Автор: Медведева Тина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Академическая гимназия №56" Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Что читать подросткам
Раздел: полное образование
Что читать подросткам
Книгу заменить ничем нельзя.
Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации,
не будем спешить расставаться с книгой.
Дмитрий Лихачев
Продуманный отбор книг для детского и особенно подросткового чтения чрезвычайно важен, так
как неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта,
на воспитание отношения к книге.
Позволю себе предложить список чтения для подростков.
При отборе произведений
руководствовалась следующими критериями:
интерес и восприятие современными подростками (здесь я исходила из особенностей
именно тех классных коллективов, в которых я работаю);
качественное содержание (здесь я опиралась на свой учительский и жизненный опыт, на
рекомендации коллег);
морально-этическая и эстетическая ценность произведения для формирования личности
читателя-подростка.
Список включает в себя только произведения, созданные в XXI веке. Список не претендует на
полноту и объективность. В список, например, не включены произведения о Великой
Отечественной войне, нет поэтических произведений. Можно сказать, что это начало серьезной
работы по выбору произведений современной детской литературы для включения в будущем в
Программу по литературе.
Амраева Аделия «Футбольное поле» (6-7 класс) «Жизнь - это футбольное поле», - считает
десятилетний
Димка,
для
которого
нет
ничего
важнее
футбола.
Он
мечтает
стать
профессиональным футболистом и вывести сборную в финал чемпионата мира. Ему очень
хочется, чтобы мама увидела этот решающий матч. Но, увы, мама против того, чтобы Димка играл
в футбол. А всё потому, что его отец, который не живёт с ними, футболист. И Димке остается одно
из двух: идти к мечте наперекор всему или утонуть в запретах и сомнениях. Повесть эта дышит
добрым и мудрым отношением автора к своим юным персонажам и их родителям. Эта книга
нужна всем: и детям, и взрослым. Я бы рекомендовала эту книгу для семейного чтения. Можно
провести читательскую конференцию по этой книге.
Взаимоотношения взрослых и детей
Всегда ли взрослый прав?
Что такое настоящая семья?
Нужно ли бороться за свою мечту?
Амраева Аделия «Германия» (6-7 класс)» Тяжело за несколько лет лишиться всех друзей, чьи
семьи уехали в Германию, и при этом еще изучать немецкий, язык ненавистной страны, из-за
которой пришлось остаться в одиночестве. Вдобавок одноклассники - "англичане" стали обзывать
немецкую группу фашистами. Сможет ли Дильназ найти новых товарищей, выучить немецкий язык
и перестать обижаться на страну, которая перед ней ни в чем не виновата?». Это аннотация к
книге на сайте «Лабиринт». Могу сказать, что эта книга отражает реалии жизни многих семей,
которым когда-то нам пришлось покинуть родные места. Книга подойдет для внеклассного
чтения
или самостоятельного чтения с дальнейшим обсуждением на дополнительных
занятиях по литературе.
Проблема взросления
Взаимоотношения в детском коллективе
Проблема одиночества
Можно ли дружить, живя в разных городах и странах?
Почему люди расстаются, всегда ли это зависит только от них?
Дашевская Нина «Число ПИ» (5-7 класс). В книге поднимаются очень важные педагогические и
общечеловеческие темы: проблема одаренности, непохожести, проблемы усыновления.
Перед нами два мира, таких непохожих, таких чуждых друг другу на первый взгляд. Но всё больше
погружаясь в эти миры, понимаешь, что они подходят друг другу, как кусочки пазла.
Мир Лёвы Иноземцева кажется фантастическим - неслучайно автор выбрал говорящую фамилию.
Он будто с другой планеты, обитатели которой чувствуют по-другому. Для Лёвы цвет и звук слиты
в единое целое, что с одной стороны даёт ему новые невероятные возможности, с другой стороны,
усложняет жизнь и отношения с окружающими, так как у них часто совсем другая система
координат.
Вторая часть книги позволяет нам посмотреть на одну и ту же ситуацию глазами другого героя,
героя-антогониста Левы, Кирилла Комлева, которого мы уже видели глазами Лёвы. И тут сюрприз!
Неприятный на первый взгляд тип оказывается очень интересным человеком. И всё неприятное в
нём становится понятным и объяснимым. Кирилл играет на виолончели, любит Блока и
Мандельштама, пишет собственные стихи. У него сложные отношения с отцом, который взрастил
в нём желание быть исключительным. Как часто родительские амбиции портят жизнь детям!
Порождают в них зависть, заставляют жить с оглядкой на других, мешают действительно
наслаждаться любимым делом! И Кириллу действительно было трудно справится с внутренним
Сальери и понять, что он интересен и ценен сам по себе, а не за какие-то выдающиеся заслуги. Но
Кирилла, как и Лёву, окружают чудесные люди: учительница музыки Герда, тётя Лида, флейтистка
Валя и лучшая подруга Соня. Отец тоже человек, в общем-то, неплохой и желает сыну только
хорошего - Нины Дашевской не бывает отрицательных героев. Эти люди и помогают Кириллу ясно
увидеть себя и других, понять свою значимость и найти новых друзей. Это произведение можно
изучать на уроках внеклассного чтения и для обсуждения на дополнительных занятиях по
литературе
Проблема одаренных подростков в современном мире
Проблема сиротства, приемной семьи
Как научиться принимать различия других людей и почему это важно?
Проблема взросления и принятия себя
Всегда ли взрослый прав?
Тема творчества и созидания
Подростковые дружба и любовь
Доцук Дарья «Невидимый папа»
(7класс)
Книга на сложную тему, написанная честно,
доверительно и мудро. Женя Касаткина – обычная девчонка, хорошо учится в школе. Но с самого
детства Женю мучает то, что во всех её документах в графе «отец» стоит прочерк. Когда-то отец
ушёл из семьи. Мама ничего не хочет рассказывать об отце, считая его ненадёжным. Но Женю
греет сама мысль: где-то есть на свете её папа. Она пытается представить, каково это ‒ иметь
папу. Ведёт дневник, где прячет единственную сохранившуюся фотографию папы. Во время ссоры
с мамой Женя узнаёт, что у нее есть единокровный брат Филипп, сын её отца от первого брака. В
социальных сетях Женя разыскивает Филиппа, связывается с ним, и ребята начинают общаться.
Так у Жени появляется старший заботливый брат. Она забывает обо всём: об учёбе, увлечениях и
даже о лучшей подруге. Она теперь сестра! Осталось связаться с папой, и тогда у Жени будет
настоящая семья. Жене ещё многое придётся пережить, переосмыслить взаимоотношения с
отцом, с близкими людьми. Но автор остаётся верен себе: подростковая книга должна
заканчиваться хорошо. Рекомендую ля уроков внеклассного чтения, самостоятельного чтения.
Проблема взаимоотношений взрослых и детей
Всегда ли взрослый прав?
Что такое настоящая семья?
Проблема взросления
Дробкова Марина « Бездна танцует с тобой» (7класс) Одна из лучших, на мой взгляд, книг для
подростков в жанре мистика. Здесь и романтика, и ревность, и зависть, и дух соревнований. И во
все это вмешивается призрак из прошлого. В ней все хорошо и соразмерно. В ней есть
подростковые сложности и реальная боль постоянных конфликтов, в ней есть первая любовь и ее
острые колючки, в ней есть признание того, что выборы взрослых могут быть вызваны чем-то, чего
дети о них не знают, и есть понимание того, что быть взрослым не так-то просто. Автор
поднимает очень важные нравственные проблемы. Нравственный выбор всегда реалистичен,
особенно выбор в реалиях XXI века. Эта книга для внеклассного чтения в 7-х классов. Особенно
если
в них есть
честолюбивые, амбициозные, целеустремленных ребята, которым
обсуждение проблем, затронутых в книге, было бы важным.
Мистический реализм как жанр
Проблема творческого подростка в современном мире
Можно ли Душу продать Дьяволу для достижения цели?
Нравственный выбор всегда реалистичен, особенно выбор в реалиях XXI века.
Зенькова Анна «С горячим приветом от Феклы » (7 класс) «Если сегодня нет солнца в небе -
это не значит, что его нет вообще» - эпиграф к книге Анны Зеньковой. Нам может казаться, что все
пропало, хуже некуда. «Есть куда!» - кричит нам внутренний голос, и оказывается прав. Просто
потому, что, даже достигнув дна, можно оттолкнуться - и вынырнуть.
Главный герой книги одиннадцатилетний Севка - выныривает. С одной стороны, он будто бы не до
конца осознает, что с ним произошло, а с другой - глубоко понимает жизнь и оказывается мудрым
и добрым подростком и настоящим другом. Главный герой книги, несмотря на юный возраст, дает
пример мудрых размышлений и понимания жизни.
Отдельно хочется сказать о мастерстве автора. Так рассказать о том, с чем сталкивается герой -
нужно иметь талант. Анна Зенькова — автор, который обладает своим голосом, прекрасно владеет
русским языком и умеет расставить акценты. Несмотря на сложность затрагиваемых тем, эта
книга — еще и о приключениях и дружбе, любви и благодарности. Какие бы испытания ни ждали
героя, в голове его всегда будет звучать голос любящей Фёклы: сначала резко и пугающе, затем
— всё мягче и добрее. Для самостоятельного чтения и дальнейшего обсуждения в группе
читателей
Как научиться принимать различия других людей и почему это важно.
Проблема взросления и приятия себя
Нуждаются ли взрослые в помощи детей?
Тема сиротства и приемной семьи
Тема подростковой дружбы
Кузнецова Юлия "Каникулы в Риге"(5-7 класс) Московская семья: папа, мама, дочка Маша и сын
Гриша, приезжают на каникулы в Ригу. Снимают у местных жителей небольшую квартиру и
остаются исследовать прибалтийскую столицу. Здесь можно найти столько интересного! Очень
тонко отображен прибалтийский колорит, другие традиции и обычаи, с которыми знакомится эта
семья.
Прекрасно показаны добрые семейные отношения. Мы видим, как можно быть
счастливыми в семье. Это добрая и тёплая история-путеводитель. Дети и мама посещают разные
интересные места, общаются между собой, решают возникающие конфликты - как любая семья - а
читатели узнают, куда можно сходить в Риге так, чтобы было интересно и взрослым, и детям.
Рекомендовала бы для семейного чтения и дальнейшего обсуждения. Можно провести
обсуждение вместе с родителями.
Что такое настоящая семья?
Взаимоотношения взрослых и детей
Взаимоотношения детей в семье
Важно ли знать мир и традиции других людей?
Краева Ирина « Баба Яга пишет» (5-7 класс) Не столько книга для детей, сколько книга о детстве.
Автор правдиво и глубоко рассказывает о том, с чем каждому из нас приходилось сталкиваться в
детстве: первые радости и первое горе, первая жестокость и первая любовь, первое знакомство с
далекими краями и первая встреча со смертью. Осознание того, что есть беда и что есть счастье,
— не это ли главное испытание нашей жизни?
Повесть лучше читать и одновременно обсуждать на занятиях. Форма произведения
позволяет это делать, так как
каждая глава является письмом одного из героев, и
содержание предполагает сопереживание, сочувствие героям.
В младшем подростковом
возрасте такие чувства легче формируются и проявляются в беседе или дискуссии. По этому
произведению можно провести разнообразные творческие работы.
Что мы понимаем под полной семьей?
Нужно ли общение с бабушками и дедушками в современной семье?
Эпистолярный жанр
Всегда ли взрослый прав?
Лазарянская Майя «Пони Йошка»(5 класс) Сказка про маленькую лошадку, которая любит катать
детей, но кое-чего боится. Кто же поможет ей справиться со страхом? Дети? Друзья? Воздушный
шарик? Или она сама? Эта история придумана писательницей Майей Лазарянской. Нежная и
лёгкая, как цокот копытцев крошечного пони. Итак, однажды летним утром в парке ... Добрый
юмор, милый пони и… столько смыслов жизненных.
Подойдет для внеклассного чтения в
начальной школе и для учеников пятых классов.
Нужны современным людям сказки?
Всегда ли мы можем помочь нашим близким и нужно ли это делать?
Взрослые верят в чудеса?
Какие страхи мешают нам жить?
Майя Лазарянская «Конкур в ритме солнца»(7 Класс)
Иногда кажется, что пустота и
одиночество твои единственные спутники. Но одна неожиданная встреча переворачивает всю
жизнь. И как в конкуре, ты преодолеваешь все препятствия и идёшь к своей цели. Эта повесть о
непростых взаимоотношениях Леры со своей матерью, с миром взрослых. Сбывается давняя
мечта Леры — она приходит в конный клуб «Метеор», где находит друзей, первую любовь и
выбирает свой жизненный путь. Можно провести круглый стол с семиклассниками. Можно
рекомендовать для самостоятельного чтения.
Проблема одиночества подростка в современном мире
Проблема взросления и принятия себя
Можно ли помочь себе, заботясь о других?
Важно ли иметь единомышленников?
Сабитова Дина «Где нет зимы»(6-7 класс) Это история детей: Гуль и Паши, оставшихся без
взрослых, а потому вынужденных повзрослеть, повесть о настоящем доме, семье и поддержке.
Автор через судьбу своих героев говорит с читателями на очень важные темы: одиночество
детей, их беззащитность, сиротство и приемная семья, дом и приют, семья и бездомность, что
жизнь
бывает порой сложной, что труднее всего порой бывает преодолеть равнодушие и
бездушие. Но в конце она дарит читателю надежду - все будет хорошо, если самому не быть
равнодушным и уметь бороться за себя. Книга не отпускает до самого конца. Но при этом не нужно
забывать, что это сказка. Она как будто написана акварелью, такими легкими, прозрачными
мазками.
Именно
поэтому
стоит
рекомендовать
эту
книгу
для
детей
младшего
подросткового возраста. Легкий налет нереальности происходящего позволит избежать
слишком эмоциональных переживаний, а сам сюжет дает возможность задуматься над
многими важными вещами. Можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Одиночество детей, их беззащитность
Сиротство и приемная семья, дом и приют, семья и бездомность
Взаимоотношения между детьми в семье
Что такое ответственность за других людей
Роль куклы Ляльки в повествовании
Шипошина Татьяна « Ангелы не бросают своих» (6-7 класс) Настоящая хорошая подростковая
проза, дающая прекрасные образцы поведения. Ангел-спаситель появился у семьи, в которой
мама очень любит своего семилетнего сына, но жить им трудно, ещё и болезнь мамы добавилась.
Сюжет добрый и сказочный. Образы вымышленные, в них фантазия автора. В сказку хочется
верить, а если читать больше таких историй, сказку можно иногда делать былью. Потому что мы
становимся добрее и мудрее, и нам немного легче творить настоящие чудеса.
Для уроков внеклассного чтения, самостоятельного чтения.
Сложности взаимоотношений людей
Жизни и смерть
Дружба и любовь.
Тема ответственности за другого человека?
Нужны ли милосердие, сострадание?
Можно ли судить о человеке по внешности?