Автор: Сафоклова Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №129
Населённый пункт: Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статью
Тема: Методологические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Методологические подходы к формированию и развитию функциональной
грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Современное общество нуждается в людях, умеющих быстро
перестраиваться, адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.
Раньше учитель старался уделять внимание орфографической зоркости,
формированию основных умений и навыков, систематизации изученного
материала. Теперь же, в рамках обновления содержания образования,
необходимо, чтобы обучающийся не только владел суммой знаний по
предмету, но и успешно использовал их в разнообразных учебных и жизненных
ситуациях. Мы наблюдаем смену приоритетов в сфере школьного
образования, где главной̆ целью обучения является формирование системы
ключевых компетенций, которые позволят молодому поколению успешно
применять усвоенные знания на практике и таким образом успешно
адаптироваться в динамически развивающемся обществе.
Творческая личность должна обладать многими качествами,
инструментами, компетенциями. Все это может дать функциональная
грамотность.
Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат
образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для
развития личности, получения новых знаний и достижений культуры,
овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных
обязанностей, организации семейной жизни, решении различных жизненных
проблем.
Изначально исследования PISA направлены не просто на оценку
достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного
образования страны в целом. По результатам PISA выявлены следующие
дефициты умений: 1.неумение учащихся работать с предлагаемой
информацией целенаправленно, искать недостающую информацию и т.д.;
2.решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные,
стереотипные способы действия. Сталкиваясь с заданиями типа PISA,
школьники воспроизводят сложившиеся связи: литературный текст – общее
рассуждение, математический текст – точное, детальное решение; 3.работать с
разными источниками информации: графиками, диаграммами, схемами,
таблицами и т.д.
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать
функционально грамотный человек? Функциональная грамотность включает в
себя следующие компоненты: а) знание сведений, правил, принципов; усвоение
общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения
стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; б)умение
адаптироваться к изменяющемуся миру; работать с информацией; вести
деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
в)готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
принимать особенности жизни для удовлетворения свих жизненных запросов;
повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Траектория формирования функциональной грамотности состоит из
следующих шагов (этапов): 1.Первичный опыт выполнения учебных действий.
2.Осваивается общий способ выполнения данного учебного действия.
3.Самоконтроль и коррекция. 4.Контроль уровня сформированности этого
учебного действия и системное практическое использование.
Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и
Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцати странах Европы проводилось
международное исследование грамотности взрослых, в ходе которого был
разработан инструментарий, т.е. набор конкретных индикаторов
функциональной грамотности. Многие из этих индикаторов должны
формироваться у учащихся именно на уроках русского языка и литературы. К
ним относятся такие коммуникативные и речевые умения, как: писать
сочинение, реферат; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в
построении фраз, подборе слов; писать заявление, заполнять какие - либо
анкеты, бланки; находить и отбирать необходимую информацию из книг,
справочников, энциклопедий и других печатных текстов; использовать
информацию из СМИ, газет, журналов, радио, телевидения, пользоваться
алфавитным и систематическим каталогами библиотеки.
Исходя из вышесказанного, система работы по формированию
функциональной грамотности может быть такой:
-обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в
зависимости от цели;
-развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать
текст, предугадывать содержание текста;
-развитие устной и письменной речи;
-развитие орфоэпических навыков;
-работа по обогащению словарного запаса;
-развитие и совершенствование грамматического строя речи;
-развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
-развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
Цель учителя на уроке – вовлечение каждого в активную познавательную
и творческую деятельность. Добиться этого можно ,если использовать новые
технологии. Наиболее удачными, дающими хороший результат, я думаю,
являются технологии, связанные с различными формами интерактивного
обучения, проектной деятельности.
Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие) -
это такие методы и формы, используя которые, учитель «погружает» процесс
обучения в процесс общения (взаимодействия); активность обучаемых при этом
становится выше активности преподавателя; образовательная технология,
основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении
образовательных задач. Интерактивные методы позволяют моделировать
реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;
способствуют формированию долгосрочных навыков и умений, создают
атмосферу сотрудничества, взаимодействия.
Интерактивные методы имеют свои преимущества. Они позволяют
обучающимся на собственном опыте осознать и обсудить особенности
чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие
окружающей среды; развивают навыки общения, помогают осознать значение
группового опыта; учат уважать ценность правила, принятого группой,
обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают
согласовывать свои действия при решении проблемы; учат использовать не
готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.
Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов:
1) психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество
внутри группы;
2) мозговой штурм;
3) имитации;
4) дискуссии и диспуты;
5) ролевые, дидактические и имитационные игры , основанных на принципах
взаимодействия, активности и свободе обучаемых в решении образовательных
задач, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах
урока. На уроках чаще всего я использую следующие стратегии: «Мозаика»,
«Реконструкция текста», «Сюжетная таблица», «Карусель», «Чтение с
остановками», «Составление кластера». А методы: «Мозговой штурм»,
«Снежный ком», «Морфологический ящик», «Системный оператор», - которые
я также часто использую, взяты из технологии «ТРИЗ-педагогика».
Метод «Системный оператор» (системный анализ) рассматривает мир в
системе, как совокупность связанных между собой определенным образом
элементов. Его цель – определить роль и место функций объектов, их
взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. В
центре – система (объект, проблема, герой и т.д), далее рассматриваем и
изучаем прошлое, настоящее и будущее системы, подсистемы, надсистемы.
Затем путем анализа, различных методов находим варианты решений.
Фрагмент урока литературы в 8 классе по теме: «Как воспитать истинного
гражданина?» ( Д.И. Фонвизин, Комедия «Недоросль»). Обучающиеся
работают в группах.
Где кроется причина того, что Митрофанушка стал тем, кем он стал?
1 гр. – система (Митрофанушка) и подсистема (его нравственные качества);
2 гр. – прошлое системы (семья) и прошлое подсистемы (воспитание
родителей М. , воспитание Митрофанушки);
3 гр. – будущее системы (судьба героя) и будущее подсистемы (нравственное
развитие);
4 гр. – прошлое надсистемы (общество, эпоха Петра I, дворцовых
переворотов), надсистема (общество – эпоха Екатерины), будущее
надсистемы (XIX век, пореформенная эпоха.)
(По результатам работы групп заполняется таблица “Системный оператор”.)
Прошлое надсистемы.
Общество
Эпоха Петра I - реформы во
всех областях; развитие
образования, науки,
просвещения. Вводятся
европейские обычаи;
победа в Северной войне.
Эпоха дворцовых
переворотов – о развитии
государства никто не
заботится.
Надсистема.
Общество, семья
Эпоха Екатерины II. –
развивается наука,
культура, просвещение;
прогрессивные идеи. Но в
то же время правитель-
ственная реакция, борьба с
передовым, прогрессив-
ным; усиление
крепостного права.
Митрофана окружа- ют
невежественные, грубые,
деспотичные люди,
живущие для себя.
Будущее надсистемы.
Общество
XIX век.
Пореформенная эпоха –
1812 г. – победа, подъём
патриотического духа,
1825 г. – стремление
декабристов изменить
общество. 1861 г. –
отмена крепостного
права. Реформы
Александра II. Время,
прогрессивное для
России.
Прошлое системы.
Семья
Отец. Робкий, безвольный,
слабохарак- терный,
ограниченный человек.
Мать. Грубая, необразо -
ванная, трусливая, жестокая
крепостница. Любит только
сынка.
Дядя.Невежественный,
ограниченный, интересы –
скот. Скотинины и воспи-
тывались в невежестве.
Система.
Митрофанушка
Дворянин, ему 16 лет;
семья.
Домашнее воспитание, а
точнее, отсутствие всякого
воспитания. Любит вкусно
и много поесть, гонять
голубей. Живет в своё
удовольствие.
Будущее системы.
Его будущее
Идёт служить на низкую
должность. Он не может
справляться со своими
обязанностями. Не
приносит пользы
обществу, а значит, мы
не можем считать его
гражданином.
Прошлое подсистемы.
Нравственные качества,
воспитание
Митрофана воспитывали
грубым, хитрым,
невежественным,
эгоистичным. Мать
воспитывала сына на
Подсистема.
Нравственные качества
Никого не любит. Живет
для себя, хитёр, увёртлив,
жесток, сильно избалован,
эгоистичен. Шантажирует
мать, предаёт её. Хочет
просто жить, не утруждая
Будущее подсистемы.
Нравственные
качества
Нет моральных устоев,
не развивается духовно.
Он ещё хуже матери и
не хочет меняться.
биологическом уровне: нет
духовного и нравственного
воспитании.
себя ни в чём.
Работая в группах, учащиеся имеют возможность практиковать навыки
сотрудничества, учатся слушать друг друга, вырабатывать общее мнение,
разрешать спорные вопросы.
Эффективна стратегия «Карусель». Она может быть применима на уроке
обобщения по сказке - были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Перед
учениками поставлен вопрос: «Какие простые жизненные заповеди стремился
утвердить автор?»
Таким образом, у них получался кластер. Затем группы
обменивались оформленными на бумаге идеями, отмечали напротив каждого
пункта + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны), ? (данное
суждение требует уточнения авторов). Также группе необходимо было
дополнить идеи других групп. Таким образом, лист с идеями проходит через
все группы в классе. После совершения полного круга лист возвращается к
команде, которой предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями
других групп. Затем проходит презентация своей позиции участниками
карусели.
«Сюжетная таблица». Данный приѐм рекомендуется использовать при
работе с любыми текстами. Читая, учащийся делает пометки: «Кто?», «Что?»,
«Когда?», «Где?», «Почему?», создавая скелет текста. Учащийся овладевает
сюжетным мышлением.
Также в свое работе использую технологию «Продуктивного чтения»: 1.До
чтения текста- просмотровое чтение. Результат: предвосхищение чтения,
мотивация на чтение. 2.Во время чтения – изучающее чтение ( в т.ч. диалог с
автором, вычитывание подтекста) Результат: интерпретация текста. 3. После
чтения текста - рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. /тексты
учебников всех предметов (с подтекстом, интригующим заголовком и т.д./
Как мы видим, формирование функциональной грамотности – процесс
небыстрый и сложный, который требует от учителя использования
современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы
сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески и критически
мыслящую личность. Функциональная грамотность становится фактором,
содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и
экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить
нестандартные решения, уметь использовать информационно-
коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а
также обучению на протяжении всей жизни.