Авторы: Ручко Светлана Владимировна, Сенченко Лилия Леонидовна
Должность: учитель истории, учитель мхк
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Технологическая карта урока развивающего обучения. Тема: Подвиг жителей блокадного Ленинграда. Д.Д. Шостакович. 7-я симфония Ленинградская
Раздел: полное образование
План проведения урока в технологии развивающего обучения.
Тема: Подвиг жителей блокадного Ленинграда. Д.Д. Шостакович. 7-я симфония (Ленинградская)
Предмет: История
Класс: 10
1.
Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 3ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.;
под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2018.
Урок №100 (2 урок в теме: Культура Ленинграда в годы блокады)
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала
Авторы: Ручко С.В. (учитель истории)
Сенченко Л.Л. (учитель МХК)
Цель урока: создать условия для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно сформулировать и аргументировать свою позицию по теме
Задачи:
- обучающие: сформировать представление о роли искусства в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда на примере
творчества Д.Д. Шостаковича, научить работать с информацией по теме;
- развивающие: развить способность работать в группе, участвовать в диалоге, формулировать, с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, отстаивать свою позицию;
-воспитывающие: вызвать интерес к творчеству Д.Д. Шостаковича, формировать нравственные черты личности, проявить отношение к
мужеству и силе духа защитников нашей Родины.
Планируемые результаты освоения темы
Метапредметные умения:
- познавательные: извлекать информацию из наглядного материала в соответствии с учебным заданием, анализировать, обобщать и
доказательно предъявлять информацию;
-регулятивные: принимать учебное задание, оценивать собственные возможности по выполнению учебного задания и устанавливать
последовательность действий, адекватно оценивать действия по выполнению задания
-коммуникативные: уметь слушать и слышать товарищей, работать в группе, участвовать в обсуждении, грамотно и аргументировано
формулировать мысли
Личностные: осознанно и эмоционально относиться к обучению по теме
Материал к уроку:
1.
Презентация к уроку, портрет композитора, карточки с ключевыми словами
1
2.
Раздаточный материал. Фотографии памятников Д.Д. Шостаковичу, карточки с информацией(1-5), карточки с цитатами (6-10),
вопросники(1,2)
Этап
технологии
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
умения
Естественное
действие
Организация
начала урока
Актуализация
знаний
Самоопределение
к деятельности
Просит учащихся сесть группами по 4 -5 человек,
предлагает каждой группе выбрать конверты с
заданиями.
Учитель
организует
интерактивный
опрос.
Предъявляет
общее
для
всех
групп
учебное
задание(У.З.): на учебной доске закрыт портрет
героя нашего урока. Необходимо отгадать его по
ключевым
словам:
На
доске:
Ленинградская
консерватория,
25
сентября
1906год,
Депутат,
Композитор,
Международная
премия
мира,
профессор
Ленинградской
и
Московской
консерватории, 7-я «Ленинградская».
Вопрос:
Применив
знания
из
домашнего
опережающего задания к уроку, подумайте и
ответьте, что связано с этими ключевыми словами.
Учитель
открывает
на
доске
портрет
Д.Д.
Шостаковича.
Учитель мотивирует учащихся на освоение
информации по теме урока
Учитель: я прочту вам одно высказывание. Это
слова Ольги Федоровны Бергольц, поэта, «музы
блокадного Ленинграда»:
"На сверхъестественные овации зала, вставшего
перед симфонией, вышел Шостакович - с лицом
подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не
защищенный. А народ, стоя, всё рукоплескал и
рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я
глядела на него, мальчика, хрупкого человека в
Организуют группы
Выполняют задание:
Определяют
имя - Дмитрий
Дмитриевич
Шостакович
Ответы детей:
день рождения
Где он учился
Кем был по
профессии
Чем был награжден
Главные
произведения
(
опережающее
задание по деятелям
культуры блокадного
Ленинграда)
коммуникативные
Работать в группе
Адекватно
отвечать
на
поставленный вопрос
познавательные
Осуществлять
оптимизацию
информации
в
соответствии
с
опережающим
учебным
заданием
2
больших
очках,
который
взволнованный
и
невероятно смущённый, без малейшей улыбки,
неловко кланялся, кивал головой слушателям, и
думала: "Этот человек сильнее Гитлера" (кн. "От
имени ленинградцев").
Учитель ориентирует учащихся на предстоящую
деятельность: У.З. Постарайтесь продолжить
мысль Ольги Бергольц: «Этот человек сильнее
Гитлера», потому что…(записывает слова на
доске) Кто хочет высказаться?
Сможет ли каждый сделать это сейчас или лучше
изучить материал по теме и обсудить результат с
товарищами?
Итак,
герой
(это
Дмитрий
Дмитриевич
Шостакович) вам известен, но тему урока я
попрошу
вас
сформулировать
в
конце
урока
(записывает слово «тема»).
И тогда же вы еще раз попробуете продолжить
высказывание О. Бергольц. Согласны?
Активисты
предлагают
возможные
варианты, признают
их
«промежуточными»
формулируют
цель
деятельности
на
уроке для себя
регулятивные
1.Принимать и сохранять
учебное задание
2.Оценивать собственные
возможности
для
выполнения задания
личностные
Проявлять
внутреннюю
позицию
на
уровне
положительного
отношения
к
процессу
обучения, к участникам
учебной ситуации
Освоение
информации
Учебно-
познавательная
деятельность
1. Погружение в
тему
Учитель организует деятельность учащихся:
Учитель: В нашем городе, где жил и творил
Дмитрий Дмитриевич Шостакович, есть много
памятных мест, связанных его именем. Есть и
портреты
композитора.
Рассмотрите
их
и
попытайтесь определить, каким представляли образ
Шостаковича авторы этих портретов.
У.З.
Учитель предлагает группам
посмотреть
фотографию памятника( из конверта), подумать,
объяснить свою точку зрения. Включает учеников
в
конструктивную
деятельность.
Предлагает
карточку
с
вопросником(1),
(если
учащиеся
Во
время
ответов
учащихся на экране
появляются
те
фотографии, которые
они обсуждают.
-
скульптурный
портрет
работы
Э.М. Агаяна.
-
Барельеф
к
столетию
со
дня
рождения Дмитрия
Шостаковича
регулятивные
1.Принимать и сохранять
учебное задание
2.Оценивать собственные
возможности
для
выполнения задания
познавательные
1.Осуществлять
поиск
информации
в
соответствии с учебным
3
Учебно-
познавательная
деятельность
затрудняются, как отвечать).
Вопросник(1):
1. Это бюст, портрет, скульптура в рост.
2. Каким изображен Шостакович: возраст, одежда,
поза (для скульптуры в рост)
3.
Что
выражает
лицо
героя
(серьезность,
сосредоточенность, усталость, мысль, вдохновение
или другое). Какие детали позволяют судить об
этом.
4. Какие детали позволяют судить о занятиях героя
Все слушают ответы групп. Учитель деликатно
корректирует ответы
Учитель демонстрирует портреты на слайде,
задает вопрос к классу:
Что объединяет все три портрета? Каким видят
скульпторы
Дмитрия
Шостаковича?
У.З.
Обоснуйте свое мнение.
Обсудите в группе и сообщите общее мнение по
вопросу.
Учитель обращает внимание на слайд. Вопрос к
классу. Чем отличается это изображение от тех,
которые вы видели? У.З.
Обсудите в группе и
сообщите общее мнение по вопросу.
Учитель организует деятельность учащихся: На
слайде
портрет
Шостаковича,
выполненный
художницей Еленой Мартиллой. Учитель: Автор
рисунка
–
художница,
пережившая
блокаду
(краткий рассказ о Е.Мартилле).
Вам будет
интересно узнать, что она была ученицей 10-б
класса школы №12 выпуска 20 июня 1941г. В тот
день никто в нашей стране не знал, какое великое
испытание
всех
ждет.
Давайте
совершим
- памятник на углу
пр. Энгельса и ул.
Шостаковича
-
бюст
Д.Д.
Шостаковича.
Учащиеся
выполняют задание,
анализируют
портреты,
высказываются
Учащиеся
проводят
сравнение
и
обобщают:
Эти
портреты
создают публичный,
парадный образ.
Ребята
описывают
портрет, говорят, что
этот рисунок создает
«непарадный» образ.
На нем Шостакович
–
человек.
Он
изображен
в
трагическое
время
блокады Ленинграда.
заданием
2.Извлекать информацию
в соответствии с целью
3.Оптимизировать
информацию
коммуникативные
Работать в группе
Договариваться об общем
мнении
Адекватно
отвечать
на
поставленный вопрос
регулятивные
Адекватно
оценивать
действия по выполнению
задания.
коммуникативные
С достаточной полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли
в
соответствии с задачами
и
условиями
коммуникации
4
путешествие во времени, и поможет нам в этом
фрагмент литературно-музыкальной композиции.
Участники
композиции
становятся
перед
классом
Учебно-
познавательная
деятельность
2. Освоение темы
Показ презентации. Начинается музыка –
отрывок из 7-й Ленинградской симфонии Дмитрия
Шостаковича. Демонстрация слайдов с «22 июня
1941 года началась ВОВ», слайды с войной, с
блокадным Ленинградом
Под музыку читается отрывок из Вадима Шефнера.
Учитель организует беседу с учащимися по
вопросам:
Что вы услышали в 1-части 7-й симфонии, какие
картины представили?
Какими средствами были созданы такие картины?
Учитель
деликатно
развивает
мысли
детей,
(напоминая
термины):
однообразием
мелодии,
чеканного ритма, постоянного повторения одного
и того же мотива; впечатление надвигающейся
грозной силы создает усиливающаяся динамика,
увеличения количества инструментов;
военный
образ создает жанра марша.
Учитель
дает
У.З.
Как
же
создавалась
7
симфония, в каких условиях работал автор?
Комментирует: прочитайте текст в учебнике (с.156)
и в раздаточном материале(1-5) и ответьте на
вопросы, используя вопросник (2).
1.
Какую добровольную помощь оказал Д.Д.
Шостакович осажденному Ленинграду?
2.
В каких условиях у композитора родился
Учащиеся
слушают
фрагмент 1-й части
7-й
симфонии
«Нашествие»
Выразительное
чтение
участников
композиции
Участвуют в беседе.
Предлагают
варианты
выразительных
средств
Выполняют задание
личностные
Проявлять
внутреннюю
позицию
на
уровне
положительного
отношения
к
процессу
обучения, к участникам
учебной ситуации.
познавательные
определять
значение
и
смысл термина.
Осуществлять
оптимизацию
информации
в
соответствии
с
пройденным материалом
познавательные
1.Осуществлять
поиск
информации
в
соответствии с учебным
заданием
2.Извлекать информацию
в соответствии с целью
3.Оптимизировать
5
замысел 7-й симфонии? Когда композитор
закончил симфонию?
3.
Как называлась тема последней (4-й) части
симфонии?
4.
Как подготовили и организовали первое
исполнение
симфонии
в
блокадном
Ленинграде?
5.
Почему важно было исполнить симфонию в
блокадном Ленинграде?
Учитель собирает ответы, корректирует первые
выводы (вопрос 5): Выразите свое отношение к
факту исполнения 7-й симфонии в блокадном
Ленинграде? можно ли считать композитора и
музыкантов - защитниками города?
ВНИМАНИЕ-ВОПРОС!
Задает вопрос: какая часть далась композитору
сложнее всего? Почему?
Учитель
организует
прослушивание
отрывка
четвёртой части. Задает вопрос: Что вы услышали,
какие
картины
представили?
Деликатно
корректирует ответы: Победа, торжество, мир. /
Музыка
передает
чувства
торжества,
победы,
счастливого будущего/
Формулируют
свое
мнение
Отвечают
внимательные:
финал
симфонии
(тема Победы)
1941
г(окончание
симфонии)
–
еще
долгий
путь
к
Победе
Слушают
фрагмент
4-й части
информацию
личностные
Осознавать
эмоционально-
ценностное отношение к
содержанию
изучаемой
темы.
познавательные
Осуществлять
оптимизацию
информации
в
соответствии
с
пройденным материалом
Учебно-
познавательная
деятельность
3.
Закрепление
темы
Учитель
предлагает
понять
главную
идею
симфонии, выполнив У.З.
Работа по группам с цитатами.
Учитель поясняет задание.
Вам предстоит решить задачу: понять главную
идею симфонии. Другими словами, какие мысли и
Выполняют задание,
предлагают
ключевые
слова,
формулируют
выводы
своими
словами
познавательные
1.Осуществлять
поиск
информации
в
соответствии с учебным
заданием
2.Извлекать информацию
6
Учебно-
познавательная
деятельность
4.
Подведение
итога
чувства
музыкальным
языком
передавал
композитор
слушателям.
Как
они
это
воспринимали. Для этого мы должны поработать в
группах с высказываниями о 7-й симфонии самых
разных людей.
Ваше задание - внимательно прочитать цитаты,
выделить (подчеркнуть) главные, ключевые слова
(предложения) в этих цитатах, которые объясняют
воздействие симфонии. Пожалуйста, прочтите нам
эти строки. Постарайтесь, сделать вывод и своими
словами.
Учитель
выписывает
на
доске
ответы
учащихся: ключевые слова: Сопротивление врагу,
симфония стала оружием Победы над фашизмом,
искусство помогало жить в страшные годы войны и
др.
Немецкий солдат: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы
поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу
силу, способную преодолеть голод, страх и даже
смерть
».
Учитель подводит итог высказываниям:
Все
это
и
было
творческим
замыслом
7-й
Ленинградской симфонии Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича
в соответствии с целью
3.Оптимизировать
информацию
Познавательные:
обобщать, делать выводы
регулятивные
Принимать и сохранять
учебное задание
коммуникативные
Работать в группе
Договариваться об общем
мнении
Адекватно
отвечать
на
поставленный вопрос
личностные
Осознавать
эмоционально-
ценностное отношение к
содержанию
изучаемой
темы.
Улучшенное
действие
Интеллектуально-
преобразовательна
я деятельность
Предлагает дать название уроку и вернуться к
началу урока, продолжив высказывание
О. Бергольц о Д. Шостаковиче: «Этот человек
сильнее Гитлера», потому что…
Учащиеся предлагают
названия:
Симфония
Победы, Шостакович
–
творец
Победы.
Искусство
помогло
победить и др.
Учащиеся
коммуникативные
Адекватно отвечать на
поставленный вопрос
личностные
Определять,
формулировать
и
аргументировать
7
продолжают
высказывание.
позицию по теме
Рефлексивная
деятельность
Рефлексия
Учитель задает классу вопрос: почему всем
нам важно знать имя Дмитрия Шостаковича?
Получили ли вы радость от проделанной
работы?
У.З.Выберите из представленных
вариантов смайлик, отражающий ваше отношение к
себе как ученику на данном уроке (доволен собой,
не очень доволен собой, не доволен собой…)
Учитель благодарит всех за работу
Четко
определяют
свою позицию
личностные
Осознавать
эмоционально-
ценностное отношение к
содержанию
изучаемой
темы.
Домашнее задание
ДЗ: найти памятные места в Петербурге, связанные
с именем Д.Д. Шостаковича. Узнать, в каких
музеях
есть
экспозиции,
посвященные
композитору. Какой школьный музей по праву
гордится коллекцией экспонатов на тему 7-й
симфонии
.
8