Автор: Панченко Марина Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ "Школа №11 города Белогорск"
Населённый пункт: г. Белогорск, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по изобразительному искусству для обучающихся дополнительного образования детей "Жар-птица"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №11 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству
для обучающихся дополнительного образования детей «Жар-птица»
Теплая и холодная гамма. Композиция «Закат»
Номинация: художественно-эстетическая
Выполнила учитель
изобразительного искусства
Панченко Марина Николаевна
Белогорск 2022
Пояснительная записка
Рaзвитие творческого потенциaла ребёнкa, его художественного вкуса-
это одно из ключевых требований ФГОС для занятий изобразительным
искусством. Эту задачу невозможно решить, не включая в образовательный
процесс
работу
эмоционaльной
сферы
учащихся,
основaнную
на
фундаментальных знаниях законов цветоведения. Необходимо развивать
эмоциональную сферу обучающихся, рaзговаривaя с ними о прекрaсном, о
человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с
автором произведения и через диалог друг с другом.
Учащиеся в возрасте 12 лет знают и различают основные цвета,
составные, имеют представления о дополнительных цветах. На данном этапе
я знакомлю детей с более тонкими цветовыми нюансами. Необходимо, чтобы
они не просто механически смешивали цвета, но и включали эмоционaльную
составляющую, нaблюдая за природой, ее красотой, особенностями.
Тема занятия: «Закат».
Цель:
Формирование умения передать эмоциональное содержание
рисунка путём тепло-холодной цветовой гаммы.
Задачи:
- создать условия для усвоения детьми понятий теплая и холодная
цветовые гаммы;
- учить передавать настроение, чувства, эмоции через цвет; учить
использовать нужную цветовую гамму, оттенки цвета для передачи
эмоционального содержания работы;
- развивать навыки самостоятельного подбора цветовых сочетаний;
- способствовать формированию любви к родному краю с его
неповторимыми пейзажами;
- развивать творческие способности учащихся, наблюдательность,
внимание
к
природе;
- воспитывать эстетический вкус.
Предполагаемый
результат:
индивидуальный
рисунок,
соответствующий теме «Закат».
По окончании занятия обучающиеся будут:
ЗНАТЬ: как с помощью теплой цветовой гаммы в рисунке передать свое
эмоциональное состояние.
УМЕТЬ: передать эмоциональное содержание рисунка при помощи
цветового решения.
Тип занятия: комбинированный.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма занятия: творческая мастерская, групповое занятие.
Вид деятельности: Тематическое рисование
Методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный,
продуктивный
метод, наглядный, исследовательский, метод мотивации и стимулирования.
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающая,
проектная
деятельность.
Образовательные области: художественное творчество, двигательная
активность, творческий труд, худ. литература.
Организационные условия:
- состав группы 10 человек, возраст детей 12 лет.
- время занятия: 80 мин с 10 мин. перерывом.
Оборудование:
Учебные столы, компьютер, экран, мультимедийная установка.
Материалы для педагога: методическая литература, презентация
«Тепло-холодные цвета. Закат», выставка работ воспитанников, иллюстрации
работ русских художников, мультимедийное оборудование.
Материалы для обучающихся: гуашь, кисти, бумага для акварели
формата А3, палитра, баночка для воды, салфетки для рук.
Тема
Вечерний закат
Цели
Формирование умения передать эмоциональное содержание
рисунка путём тепло-холодной цветовой гаммы при изображении
вечернего заката.
Формирование УУД:
- Личностные УУД: Волевая саморегуляция, контроль в форме
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
- Регулятивные УУД: Формирование социальной роли ученика,
положительного отношения к учению.
- Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем.
Умение слушать и вступать в диалог.
- Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач
операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Планируемый
результат
Знать как с помощью теплой цветовой гаммы в рисунке передать
свое эмоциональное состояние.
Развивать цветовое зрение, художественно-образную память,
творческую активность, самостоятельность художественных
замыслов.
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
План занятия
Этапы занятия
Время
I. Организационный момент.
3 мин.
II. Целеполагание.
3 мин.
III. Актуализация знаний.
7 мин.
IV. Сообщение нового материала.
12 мин.
VI. Практическая работа.
40 мин.
VII. Рефлексия.
5 мин.
VIII. Итог.
10 мин.
Ход занятия
Этап занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
I.
Организацион
ный момент
Проверка готовности к занятию.
Самостоятельн
ая организация
своего
рабочего
место.
Личностные
УУД:
формирование
учебного мотива.
Регулятивные
УУД:
саморегуляция
как способность к
мобилизации сил.
Умение работать
самостоятельно.
II.
Целеполагание
.
-А можете ли вы предположить по
рисункам, предложенным на слайде, о
чем пойдет речь на нашем занятии, и
чем мы будем заниматься? Сл.1
Когда уходит солнце на покой,
И поджигает горизонта кромку
Так хочется , всегда, момент такой,
Запомнить, чтобы рассказать негромко
О том, что был такой волшебный час
Где чудеса – обычное явленье,
Где что-то сверху чуть коснулось нас
Без спроса даже и без объявленья
(из интернета)
Преподаватель обобщает сказанное
детьми и дополняет их ответы.
-
Мы будем рисовать вечерний закат и
постараемся передать настроение в
рисунке, используя тепло-холодную
цветовую гамму. Сл.2
Учащиеся
делают
предположения
и
формулируют
тему и цель
занятия
Коммуникатив-
ные УУД:
Умение
интегрироваться в
группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие с
ними.
Регулятивные
УУД:
Умение
составлять план и
последовательнос
ть действий.
Познавательные
УУД: :
отвечают на
поставлен-ные
вопросы;
Правильное
восприятие
поставленной
задачи.
III.
Актуализация
знаний.
-Давайте вспомним и назовем цвета
холодной и тёплой цветовой
гаммы. Сл.3
-Какие ассоциации вызывают у вас
цвета теплой и холодной цветовой
гаммы? Сл.4
-Давайте посмотрим, как различные
художники изображали в своих работах
вечерний закат. Какие эмоции вы
испытываете, глядя на эти картины?
Ответы детей
Учащиеся
выражают свои
чувства
Коммуника-
тивные УУД:
Умение слушать
собеседника и
вступать в диалог
при обсуждении
проблемы.
Регулятивные
УУД:
Умение
определять
последователь-
ность
промежуточных
IV.
Сообщение
нового
материала.
-Давайте проведем с вами небольшую
исследовательскую работу.
-Рассмотрим картины известных
художников и выясним, какую
цветовую гамму они используют.
Посмотрите на экран.
-Перед вами картина замечательного
русского художника Аркадия Рылова
«Закат»
- Какой колорит у данной картины?
Какое время года художник изобразил?
Опишите картину. Сл.5
Еще одна картина великого русского
художника-пейзажиста Исаака
Левитана «Последние лучи»
Опишите эту картину
Сл.6
Ответы детей
-Колорит
красно-черный
за
исключением
бирюзового
неба и синей
воды.
Преобладают
теплые цвета.
Время года
весна.
Описывают
картину
Ответы детей
- Колорит
кричнево-
зеленый.
Теплый. Лето.
целей с учётом
конечного
результата.
Познавательные
УУД:
отвечают на
поставленные
вопросы;
Правильное
восприятие
поставленной
задачи.
VI.
Практическая
работа.
На сегодняшнем занятии перед нами
стоит задача написать гуашью закат. Но
прежде, чем мы приступим к
выполнению работы, познакомимся с
основами построения правильного
рисунка.
Объяснение с показом
1.
Берем лист бумаги
форматом А3, располагаем
горизонтально или вертикально.
2.
Область неба закрываем
белилами. Линию горизонта
стараемся не размещать
посередине листа. Можно чуть
выше или ниже.
3.
Добавляем в к белилам на
листе цвета закатного неба
( желтую, голубую, оранжевую и
др.) добиваясь плавного
перехода в цвете.
4.
Облака днем светлые, на
закате намного темнее. На фоне
желтоватого цвета наносим
облака красновато-бордового
оттенка. На фоне холодного неба
облака будут серо-бордового
цвета. Со стороны солнца они
освещаются, поэтому их делают
Выполнение
работы
Познавательные
УУД:
Умение
самостоятельно
работать по
предложенному
плану;
Коммуникатив-
ные УУД:
Умение слушать
собеседника и
вступать в диалог
при обсуждении
проблемы.
Регулятивные
УУД:
Умение
определять
последователь-
ность промежуто-
чных целей с
учётом конечного
результата.
чуть светлее, мягко розового
оттенка. Форма облаков
разнообразная.
5.
Прорабатываем задний
план используя правила
воздушной перспективы
(светлее, серебристо-сиреневый)
6.
Прорабатываем средний
план. Цвет становится более
активным.
7.
Прорабатываем передний
план. Цвета используем
приглушенные. Полностью
закрываем лист. Готовим к
проработке деталей.
8.
Детализация среднего
плана, плавно переходящая в
детализацию переднего.
9.
Объекты на переднем
плане прорабатываем с учетом
закатного освещения используя
контраст.
Сл. 7
VII.
Рефлексия.
-Вам понравилось на сегодняшнем
уроке?
-Чему мы сегодня научились?
-Что нового вы сегодня узнали?
-А что еще можно нарисовать,
используя новые знания и умения?
Ответы
учащихся
Регулятивные
УУД:
Контроль и
оценка
выполненных
действий путем
сравнения
полученного
результата с
заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений.
VIII. Итог.
Анализ и обсуждение
выполненных на занятии
творческих работ, оформление
импровизированной выставки,
подведение итогов.
-Итак, мы с вами исследовали
картины профессиональных
художников, выполнили
самостоятельные творческие
работы, оформили выставку
.
В
заключение нашего занятия я
хочу поблагодарить вас за
проделанную работу и жду вас
на следующем занятии!
Выставка и
обсуждение
работ.
Результаты: практически все дети справились с заданием в той или
иной мере. Работы получились разного уровня.
Выводы.
Данное
занятие
способствует
развитию
интереса,
увлеченности,
формированию у обучающихся общеучебных
и специальных умений и
навыков. Развитию эстетического вкуса у детей. Позволяют
закрепить
навыки работы с гуашевыми красками, расширить знания об эмоциональном
содержании цвета, об авторах знаменитых полотен; закрепить знания о
тёплой и холодной цветовых гаммах; развивать навыки самостоятельного
подбора цветовых сочетаний.
Рекомендации.
Данная методическая разработка может быть рекомендована педагогам
дополнительного
образования
школ
искусств,
реализующих
общеразвивающие программы, педагогам многопрофильных учреждений
дополнительного образования детей при работе над пейзажем,
учителям
изобразительного искусства средних общеобразовательных школ (в 6 классе
при изучении темы «Пейзаж»).
Список использованных источников
1.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8
классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
2.
Шашков Ю.П. Живопись и ее средства. Учеб. Пособие для вузов- М.
Академический проект- Трикста, 2006
3.
Панксенов
Г.И.
Живопись.
Форма,
цвет,
изображение.-
М.:
Издательство центра «Академия», 2007
Задания для самостоятельной работы
1.
Найти репродукции русских художников с изображением заката.
2.
Дать описание одной из работ.
3.
Подготовить иллюстративный материал для работы в холодной гамме.
4.
Оформить выполненную работу в паспарту.