Напоминание

Применение наглядности как средство активации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.


Автор: Верзакова Екатерина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Школа № 31
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Применение наглядности как средство активации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




Применение наглядности как средство активации познавательной

деятельности обучающихся на уроках математики.

Верзакова Екатерина Владимировна,

учитель математики, высшая квалификационная категория,

МБОУ «Школа № 31», г. Уфа, Республика Башкортостан, РФ.

1.

Введение

2.

Психолого-педагогический аспект исследуемой проблемы

3.

Средства наглядности в процессе обучения математики

3.1. Значение средств наглядности при обучении

3.2. Классификация наглядных пособий

3.3. Практическое использование наглядных пособий для повышения качества

усвоения знаний, умений и навыков

4.

Заключение

5.

Список использованных источников

1.

Введение.

“Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”, - говорил

французский писатель Анатоль Франс.

Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен

уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного

процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности

и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические

функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное

использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо

продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные

средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика.

По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного

материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части

материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели

образования. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании

обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики,

и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы

были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая

система средств обучения.

Интенсификация

учебно-воспитательного

процесса

достижима

за

счет

рациональной организации труда детей и учителя на каждом уроке, привлечение

эффективных приемов обучения, разумного использования технических и наглядных

средств обучения, большой исполнительной дисциплины, хорошо налаженной

обратной связи. Все это поможет также решать различные проблемы, возникающие в

ходе учебно-воспитательного процесса.

Наиболее актуальные проблемы в наше время - это проблема повышения

качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Одним из

важных в работе со школьниками средств является использование наглядности.

Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо,

Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и др. Наглядность это один

из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь школьнику

качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно

представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей

мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от

конкретного к абстрактному в процессе овладения математическими знаниями.

Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной

деятельности учащихся (составление различных геометрических фигур по образцу и

без

образца).

Наглядные

средства

способствуют

формированию

материалистического мировоззрении школьников.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается,

так как в работу включаются различные анализаторы( зрительные, двигательные,

речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими

знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные

пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных

средств, к самостоятельной работе.

2

Опыт работы школ показывает значительное повышение интереса учащихся к

предмету, если учитель привлекает на уроках при изучении различных тем наглядные

пособия. Использование различных видов наглядных пособий на уроках математики

способствует

облегчению

понимания

учебного

материала.

Вызывает

заинтересованность детей.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из важнейших задач обучения

всегда было и остается формирование сознательных и прочных (во многих случаях

доведенных до автоматизма) навыков вычислений.

Работая над вопросом повышения качества знаний, умений и навыков в

определенный период встает проблема: «Облегчает ли понимание различных тем

математики использование наглядных пособий?»

В этой связи цель нашего исследования:

Изучить

влияние

средств

наглядности

на

усвоение

знаний

и

уровень

сформированности умений и навыков учащихся.

Объект исследования - процесс обучения математике.

Предмет исследования – использование средств наглядности на уроках математики.

В связи с этим выдвигается гипотеза, что только комбинированное использование

средств наглядности позволит повысить на уроке качество усвоения новых знаний,

уровень сформированности умений и навыков.

Исходя из цели, гипотезы нашего исследования были поставлены следующие задачи:

Изучить

психолого-педагогическую

и

методическую

литературу

по

проблеме

исследования. Выяснить влияние средств наглядности на качество усвоения знаний,

уровень сформированности умений и навыков.

При работе использовались следующие методы:

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе

которого

исследователь

получает

конкретный

фактический

материал. Эксперимент — специально организованная проверка того или иного

3

метода, приема работы для выявления его эффективности. Индуктивный метод

предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Оценка полученных результатов:

На основании полученных результатов можно ли говорить о Расширении и

углублении

представлений

учащихся

о практическом значении

математики в жизни.

2.

Психолого-педагогический аспект исследуемой проблемы.

Восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего

мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. Несмотря на то,

что ребенок уже с первых дней своей жизни может смотреть на предметы, рано

обнаруживает чувствительность к звукам, в том числе и к голосам людей, его надо

систематически учить смотреть, рассматривать, слушать и понимать то, что он

воспринимает. Использование наглядности позволяет сформировать у ребенка

правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Для

большего эффекта демонстрируемый предмет или его изображение необходимо

комментировать. Без речи же наглядность нема. Сочетание чувственного и

словесного необходимо, для того чтобы дети научились в единичном видеть общее, а

через части - целое.

Однако, в целом ряде исследований подчеркивается, что долго задерживаться на

использовании наглядности в обучении уже знакомого материала не следует, так как

это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета, к

обобщению

и

оперированию

отвлеченным

содержанием,

а

следовательно,

задерживает развитие у ребенка абстрактного мышления.

В основе использования технических и аудиовизуальных средств обучения в

качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы.

Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы

чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Для

успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно

больше видов восприятия.

4

На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения

технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые

виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Одновременное

воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы

их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью.

Поэтому

организм

обучаемого,

воспринимающего

информацию

с

помощью

технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока

качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе

которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к

абстрагированию.

Таким образом, в процессе обучения следует использовать практические

действия самого ребенка, его чувственное познание и речь. При этом необходимо

руководить восприятием, упражнять ребенка в анализе предмета с целью его более

полного, осмысленного и целостного восприятия. однообразная работа очень быстро

утомляет ребенка, а необходимость смены видов деятельности, и эта деятельность

часто может и должна быть игровой. Первоначально школьники лучше запоминают

наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он

взаимодействует, изображения предметов, людей. Практика обучения показывает,

что

при

систематическом

включении

наглядных

средств

увеличивается

самостоятельность

учащихся,

возрастает

их

активность,

формируется

положительное отношение к предмету.

Наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и

свойства объектов, изучаемых в данный момент, т.к. остальное, несущественное

отвлекают внимание детей. Поэтому наглядный материал не должен быть чрезмерно

броским, пестрым и ярким, при этом пособие должно появляться только в период

работы с ним, после чего его следует убирать. В итоге ребенок приобретает богатый

чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится

воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и

явлений, использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной

практической и умственной деятельности.

Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных

принципов обучения, использующийся с древних времен. В основе его лежат

5

следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств

человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У

большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения,

которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и

почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.

Впервые Ян Амос Коменский

теоретически обосновал и подробно раскрыл

принцип наглядности. Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду

того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в

обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления

(при правильном ее применении).

Дидактика

Руссо

основана

на

развитии

у

ребенка

самостоятельности,

сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть представлено восприятию

ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность - сама природа,

сами

жизненные

факты,

с

которыми

ребенок

непосредственно

знакомится.

Воспитательно-образовательная работа должна учитывать закономерности развития

детей, исходить из требований школьной педагогики. Познание окружающего мира

школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных,

слуховых, осязательных, двигательных. Первостепенное значение в обучении

школьников

математике

имеет

наглядность.

Она

отвечает

психологическим

особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает

внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения,

служит основой для развития понятийного мышления. В наибольшей степени

обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый

на занятиях по математике. Ушинский указывал, что единственным источником наших

знаний может быть “опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств”. В

теоретическую

разработку

и

применение

принципа

наглядности.

Ушинский

значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения,

которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег.

Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь

требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим

предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления. Задача педагога

состоит в том, чтобы при организации учебного процесса применялись такие методы

6

обучения и воспитания, которые учитывали бы возрастные, индивидуальные

особенности ребенка, уровень развития познавательных и творческих способностей.

Принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и

сегодня.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих

применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:

1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов,

представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче,

быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной

или письменной.

2. Помните - дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще:

отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных

понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых

ребенком.

3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия

чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи

- обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания.

4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а средство

обучения, развития мышления учащихся.

5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения

доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными

фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать

различные виды наглядности.

6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве

самостоятельного

источника

знаний

для

создания

проблемных

ситуаций.

Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и

исследовательскую работу учащихся.

7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют

образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых

предметах и явлениях.

7

8. Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным

количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает

воспринимать главное.

9. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше

всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

10.

Научно

обоснованно

применяйте

современные

средства

наглядности:

телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию, компьютерные

презентации и др.; всовершенстве владейте ТСО, методикой их использования.

11.

Применяя

наглядные

средства,

воспитывайте

у

учащихся

внимание,

наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к

учению.

12. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

13. С возрастом учащихся предметная наглядность должна более уступать место

символической;

при

этом

предметом

особой

заботы

учителя

должна

быть

адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

14. Помните, что наглядность - сильнодействующее средство, которое при

невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения

главной задачи, подменить цель ярким средством.

15. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на

пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления,

понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Таким образом, можно говорить о том, что использование наглядных пособий

занимало умы ученых и педагогов на протяжении всей истории педагогики. Проблема

наглядности остается актуальной и сегодня.

3.1.

Значение средств наглядности при обучении.

Уровень усвоения программного материала, а, следовательно, и эффективность

обучения существенно зависят от использования на уроках различных средств

наглядности. Как показывает практика, эффективность использования средств

наглядности в учебном процессе достигается при определенных условиях и зависит

8

от характера самих наглядных пособий, от правильного сочетания в учебном

процессе

различных

источников

информации.

характер

наглядных

пособий

существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и

структуру урока.

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения,

ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником

дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные

методы - это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное

изучение, но с помощью наглядных средств. Опора на чувственные образы,

ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает

своеобразную структуру познавательной деятельности ученика.

Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для

формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при

помощи

наглядных

пособий.

Наглядные

методы

обучения

условно

можно

подразделить на две большие группы: · Метод иллюстраций · Метод демонстраций

Метод

иллюстраций

предполагает

показ

ученикам

иллюстративных

пособий:

плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов и тому подобное. Метод

демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических

установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ

диафильмов,

кинофильмов,

компьютерных

презентаций.

Есть

несколько

методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование

наглядных средств: 1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения

соответствующих

красок

при

изготовлении

подъемных

столиков,

экранов

подсвечивания, указателей и тому подобное. 2. Четкое выделение главного,

основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие

моменты. 3. Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения

сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной

информации. 4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в

наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними

проблемных заданий наглядного характера.

Из различных видов наглядности - натуральной, изобразительной, символической

- широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность

9

(чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с

накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся,

символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения

математике.

В любом виде наглядности должны сочетаться изоморфизм и простота. Простота

восприятия достигается тем, что в создаваемых средствах наглядности исключаются

все несущественные детали и стороны изучаемого объекта, а сохраняются только

самые существенные, которые и представляют собой основные признаки понятий или

главные

компоненты

представления.

Школьная

практика

подтверждает

эффективность применения таких наглядных пособий. Важным элементом учебного

оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они

позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с

использованием

наглядных

пособий.

Для

этого

используются

наборы

иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. Нельзя не

согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что “чрезмерное увлечение наглядностью ведет

к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно

эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение

наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных

идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со

словесно-логической памятью”.

Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств

наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых

знаний,

а

служит

лишь

иллюстрацией

к

слову

учителя.

Одна

из

задач

совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках

наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает

самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий,

дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий,

основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий. Познавательная

эффективность средств наглядности, по мнению Л.В. Занкова, определяется

степенью самостоятельности учащихся, в переработке содержащейся в ней

информации.

Развитию теоретического мышления школьников помогает применение таких

видов наглядности, которые, с одной стороны, позволяют вычленять наиболее общие

10

признаки большого числа предметов и явлений и абстрагироваться от их

несущественных признаков, а с другой стороны способствуют материализации

понятий.

Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а

также способности мыслить творчески, не стандартно. В настоящее время педагогов-

исследователей

и

ученых-методистов

привлек

огромный

развивающий

и

образовательный потенциал геометрии. Изменение наглядных пособий должно

осуществляться в направлении освобождения их от изобразительных излишеств и

обилия деталей, мешающих выделению и восприятию наиболее существенных

признаков явлений предметов, отношений между ними и между их элементами.

3.2.

Классификация наглядных пособий.

В математике используются различные виды наглядных пособий.

Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий

относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых

детям

предметов,

наборы

картинок.

К

демонстрационным

изобразительным

пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой

циферблат, весы), модели мер (метра, литра). Модели используются при изучении

мер и обучении измерениям. Наконец, к демонстрационным изобразительным

пособия относятся изображения и модели различных геометрических фигур.

Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в

определённом порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе

серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы изготавливаются на больших

листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему

значению таблицы могут быть разделены на группы:

- познавательные;

- инструктивные;

- тренировочные;

-справочные.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые

сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их

помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения

11

знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная

таблица, показывающая разряды и классы счётных единиц, изготовляемая в

соединении с наборным полотном. В таком виде она используется и как

тренировочная.

Познавательным

таблицам

относятся

также

серия

таблиц

«Измерение длины», «Измерение веса», «Измерение площади», которые дают

наглядное представление об основных мерах и содержат единичные отношения их, и

ряд других.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или

иных

действий,

связанных

с

формированием

навыков

решения

задач,

вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с примерами

алгоритмов действий и др. Таблицы вывешиваются в классе на более или менее

продолжительное время, чтобы они помогли учащимся в их работе, давали

необходимые указания.

Тренировочные таблицы

предназначаются

для

проведения

многократных

упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Эти таблицы

освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем

самым облегчают ему работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает, нужен учащимся

как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как

и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время. К

справочным таблицам относятся таблица квадратов, таблица простых чисел. В 5

классе при объяснении темы «квадрат и куб числа» я использую таблицу квадратов

целых чисел. В 6 классе таблица простых чисел используется при изучении простых

чисел, а также при изучении взаимно простых чисел.

Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе

играют двоякую роль.

Во – первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений

при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического

содержания.

Во – вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении

мер и единичных отношений между мерами. Применяются инструменты для

измерений

длины,

площади

и

для

построения

и

выполнения

основных

измерительных задач. К этим инструментам относятся: - линейка чертёжная,

угольники, линейка метровая, циркуль.

12

Уже на первых уроках математики в 5 классе обучающимся говорится о том, что на

каждом уроке у всех должны быть линейка и карандаш. Когда изучается тема «Углы.

Измерение углов» обучающиеся приобретают транспортиры. При прохождении темы

«Окружность» у каждого учащегося имеется свой циркуль.

Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещённые в учебнике

рисунки и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А

также

планы,

схемы,

таблицы,

как

и

рассмотренные

выше

наглядные

демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях.

С их помощью наглядно показывают предметы, о которых идёт речь, выполняемые

действия или разъясняется содержание задач.

Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также

для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков необходимо

использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом

по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся,

позволяющие

индивидуализировать

для

самостоятельной

работы

учащихся,

Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К

предметному

дидактическому

материалу

относят:

наборы

разнообразных

геометрических

фигур,

модели

и

т.

п.

Предметный

материал

необходимо

использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический

материал

в

виде

карточек

с

математическими

заданиями

обеспечивает

приспособление

к

индивидуальным

особенностям

учащихся.

Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания

заданий, что даёт возможность выполнить больше упражнений. В своей практической

деятельности я предпочитаю применять раздаточный материал в виде текстовых

заданий.

Различные технические средства обучения- устройства, помогающие учителю

обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания,

применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения: учебные

кинофильмы, средства программированного обучения, компьютерные программные

средства.

13

В наше время доступность компьютерной технологии постепенно становится

нормой, компьютер есть почти в каждом доме. Наряду с некоторыми отрицательными

моментами, она несет в себе и положительные аспекты, помогающие общему

развитию учащихся. С помощью компьютера они, как правило, с наибольшим

интересом осваивают и познают что-либо новое. Изучение математики в этой связи

отнюдь не исключение. В последнее время было разработано огромное количество

компьютерных обучающих программ, новых наглядных пособий, презентаций, целью

которых является достижение более эффективных результатов, вытекающих из

такого

современного

способа

изучения

материала,

способного

максимально

заинтересовать школьников.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является

применение

на

уроке

достаточного

и

необходимого

количества

наглядного

материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется,

то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи.

Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:

- ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных

органов чувств;

- обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;

- показать предмет (по возможности) в его развитии;

-

предоставить

учащимся

возможность

проявлять

максимум

активности

и

самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;

- использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать

перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.

Увеличение

умственной

нагрузки

на

уроках

математики

заставляет

задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их

активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным

методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль

школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении

в следующих вариантах:

14

- полная замена деятельности учителя; частичная замена;

- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

-использование

тренинговых

программ;

-

использование

диагностических

и

контролирующих

материалов;

-

выполнение

домашних

самостоятельных

и

творческих

заданий;

-

использование компьютера для вычислений, построения графиков;

- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

- использование игровых и занимательных программ.

В своей работе я часто использую компьютерную технику. Прежде всего, в

методической подготовке к урокам с ее помощью я подбираю и подготавливаю

необходимый дидактический материал, осуществляю поиск и систематизацию

дополнительной

информации.

В

проведении

уроков

с

компьютерным

сопровождением

часто

использую

электронную

версию «Уроков

Кирилла

и

Мефодия». Она содержит материалы по многим темам программы, по истории

математики, видеосюжеты, а иногда сопровождается и звуковым объяснением

материала.

Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков.

Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое

мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или

мои ученики создаем мультимедийные презентации. Такое творчество вызывает

мыслительную активность учащихся, которые самостоятельно проводят отбор

материала по изучаемой теме, его всесторонний анализ, систематизацию и

обобщение. Применение компьютера при этом помогает развивать творческие

способности учащихся. Одновременно с этим идет процесс освоения компьютерных

программ по созданию презентаций, отработка умений работать со звуком и

анимацией.

Очень интересным мне показался программный продукт «Живая математика»,

позволяющий делать «живые» чертежи по геометрии (видеть чертеж в движении,

движение точки по графику и т.д.). Программа позволяет также проводить

необходимые измерения на чертеже и фиксировать их результаты, имеется система

таких преобразований как поворот, отражение, сдвиг, растяжение.

15

Возможность «Живой геометрии» создавать динамические чертежи и презентации

позволяет сэкономить время, которое тратится на выполнение различных построений

«от руки», и ни на секунду не отвлекаться от изучения свойств объекта. Конечно, сама

по себе «Живая геометрия» ничего не делает: все чертежи в ней создаются и

используются пользователем, программа лишь предоставляет необходимые средства

для такой работы.

В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать

графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они

позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и

быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся.

Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды

деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

Для контроля знаний используются тесты и задачи. На данном этапе компьютер

помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения

учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного

времени. Компьютер позволяет учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль

за

выполнением

заданий.

Преимущества

тестового

контроля:

объективность

оценки,

достоверность

информации,

надежность,

дифференцирующая

способность,

реализация

индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп

учащихся по разным программам, учебникам. Обучение - многогранный процесс, и

контроль знаний - лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные

технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает

ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля -

устные и письменные экзамены и собеседования. Применение автоматизированной

системы контроля за развитием знаний, умений и навыков учащихся позволяет

передать судейские функции от учителя компьютеру, а это снижает уровень

накопления у учителя негативных эмоций, связанных с применением карательных

мер по отношению к ученику. У ученика же снижается негативное восприятие учителя

как человека, от чьего мнения зависит его судьба. Таким образом, взаимное

неудовлетворение ученика и учителя может быть снижено и частично решена

проблема «синдрома сгорания учителя» и «синдрома сгорания ученика».

16

Эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО. Согласно

опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность

применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся,

характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной

деятельности. При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й

минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера

добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке чередовались

стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку,

использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с

компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.

Сегодня

современные

информационные

технологии

становятся

важнейшим

инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и

обеспечения доступности образования. Учитель решает, исходя из индивидуальных

особенностей

ученика,

какого

характера

программы

более

целесообразно

использовать

на

том

или

ином

этапе

обучения.

Осуществляя

личностно–

ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных

технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечить ученику возможность

реализации

личностных

устремлений,

индивидуальности,

инициативы

и

самостоятельности. А учителю важно получать достаточно полную и объективную

информацию о процессах личностного становления ученика, всячески содействуя

этому процессу.

В связи с программой модернизации российской системы образования в

последнее время уделяется большое внимание развитию компетентности учителей в

области

использования

технологий

мультимедиа.

Технология

мультимедиа(multimedia) - современная компьютерная технология, позволяющая

объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические

изображения и анимацию. С точки зрения использования мультимедиа в качестве

педагогического инструмента - это представление объектов и процессов не только

традиционным текстовым описанием, но и с помощью фото, видео, графики,

анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания

картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным

17

аудиовизуальным

представлением.

Аудиосопровождение

учебной

информации

значительно повышает эффективность ее восприятия. Еще больший эффект

достигается сочетанием аудиокомментариев с видеоинформацией илианимацией,

так как представляется возможность объяснения хода некоторого процесса или

явления в его развитии. К мультимедийным средствам обучения следует отнести:

программные средства, объединяющие все перечисленные виды информации, с

высокой степенью интерактивности. Главная черта таких средств - значительный

объем и разнообразие данных, а также возможность прямого доступа к ним; а также

технические средства, позволяющие работать с информацией различного типа.

Внедрение в обучение новых информационных технологий обучения, основанных на

применении интерактивных методик и мультимедиа, с помощью которых ученики

приобретают

знания,

развивают

социальные

и

интеллектуальные

навыки,

вырабатывают критическое мышление, позволяют более эффективно решать

различные проблемы традиционного обучения.

Эти средства наглядности нужны для передачи сложной связи, взаимосвязи и

отношений

объектов

изучения,

их

внутренней

структуры,

не

поддающейся

реалистическому, образному восприятию. Они помогают учителю опираться на

чувственно воспринимаемые учащимися образы при формировании сложных

представлений и понятий. Как известно, отражение действительности в сознании

человека

осуществляется

в

единстве

чувственного

и

рационального.

«Ни

чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в

отрыве друг от друга обеспечить познание в сущности исследуемого объекта», -

отмечает А.П. Шептулин.

3.3.

Практическое использование наглядных пособий для повышения

качества усвоения знаний, умений и навыков.

Демонстрация

наглядных

пособий

должна

создавать

яркое

зрительное

впечатление, а это требует от учителя предварительной подготовки. Продумывая

тему, раздел программы, надо предусмотреть, как перекинуть мост между теорией и

практикой вычисления и решения жизненных задач и как использовать местный

материал для связи математики с жизнью. Наглядные пособия употребляются не

только при сообщении нового материала, но и при закреплении его, для контроля за

18

правильным пониманием пройденного и для помощи ученикам, которые не овладели

необходимыми знаниями, понятиями.

Показ математических объектов в движении может иметь место и при изучении

геометрического материала: развертка тел, складывание геометрических тел по

данным разверткам, получение периметров из шарнирных геометрических фигур и т.

п.

Но обучение математике не должно все время опираться только на наглядность.

Может оказать не только положительное влияние на формирование знаний, но и

отрицательное; все зависит от того, как она используется учителем. Наглядность

может оказать не только положительное влияние на формирование знаний, но и

отрицательное; все зависит от того, как она используется учителем. Наглядные

пособия могут отвлекать внимание учеников от математической сущности вопроса.

Также может вредно сказаться на восприятии рассмотрение предметов в одном

положении. Ученики легко различают углы, расположенные на горизонтальной

прямой, и затрудняются, когда углы повернуты вверх и вниз в разных направлениях.

Пособие изготавливают таким образом, чтобы служили они не на одном, а на

многих уроках в различных вариантах и комбинациях.

4.

Заключение.

Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является «золотым правилом

дидактики». Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и

слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств

наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может

затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и

воображения.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так

как в работу включается различные анализаторы (зрительные, двигательные,

речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими

знаниями, но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные

пособия. Нужно всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к

самостоятельной работе. На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко

использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для

19

устного счёта, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Для

выработки измерительных навыков нужно включать упражнения в черчении и

измерении с помощью чертежно-измерительных инструментов. Наглядные пособия

иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточный

дидактический материал, учитель проверяет умения обучающихся, выявляет уровень

усвоения знаний, выделяет пробели в тех или иных темах преподаваемого предмета.

В наше время доступность компьютерной технологии постепенно становится

нормой, компьютер есть почти в каждом доме. Наряду с некоторыми отрицательными

моментами, она несет в себе и положительные аспекты, помогающие общему

развитию учащихся. С помощью компьютера они, как правило, с наибольшим

интересом осваивают и познают что-либо новое. Изучение математики в этой связи

отнюдь не исключение. В последнее время было разработано огромное количество

компьютерных обучающих программ, новых наглядных пособий, презентаций, целью

которых является достижение более эффективных результатов, вытекающих из

такого

современного

способа

изучения

материала,

способного

максимально

заинтересовать школьников.

Таким

образом,

достоинства принципа

наглядности очевидны.

Их

активное

внедрение в учебный процесс открывает широкие возможности для повышения

качества обучения. В целом же, наглядность помогает учащимся усваивать материал

более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность мобилизует

психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям, расширяет объем

усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение,

мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения.

5. Список используемой литературы:

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на-Дону: Ростовиздат, 1972.

Барковец Н.К. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-

воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1989.

Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика,

1991. 479с.

Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1 – 4

класс. – М.: ВАКО, 2004. – 288с.

20

Коменский Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. Т.1 М.: Педагогика, 1974.

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их

использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия,

2002.- 256с.

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1986.

Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

Песталоцци И.Г. Лебединая песня. Из пед. соч. Т.2 М.: Педагогика, 1971.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2

кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс

обучения. – 576 с.: ил.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2

кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.

Пышкало А.М. Средства обучения математике. М.: Просвещение, 1980.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К.

Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Соловков И.А. Начальное образование в России. – М.: Прометей, 1992.Российская

Педагогическая Энциклопедия. – М.: 1993.

Столяр А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат.фак. пед . ин-тов. –

Мн.: Выш.шк., 1986. – 414с.:ил.

21



В раздел образования