Напоминание

Рабочая тетрадь лаборатории под открытым небом ЭKOLAB


Автор: Гатапова Евгения Болотовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Агинская средняя общеобразовательная школа т№4" Городского округа "Поселок Агинское"
Населённый пункт: Забайкальский край, п. Агинское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь лаборатории под открытым небом ЭKOLAB
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа №4»

Городского округа «Поселок Агинское»

Рабочая тетрадь

лаборатории под открытым небом

ЭKOLAB

Автор: Гатапова Евгения Болотовна,

учитель биологии и химии

Агинское

Бланк заданий «Водная экология»

ФИО_______________________________________________

____

№ Задание

Ответ

Кол-во

баллов

1.

Опишите водный

объект

За правильный ответ

3 балла

2.

Определите

физические

свойства воды

За каждый

правильный ответ

по 1 баллу

Цвет –

Запах –

Прозрачность –

Температура -

3.

Определите

водородный

показатель пробы

воды и поясните,

что он означает.

За каждый

правильный ответ 2

балла

1.

2.

4.

Опишите одну

пищевую цепь

данного водного

объекта, состоящую

из: продуцентов,

консументов 1

порядка,

консументов 2

порядка,

редуцентов.

За правильный

ответ 1 балл

Итого баллов:___________

Инструкции к заданиям этапа «Водная экология»

Оборудование:

стеклянные колбы, лабораторные стаканы, электронный

термометр,

стеклянные

пробирки,

резиновые

пробки,

универсальная

индикаторная бумага, шкала уровня кислотности.

1.

Определение цвета:

o

наливаем исследуемую воду в стеклянную колбу;

o

держим колбу с водой на фоне белого листа бумаги:

o

сравниваем цвет воды с образцом №1.

2.

Определение запаха:

o

наливаем исследуемую воду в стеклянную пробирку;

o

плотно закрываем пробкой пробирку, интенсивно встряхиваем;

o

плавным движением руки улавливаем запах.

Баллы

Интенсивность

запаха

Характеристика запаха

0

Никакого

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабый

Обнаруживаемый опытным

исследователем

2

Слабый

Не привлекающий внимания, но такой,

который можно заметить

3

Заметный

Запах, легко обнаруживаемый и могущий

вызвать неодобрение

4

Отчетливый

Запах, обращающий на себя внимание и

делающий воду непригодной для питья

5

Очень сильный

Запах настолько сильный, что делает воду

непригодной для питья

3.

Определение прозрачности:

o

ставим стеклянную цилиндирическую колбу на печатный шрифт

стандартного размера (3,5 мм);

o

наливаем в колбу исследуемую воду;

o

смотря сверху наблюдаем читаемость текста;

o

засекаем момент, когда текст перестанет быть читаемым;

o

измеряем высоту водяного столба в колбе.

4.

Определение температуры:

o

опускаем термометр в водоём;

o

после 10-ти секундной выдержки определяем температуру.

5.

Определение водородного показателя пробы воды:

o

опускаем в исследуемую воду индикаторную полоску;

o

кладём индикаторную полоску на лист белой бумаги и сравниваем с

эталонной шкалой pH.

Бланк заданий «Почвоведение»

ФИО_______________________________________________

____

Оборудование: садовая лопатка, нож, лабораторный стакан, универсальная

индикаторная бумага, шкала уровня кислотности.

1.

В предложенном образце почвы, после предварительной обработки

площадки, попробуйте по окраске почвы приближенно оценить

содержание

перегноя

(гумуса),

с

помощью

таблицы

1.1.

и

заполните таблицу 1.2.

Таблица 1.1.

Приблизительная оценка содержания перегноя по окраске

Окраска почвы

Содержание перегноя,

%

Окраска почвы

Содержание перегноя,

%

Очень черная

5-10

Серая

2-4

Черная

7-10

Светло-серая

1-2

Темно-серая

4-7

Белесая

0,5-1

Таблица1.2.

Характеристика типа почвы в образце

Тип почвы

Механический состав,

характеристика

Содержание перегноя в

%

Мощность

перегнойного слоя, см

За правильный ответ 4 балла ________________

2.

Определите водородный показатель пробы почвы и поясните, что

он

означает.

На

практике

водородный

показатель

почвы

измеряется с помощью водной вытяжки почвенной смеси при

соотношении

Почва: вода=1:2,5

1.

2.

За каждый правильный ответ по 1 баллу

Итого баллов:___________

Бланк заданий этапа «Энтомология»

ФИО_______________________________________________

____

Изучение жизни обитателей леса. Муравьи.

Оборудование: рулетка, стеклянная пробирка, вата, лупа, линейка, компас.

1.

Опишите место расположения муравьиного гнезда:

-тип леса____________________________________________________

-состав_______________________________________________________

_____________________________________________________________

-ярусность леса________________________________________________

_____________________________________________________________

2.

Укажите расположение муравейника (около дерева, куста, пня):

_____________________________________________________________

-Удаленность его от опушки леса, проезжей дороги, населенного

пункта:

__________________________________________________________________

1.

Определите его размеры (высоту гнезда и купола (т.е. верхней части

гнезда) и характер

вала:______________________________________________________

_____________________________________________________________

______

-Установите с какой стороны света находится муравейник,

относительно рядом стоящего дерева, изобразите с помощью рисунка:

2.

Определите, какой вид муравьев обитает в данном гнезде. Для этого

поместите муравьев в пробирки, рассмотрите и опишите внешнее

строение и размеры насекомых по следующему описанию.

Теперь вам нужно выяснить, какой из четырех видов рыжих лесных муравьев

вы обнаружили. Вначале рассмотрите внимательно в лупу затылочный край

головы сверху. Постарайтесь найти полуотстоящие или отстоящие волоски

на затылочном крае. Учтите, что у некоторых муравьев эти волоски могут

быть стертыми или очень мелкими, так что нужно осмотреть несколько

особей. Волоски лучше видны, если муравей освещен солнцем. Если имеется

более 6 волосков и они хорошо заметны, то вам встретился волосистый

лесной муравей. У этого муравья на спинке, если смотреть сбоку, отстоящие

волоски многочисленны, их более 10 пар. Если волоски на затылочном крае

мало заметны и число их не более 6 (по 1-3 с каждой стороны), то вы имеете

дело с северным лесным муравьем. Часто у этих муравьев на спинке имеются

лишь единичные волоски. У двух видов - обыкновенного рыжего лесного

муравья и малого лесного муравья волоски на затылочном крае головы

отсутствуют. Различаются эти виды по опушению спинки: у обыкновенного

лесного муравья имеется не менее 10 пар отстоящих волосков, а у малого

лесного муравья спинка либо голая, либо на ней имеются лишь одиночные

волоски (менее 10 пар)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________

За каждый правильный ответ по 1 баллу(макс 10)

Итого баллов:___________

Бланк заданий «Орнитология»

ФИО_________________________________________________

____

Изучите окружающую Вас флору в пределах 10 метров от станции и

определите, какая птица оставила следы жизнедеятельности.

_____________________________________________________________

1.

Ответьте на вопросы:

o

Эта птица относится к группе оседлых птиц?

_______________

o

Ноги приспособлены для хождения по земле?

_______________

o

Опишите язык и дополнительную функцию языка данной

птицы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

За каждый правильный ответ по 1 баллу

Итого баллов:___________

Бланк заданий этапа

«Растительное сообщество и лекарственные растения»

ФИО_________________________________________________

____

Изучите растительное сообщество на Вашей площадке и выполните

задания

1.

Определите виды растений, относящиеся к 1-ому ярусу на Вашей

площадке

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________

2.Напишите названия видов растений Вашей площадки, относящихся к

жизненным формам:

дерево_______________________________________________________

кустарник____________________________________________________

кустарничек___________________________________________________

травянистые__________________________________________________

_

3.Назовите виды лекарственных растений Вашей площадки

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Укажите растение с Вашей площадки отнесенное к Красной книге

Забайкальского края:

____________________________________________________

За каждое правильно выполненное задание по 1 баллу

Итого баллов:___________

Бланк заданий этапа «Экология. Принятие решений»

ФИО_________________________________________________

____

1.Обратите внимание на упавшую сосну, что явилось первопричиной

этой ситуации?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________

2.Какие факторы влияют на эту ситуацию?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________

3.Какие действия Мы должны предпринять для исключения влияния

данного фактора?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________

За каждый правильный ответ по5 баллов

Итого баллов:___________



В раздел образования