используя вопросник (2).

1.

Какую добровольную помощь оказал Д.Д.

Шостакович осажденному Ленинграду?

2.

В каких условиях у композитора родился

Учащиеся

слушают

фрагмент 1-й части

7-й

симфонии

«Нашествие»

Выразительное

чтение

участников

композиции

Участвуют в беседе.

Предлагают

варианты

выразительных

средств

Выполняют задание

личностные

Проявлять

внутреннюю

позицию

на

уровне

положительного

отношения

к

процессу

обучения, к участникам

учебной ситуации.

познавательные

определять

значение

и

смысл термина.

Осуществлять

оптимизацию

информации

в

соответствии

с

пройденным материалом

познавательные

1.Осуществлять

поиск

информации

в

соответствии с учебным

заданием

2.Извлекать информацию

в соответствии с целью

3.Оптимизировать

5

замысел 7-й симфонии? Когда композитор

закончил симфонию?

3.

Как называлась тема последней (4-й) части

симфонии?

4.

Как подготовили и организовали первое

исполнение

симфонии

в

блокадном

Ленинграде?

5.

Почему важно было исполнить симфонию в

блокадном Ленинграде?

Учитель собирает ответы, корректирует первые

выводы (вопрос 5): Выразите свое отношение к

факту исполнения 7-й симфонии в блокадном

Ленинграде? можно ли считать композитора и

музыкантов - защитниками города?

ВНИМАНИЕ-ВОПРОС!

Задает вопрос: какая часть далась композитору

сложнее всего? Почему?

Учитель

организует

прослушивание

отрывка

четвёртой части. Задает вопрос: Что вы услышали,

какие

картины

представили?

Деликатно

корректирует ответы: Победа, торжество, мир. /

Музыка

передает

чувства

торжества,

победы,

счастливого будущего/

Формулируют

свое

мнение

Отвечают

внимательные:

финал

симфонии

(тема Победы)

1941

г(окончание

симфонии)

еще

долгий

путь

к

Победе

Слушают

фрагмент

4-й части

информацию

личностные

Осознавать

эмоционально-

ценностное отношение к

содержанию

изучаемой

темы.

познавательные

Осуществлять

оптимизацию

информации

в

соответствии

с

пройденным материалом

Учебно-

познавательная

деятельность

3.

Закрепление

темы

Учитель

предлагает

понять

главную

идею

симфонии, выполнив У.З.

Работа по группам с цитатами.

Учитель поясняет задание.

Вам предстоит решить задачу: понять главную

идею симфонии. Другими словами, какие мысли и

Выполняют задание,

предлагают

ключевые

слова,

формулируют

выводы

своими

словами

познавательные

1.Осуществлять

поиск

информации

в

соответствии с учебным

заданием

2.Извлекать информацию

6

Учебно-

познавательная

деятельность

4.

Подведение

итога

чувства

музыкальным

языком

передавал

композитор

слушателям.

Как

они

это

воспринимали. Для этого мы должны поработать в

группах с высказываниями о 7-й симфонии самых

разных людей.

Ваше задание - внимательно прочитать цитаты,

выделить (подчеркнуть) главные, ключевые слова

(предложения) в этих цитатах, которые объясняют

воздействие симфонии. Пожалуйста, прочтите нам

эти строки. Постарайтесь, сделать вывод и своими

словами.

Учитель

выписывает

на

доске

ответы

учащихся: ключевые слова: Сопротивление врагу,

симфония стала оружием Победы над фашизмом,

искусство помогало жить в страшные годы войны и

др.

Немецкий солдат: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы

поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу

силу, способную преодолеть голод, страх и даже

смерть

».

Учитель подводит итог высказываниям:

Все

это

и

было

творческим

замыслом

7-й

Ленинградской симфонии Дмитрия Дмитриевича

Шостаковича

в соответствии с целью

3.Оптимизировать

информацию

Познавательные:

обобщать, делать выводы

регулятивные

Принимать и сохранять

учебное задание

коммуникативные

Работать в группе

Договариваться об общем

мнении

Адекватно

отвечать

на

поставленный вопрос

личностные

Осознавать

эмоционально-

ценностное отношение к

содержанию

изучаемой

темы.

Улучшенное

действие

Интеллектуально-

преобразовательна

я деятельность

Предлагает дать название уроку и вернуться к

началу урока, продолжив высказывание

О. Бергольц о Д. Шостаковиче: «Этот человек

сильнее Гитлера», потому что…

Учащиеся предлагают

названия:

Симфония

Победы, Шостакович

творец

Победы.

Искусство

помогло

победить и др.

Учащиеся

коммуникативные

Адекватно отвечать на

поставленный вопрос

личностные

Определять,

формулировать

и

аргументировать

7

продолжают

высказывание.

позицию по теме

Рефлексивная

деятельность

Рефлексия

Учитель задает классу вопрос: почему всем

нам важно знать имя Дмитрия Шостаковича?

Получили ли вы радость от проделанной

работы?

У.З.Выберите из представленных

вариантов смайлик, отражающий ваше отношение к

себе как ученику на данном уроке (доволен собой,

не очень доволен собой, не доволен собой…)

Учитель благодарит всех за работу

Четко

определяют

свою позицию

личностные

Осознавать

эмоционально-

ценностное отношение к

содержанию

изучаемой

темы.

Домашнее задание

ДЗ: найти памятные места в Петербурге, связанные

с именем Д.Д. Шостаковича. Узнать, в каких

музеях

есть

экспозиции,

посвященные

композитору. Какой школьный музей по праву

гордится коллекцией экспонатов на тему 7-й

симфонии

.

8



В раздел образования