Автор: Гатапова Евгения Болотовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Агинская средняя общеобразовательная школа т№4" Городского округа "Поселок Агинское"
Населённый пункт: Забайкальский край, п. Агинское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь лаборатории под открытым небом ЭKOLAB
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа №4»
Городского округа «Поселок Агинское»
Рабочая тетрадь
лаборатории под открытым небом
ЭKOLAB
Автор: Гатапова Евгения Болотовна,
учитель биологии и химии
Агинское
Бланк заданий «Водная экология»
ФИО_______________________________________________
____
№ Задание
Ответ
Кол-во
баллов
1.
Опишите водный
объект
За правильный ответ
3 балла
2.
Определите
физические
свойства воды
За каждый
правильный ответ
по 1 баллу
Цвет –
Запах –
Прозрачность –
Температура -
3.
Определите
водородный
показатель пробы
воды и поясните,
что он означает.
За каждый
правильный ответ 2
балла
1.
2.
4.
Опишите одну
пищевую цепь
данного водного
объекта, состоящую
из: продуцентов,
консументов 1
порядка,
консументов 2
порядка,
редуцентов.
За правильный
ответ 1 балл
Итого баллов:___________
Инструкции к заданиям этапа «Водная экология»
Оборудование:
стеклянные колбы, лабораторные стаканы, электронный
термометр,
стеклянные
пробирки,
резиновые
пробки,
универсальная
индикаторная бумага, шкала уровня кислотности.
1.
Определение цвета:
o
наливаем исследуемую воду в стеклянную колбу;
o
держим колбу с водой на фоне белого листа бумаги:
o
сравниваем цвет воды с образцом №1.
2.
Определение запаха:
o
наливаем исследуемую воду в стеклянную пробирку;
o
плотно закрываем пробкой пробирку, интенсивно встряхиваем;
o
плавным движением руки улавливаем запах.
Баллы
Интенсивность
запаха
Характеристика запаха
0
Никакого
Отсутствие ощутимого запаха
1
Очень слабый
Обнаруживаемый опытным
исследователем
2
Слабый
Не привлекающий внимания, но такой,
который можно заметить
3
Заметный
Запах, легко обнаруживаемый и могущий
вызвать неодобрение
4
Отчетливый
Запах, обращающий на себя внимание и
делающий воду непригодной для питья
5
Очень сильный
Запах настолько сильный, что делает воду
непригодной для питья
3.
Определение прозрачности:
o
ставим стеклянную цилиндирическую колбу на печатный шрифт
стандартного размера (3,5 мм);
o
наливаем в колбу исследуемую воду;
o
смотря сверху наблюдаем читаемость текста;
o
засекаем момент, когда текст перестанет быть читаемым;
o
измеряем высоту водяного столба в колбе.
4.
Определение температуры:
o
опускаем термометр в водоём;
o
после 10-ти секундной выдержки определяем температуру.
5.
Определение водородного показателя пробы воды:
o
опускаем в исследуемую воду индикаторную полоску;
o
кладём индикаторную полоску на лист белой бумаги и сравниваем с
эталонной шкалой pH.
Бланк заданий «Почвоведение»
ФИО_______________________________________________
____
Оборудование: садовая лопатка, нож, лабораторный стакан, универсальная
индикаторная бумага, шкала уровня кислотности.
1.
В предложенном образце почвы, после предварительной обработки
площадки, попробуйте по окраске почвы приближенно оценить
содержание
перегноя
(гумуса),
с
помощью
таблицы
1.1.
и
заполните таблицу 1.2.
Таблица 1.1.
Приблизительная оценка содержания перегноя по окраске
Окраска почвы
Содержание перегноя,
%
Окраска почвы
Содержание перегноя,
%
Очень черная
5-10
Серая
2-4
Черная
7-10
Светло-серая
1-2
Темно-серая
4-7
Белесая
0,5-1
Таблица1.2.
Характеристика типа почвы в образце
Тип почвы
Механический состав,
характеристика
Содержание перегноя в
%
Мощность
перегнойного слоя, см
За правильный ответ 4 балла ________________
2.
Определите водородный показатель пробы почвы и поясните, что
он
означает.
На
практике
водородный
показатель
почвы
измеряется с помощью водной вытяжки почвенной смеси при
соотношении
Почва: вода=1:2,5
1.
2.
За каждый правильный ответ по 1 баллу
Итого баллов:___________
Бланк заданий этапа «Энтомология»
ФИО_______________________________________________
____
Изучение жизни обитателей леса. Муравьи.
Оборудование: рулетка, стеклянная пробирка, вата, лупа, линейка, компас.
1.
Опишите место расположения муравьиного гнезда:
-тип леса____________________________________________________
-состав_______________________________________________________
_____________________________________________________________
-ярусность леса________________________________________________
_____________________________________________________________
2.
Укажите расположение муравейника (около дерева, куста, пня):
_____________________________________________________________
-Удаленность его от опушки леса, проезжей дороги, населенного
пункта:
__________________________________________________________________
1.
Определите его размеры (высоту гнезда и купола (т.е. верхней части
гнезда) и характер
вала:______________________________________________________
_____________________________________________________________
______
-Установите с какой стороны света находится муравейник,
относительно рядом стоящего дерева, изобразите с помощью рисунка:
2.
Определите, какой вид муравьев обитает в данном гнезде. Для этого
поместите муравьев в пробирки, рассмотрите и опишите внешнее
строение и размеры насекомых по следующему описанию.
Теперь вам нужно выяснить, какой из четырех видов рыжих лесных муравьев
вы обнаружили. Вначале рассмотрите внимательно в лупу затылочный край
головы сверху. Постарайтесь найти полуотстоящие или отстоящие волоски
на затылочном крае. Учтите, что у некоторых муравьев эти волоски могут
быть стертыми или очень мелкими, так что нужно осмотреть несколько
особей. Волоски лучше видны, если муравей освещен солнцем. Если имеется
более 6 волосков и они хорошо заметны, то вам встретился волосистый
лесной муравей. У этого муравья на спинке, если смотреть сбоку, отстоящие
волоски многочисленны, их более 10 пар. Если волоски на затылочном крае
мало заметны и число их не более 6 (по 1-3 с каждой стороны), то вы имеете
дело с северным лесным муравьем. Часто у этих муравьев на спинке имеются
лишь единичные волоски. У двух видов - обыкновенного рыжего лесного
муравья и малого лесного муравья волоски на затылочном крае головы
отсутствуют. Различаются эти виды по опушению спинки: у обыкновенного
лесного муравья имеется не менее 10 пар отстоящих волосков, а у малого
лесного муравья спинка либо голая, либо на ней имеются лишь одиночные
волоски (менее 10 пар)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________
За каждый правильный ответ по 1 баллу(макс 10)
Итого баллов:___________
Бланк заданий «Орнитология»
ФИО_________________________________________________
____
Изучите окружающую Вас флору в пределах 10 метров от станции и
определите, какая птица оставила следы жизнедеятельности.
_____________________________________________________________
1.
Ответьте на вопросы:
o
Эта птица относится к группе оседлых птиц?
_______________
o
Ноги приспособлены для хождения по земле?
_______________
o
Опишите язык и дополнительную функцию языка данной
птицы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
За каждый правильный ответ по 1 баллу
Итого баллов:___________
Бланк заданий этапа
«Растительное сообщество и лекарственные растения»
ФИО_________________________________________________
____
Изучите растительное сообщество на Вашей площадке и выполните
задания
1.
Определите виды растений, относящиеся к 1-ому ярусу на Вашей
площадке
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________
2.Напишите названия видов растений Вашей площадки, относящихся к
жизненным формам:
дерево_______________________________________________________
кустарник____________________________________________________
кустарничек___________________________________________________
травянистые__________________________________________________
_
3.Назовите виды лекарственных растений Вашей площадки
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.Укажите растение с Вашей площадки отнесенное к Красной книге
Забайкальского края:
____________________________________________________
За каждое правильно выполненное задание по 1 баллу
Итого баллов:___________
Бланк заданий этапа «Экология. Принятие решений»
ФИО_________________________________________________
____
1.Обратите внимание на упавшую сосну, что явилось первопричиной
этой ситуации?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________
2.Какие факторы влияют на эту ситуацию?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________
3.Какие действия Мы должны предпринять для исключения влияния
данного фактора?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________
За каждый правильный ответ по5 баллов
Итого баллов:___________