Автор: Гасанова Лилия Ришатовна
Должность: гбоу рпмг №2 "смарт"
Учебное заведение: ГБОУ РПМГ №2 "СМАРТ"
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная деятельность в общеобразовательных организациях
Раздел: среднее образование
Комплексное обеспечение инновационной деятельности в
общеобразовательной организации
Инновационный
процесс,
обобщающий
результаты
инновационной деятельности,
наиболее
полно раскрывается
этапами
его организации,
которые установлены
в соответствии
с основными стадиями
эволюции
научного
знания.
Последовательно сменяющиеся
этапы инновационного
процесса,
предусматривают
как зарождение
и обоснование
идеи
нового
метода
удовлетворения
общественных
потребностей,
так и создание,
распространение,
использование на
практике
конкретного
продукта,
технологии,
услуги.
При этом
необходимо
обеспечить
комплексное
обеспечение инновационной деятельности.
Инновации (нововведения) представляют собой количественные и
качественные изменения технической базы производства и механизма
управления предприятием, направленные на производство новой или
улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов
оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых
методов управления. Инновационная деятельность - деятельность направлена
на использование результатов научных исследований и разработок для
расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой
продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления
с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и
зарубежных рынках.
Инновационная деятельность «предполагает целый комплекс научных,
технологических,
организационных,
финансовых
и коммерческих
мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям».
В
основе
инновационной деятельности
лежит научно-
техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием,
распространением и применением научно-технических знаний.
Правовое обеспечение основано на законодательных и нормативных
актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития
системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном
уровне.
Правовое
обеспечение осуществляется
по
следующим
направлениям:
-
правовое регулирование
формирования и функционирования
организации.
- проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских,
технологических и других НИР;
-
поддержание и развитие
научно-исследовательской и опытно-
эксперементальной базы, обновление основных производственных фондов,
обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации действующей
стендовой, метрологической и производственной базы центров;
-
информационное обеспечение,
включая приобретение научно-
технической
литературы,
в том числе зарубежной,
а также на пользование электронными
информационными сетями,
в том
числе международными;
- подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;
- участие в международном научно-техническом развитии.
В
современных
условиях
развития
образования
инновационная
деятельность закономерна и необходима особенно в общеобразовательных
организациях.
В деятельности современных образовательных учреждений можно
выделить ряд проблем:
-инновационная деятельность носит ситуативный характер;
- чрезмерная загруженность педагогов внеурочной работой, обилие
различных отчетов привело к тому, что время педагога стало дефицитным
ресурсом;
- сохраняется тенденция финансирования образования по остаточному
принципу.
Наблюдается
хроническое
недофинансирование
общеобразовательных учреждений.
В связи с этим, организация инновационной деятельности должна
осуществляться в следующей последовательности:
- определение общей цели инновационной деятельности организации
на основе анализа рынка образовательных услуг, неудовлетворенных
потребностей;
-
разработка
целевой
стратегии
управления
инновационной
деятельностью;
-
разработка
принципов
и
методов
управления
инновационной
деятельностью;
-
разработка
структурно-функциональной
модели
комплексной
системы управления инновациями;
- разработка экономического механизма управления инновационной
деятельностью.
Основу
и
методологическую
базу
разработки
организационно-
экономического механизма составляет выработка общей инновационной
стратегии учреждения, которую в общем виде следует рассматривать как
основное направление эффективного выполнения поставленной цели и
выбора наилучших методов их реализации.
Необходимо отметить, что перед общеобразовательной организацией
стоят определенные задачи:
1. Оптимизировать взаимодействие субъектов образовательного
пространства, обеспечивающее сбалансированность всей образовательной
деятельности, на основе реализации требований Федерального Закона «Об
образовании в РФ», законодательных и иных нормативных актов в области
обеспечения безопасности ОУ, направленных на защиту здоровья и
сохранения жизни обучающихся и работников во время их трудовой и
учебной деятельности.
2.
Совершенствовать
образовательную
среду,
способствующую
обновлению содержания образования в свете требований новых федеральных
образовательных стандартов (ФГОС.)
3. Обеспечить доступность выполнения обязательного нормативного
уровня содержания образования при переходе на новые стандарты к
особенностям развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их
позитивную социализацию.
4.
Содействовать
укреплению
психофизиологической
жизнеспособности
учащихся
через
применение
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном
процессе,
организуемых
для
медико-
психолого-педагогической
профилактики
и
коррекции
негативных
отклонений в развитии воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, поддержки их позитивной социализации.
5. Организовать работу по освоению педагогами интерактивных
методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности
6. Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев
системы: учебной и внеучебной деятельности, внеклассной работы и
дополнительного образования, ученического самоуправления и социума для
дальнейшего
профессионального
самоопределения
учащихся
с
ОВЗ.
Основные направления инновационной деятельности:
1. Обновление содержания образования в свете требований новых
федеральных образовательных стандартов (ФГОС), Федерального закона
«Об образовании в РФ»: - изучить и применять в педагогической
деятельности Концепцию Специального Федерального государственного
образовательного
стандарта
для
детей
с
ОВЗ;
-
обсудить
проект
«Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт
детей с ЗПР»
2.
Технологии
проектирования
урока,
мероприятия
в
условиях
реализации ФГОС.
3. Формирование ИКТ – компетенций обучающихся и педагогов в
условиях реализации ФГОС. Технологии использования интерактивной
доски для организации образовательного процесса.
4. Новые подходы к ГИА обучающихся: - Работа с текстом. - Работа
над вычислительными навыками .
5. Коррекционная направленность обучения.
6.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся,
особенно
учащихся «группы риска», испытывающих затруднения в учёбе.
7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта
через
работу
ШМО,
окружных
семинаров,
участие
в
конкурсах
педагогического мастерства.