Автор: Чихарева Ирина Вадимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №1"
Населённый пункт: г.Электросталь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использования приема "Вертушки" на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Мастер класс по литературе в 5 классе.
1.Вступительное слово.
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Сегодня на своем мастер классе я хочу
продемонстрировать один из приемов, который я использую на уроках литературы. Это
прием «Вертушка». На основе этого приема я дифференцирую работу классе по
индивидуальным особенностям детей и возможностям.
2.Мастер класс.
Предлагаю на примере известного произведения «Муму» И. Тургенева. Попробовать
применить данный прием. Сегодня у нас урок повторение. А значит мы должны с вами
вспомнить, проверить, закрепить сведения, полученные ранее на уроке. Предлагаю, Вам
выполнить задание разного уровня.
3.Распределение команд.
1 группа –отвечает на вопросы по содержанию текста.
1.
В какой город привезли Герасима из деревни? (В Москву.)
2.
Какой от рождения у Герасима был недостаток? (Он был глухонемым.)
3.
За кого вышла замуж Татьяна? (За башмачника Капитона Климова.)
4.
Почему собаку назвали Муму? (Герасим мог только мычать.)
5.
Что подарил Герасим Татьяне на прощание? (Красный бумажный платок.)
2 группа “Б”: Чьи это портреты? Соотнеси портретную характеристику с
иллюстрации.
1.
“мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения”.
2.
“…маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке…когда-то она слыла
красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила… ”.
3.
“…он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал
четырнадцать часов в сутки, а остальное время все вздыхал да беспрестанно потчевал
барыню лавровишневыми каплями…”.
4.
“…окруженная многочисленной дворней…, она выезжала редко и уединенно доживала
последние годы скупой и скучающей старости…”.
3 группа “В”: Собери пазлы в соответствии с предложенной картинкой.
Как вы понимаете каждое задание я подобрала с учетом возможностей детей, чтоб во
время урока они чувствовали себя комфортно.
Подводя итог хочется сказать, что прием «Вертушка» помогает учителю в нестандартной
форме провести урок, отследить знания каждого ребенка по прочитанному произведению,
а детям сплотиться между собой, и возможно, избежать плохую оценку, если ученик не
готов к уроку.