Напоминание

Имя числительное


Автор: Разенко Вячеслав Викторович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "ВСОШ№ 10"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Презентация
Тема: Имя числительное
Раздел: полное образование





Назад




В . В . Р А З Е Н К О ,

У Ч И Т Е Л Ь Р У С С К О Г О

Я З Ы К А И Л И Т Е Р А Т У Р Ы

М К О У « В ( С ) О У № 1 0 »

Г О Р О Д А С А Р А Т О В А

Имя числительное

(

обобщающее повторение в 10 классе)

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: урок – игра

Цели: повторение изученного по теме "Имя числительное" (понятие о части речи,

разрядах, изменении числительных, морфологических и синтаксических

особенностях );

развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить

синтаксический разбор, изменять числительные по падежам, использовать их в

своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей

обучающихся;

воспитание интереса к изучению русского языка.

Отредактируйте предложения.

Четверо студенток получают повышенную стипендию.

В Москве более восемьсот уличных часов.

Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет.

В книге около девяносто страниц.

По обоим сторонам дороги расстилались поля.

Запишите правильный ответ.

Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются именами

числительными.

1)Перед испанкой благородной ДВОЕ рыцарей стоят (А. Пушкин)

2)Мы сели в кибитку ВТРОЕМ (А. Пушкин)

3)Судьба забросила меня на целые ШЕСТЬ месяцев в глухую деревушку Волынской области

(А. Куприн)

4)Вдоль сонной улицы рядами ДВОЙНЫЕ фонари карет веселый изливают свет (А. Пушкин)

5)Все усаживаются вокруг ОБОИХ Петров Ивановичей (Н. Гоголь)

6)Нам пришлось УТРОИТЬ усилия, чтобы вытащить из грязи застрявшую машину

7)Мы почитаем всех нулями, а ЕДИНИЦАМИ — себя (А. Пушкин)

8)ТРОЙКА, СЕМЕРКА и туз выиграют тебе сряду (А. Пушкин)

9)Я вынул из кармана новый серебряный ЧЕТВЕРТАК (А. Куприн)

10)Так шла жизнь Ивана Ильича в продолжение СЕМНАДЦАТИ лет (Л. Толстой)

11)СТОПЯТИДЕСЯТИКИЛОМЕТРОВЫЙ участок трассы успешно преодолели все участники

гонки

Укажите, к какому типу относится каждое числительное.

а) простое

б) сложное

в) составное

1)тридцать три

2)два

3)шестьдесят

4)пять

5)восемьсот

6)двести семьдесят восемь

7)сто

8)четыреста пятнадцать

9)пятьдесят

10)семь

11)шестьсот двадцать один

12)триста

13)четыре

14)девятьсот

15)сорок

16)тысяча пятьсот семьдесят девять

Укажите разряд числительных.

а) количественные

б) порядковые

1)пятнадцать

2)трое

3)четвертый

4)семь целых три десятых

5)полтора

6)сто девяносто седьмая

7)полтораста

8)двадцать три

9)семеро

10)двухсотый

11)тринадцать

12)две пятых

13)семнадцатая

14)пятеро

15)тысяча пятьсот тридцать пятый

16)одиннадцать

17)девятнадцатое

Найдите ошибки в распределении количественных имен

числительных по группам.

А. Обозначают целые числа:

1)тридцатью восемью

2)обоим

3)четырехсот тридцати двух

4)семистам семнадцати

5)четырнадцать

Б. Обозначают дробные числа:

1)двух целых трех четвертых

2)полтора

3)восьми десятым

4)семью

5)одна целая одна четвертая

В. Обозначают количество предметов как собирательную совокупность:

1)пятеро

2)двое

3)трое

4)семеро

5)три

6)четверо

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки в

употреблении собирательных числительных.

1)Пятеро молодых людей задержались в аудитории

2)Трое подруг негромко разговаривали о чем-то

3)У обеих девочек был смущенный вид

4)В обоих руках она несла тяжелые сумки

5)В нашем дворе построили двое футбольных ворот

6)Персонажами известной русской сказки являются семеро козлят

7)Он увидел, как четверо поплыли к противоположному берегу

КОНКУРС

ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

НАЗОВИТЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Весна да осень — на дню погод восемь. Сам не дерусь, семерых не боюсь. Одним махом семерых

убивахом. Без четырех углов изба не рубится. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года,

чтобы научиться лени — только три дня. Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.

Хвастуну цена — три копейки. Лентяй дважды работает.. Как две капли воды. Трус умирает сто

раз, а герой — один раз.

Укажите номера словосочетаний, в которых допущены

ошибки в склонении имен числительных.

1)Предложить четырехстам двадцати подросткам

2)Восхищаться тремястами двадцатью страницами книги

3)Выдать сто двадцати пяти ученикам

4)Заложить сад на одной второй гектара

5)Вспоминать об одной тысяче девятьсот девяносто девятом годе

6)Изложить на двухстах пятнадцати страницах

7)Заниматься на курсах с двенадцати тысячами пятьюстами семьюдесятью

девятью будущими абитуриентами

8)Вернуться с восьмьюдесятью пятью рублями

9)Расположиться на полуторастах тысячах метров

10)Тремя целыми пятью десятых процента

11)Остановиться в полутора метрах от машины

Укажите номера предложений, в которых слово ОДИН не

является числительным.

1)Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское,

бессмысленное (Л. Толстой)

2)Три минус один равняется двум

3)Это было в одном ауле, далеко отсюда, когда с Деникиным воевали (П. Павленко)

4)Один Тихон ходил за ним (Л. Толстой)

5)В одном месте дадут квасу, в другом — хлеба, в третьем — копеечку (Н. Гоголь)

6)Мы жили в этом селе всего через один дом от детей (М. Пришвин)

7)О нем знали одно: он был моряком (Л. Соболев)

8)Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... (М. Пришвин)

9)Князь был большой гастроном и пил за столом один только рейнтвейн высокой

цены (А. Писемский)

Назовите предложения, в которых имена числительные

перешли в разряд прилагательных.

1)Четвертые сутки пробирались мы по тайге

2)Письмо это попало ко мне через вторые руки

3)В классном журнале я всегда был третьим по списку

4)В нашем классе Иванов первый во всем: и в учебе, и в спорте, и в общественной

работе

5)Дождь льет уже второй день

6)В магазинах для малообеспеченных граждан стали появляться товары третьего

сорта

7)Первая попытка спортсмена-прыгуна оказалась неудачной

Найдите ошибки в перечне постоянных грамматических

признаков имени числительного.

1)разряд по составу: простое, сложное, составное

2)грамматический разряд:

а) количественное: целое, дробное, собирательное

б) порядковое

3)род

4)число

Напишите количественные

числительные 11, 8, 30, 80, 60, 20,

800, 600

Просклоняйте числительное

семьсот шестьдесят восемь

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Написать сказку или рассказ,в состав которых входят

числительные

РАБОТА С ТЕКСТОМ

РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК,

ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИШИТЕ СЛОВАМИ.

1)Они наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с

Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил

2)Так возникла (семи)дневная неделя, которая перешла ко многим другим

народам и дошла до нас

3)Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на

территории современного Ирака, были уже первые астрономические

познания

4)Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили

его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7

божеств

Правильный вариант

1)Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов,

находившихся на территории современного Ирака, были уже первые

астрономические познания

2)Они наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с

Солнцем и Луной составляют семь небесных светил

3)Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми

суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из

семи дней посвятить одному из семи божеств

4)Так появилась семидневная неделя, которая перешла ко многим народам

и дошла до нас

Раскройте смысл старинных русских выражений

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

За семь верст киселя хлебать

Семи пядей во лбу

На одном месте и камень мхом зарастает

Семь вёрст до небес и все лесом.

Три бабы - базар, а семь - ярмарка

Подведем итоги

1. Помогают ли нам имена

числительные в жизни?

2. Что нужно знать, чтобы не ошибиться

в правописании имен числительных?



В раздел образования