Автор: Слуцкая Наталья Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г. Ступино Московская область
Наименование материала: доклад
Тема: Роль проектных технологий в процессе становления личности
Раздел: среднее образование
Роль проектных технологий в процессе становления личности.
Позитивным явлением развития общества и образования является тот факт,
что в обществе признаются индивидуальные цели личности, то есть его
право на самостоятельно выстроенную стратегию развития, а современная
педагогика обращает внимание на инновационные подходы, беспечивающие
развитие личности подрастающего поколения.
В детстве и юности закладываются основы общественных правил поведения,
усваиваются ключевые социальные нормы и правила. Здесь средством
формирования и развития личности в школьном возрасте являются
межличностные отношения, поэтому самопознание школьниками
осуществляется в рамках общения с одноклассниками и учителями в школе.
На сегодняшний день для образовательных учреждений в рамках
социализации школьника особенно актуальными становятся задачи
формирования самостоятельной зрелой личности. Основным фактором,
обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является
включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые,
увлекательные для современного поколения технологии, можно обеспечить
эту включенность.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим
звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом
реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в
школе является освоение педагогами, классными руководителями
продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных
технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным
содержанием, и обогащает профессиональное сознание классного
руководителя
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно
разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу
наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее
стать мастером своего дела.
В последнее время большое распространение получили также современные
воспитательные технологии:
здоровьесберегающая технология;
технология проектов;
технология личностно-развивающего диалога;
технология педагогического разрешения конфликта;
информационно-коммуникативная технология;
социальное проектирование;
арт-технология.
Рассмотрим проектную технологию — это в первую очередь личностно-
ориентированная технология, в центре которой стоит ученик.
Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная
на развитие учебных, познавательных, творческих способностей.
Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый школьник
может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Поиск
нужных материалов требует систематической работы со справочной
литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них
появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей
работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного
решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления
творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята
выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным,
четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру
речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже
немаловажно.
Типы проектов: творческие, информативные, фантастические,
исследовательские и т.д.
Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта:
неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт,
рекламная акция, театрализация, электронная презентация.
Еще один пример данной технологии это Квест-проект.
Важнейшая особенность квест-проекта является его игровая направленность.
Внешне развлекательный квест-проект на самом деле выполняет серьезные
задачи , помогает подросткам приобщиться к ценностяи и нормам общества,
адаптироваться к условиям окружающей среды посредством освоения
диалектики общения, приобретая навыки межличностного сотрудничества.
В нашем классе в прошлом году было проведено два квест-проекта.
Первый прошел на празднике День мамы . Учащиеся самостоятельно
подготовили все задания для мам. Перед подготовкой мы обсудили как они
видят празднование этого праздника, и конечно квест для мамы сразу был
одобрен, тк это очень популярная игра среди подростков.
Второй квест готовили родители детям и провели по окончанию учебного
года.
Квесты помогают активизировать деятельность учителя и учащихся. Это
игра где задействованы и воображение, и творчество, интеллект. Сплочение
коллектива происходит на всех этапах выполнения квеста.
Это интересное средство для развития учащегося, как творческой личности с
активной позицией.
Важно, что участвуют все. Результат работы дает осознать важность,
ценность семьи. ( на примере квестов, проведенных в классе)
Информационный проект
–направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее
анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; результатом
такого проекта может быть и создание информационной среды класса или
школы;
Создание БЛОга класса- это летопись класса- аккумулирует всю
информацию о жизни коллетива. Это могут быть посты в соцсетях, где дети
публикуют поздравления, фотоотчеты, фоторепортажи о жизни класса .
Вовлечены все учащиеся, у каждого своя задача.
Для личности:
-дает возможность самовражаться,
-предоставляет опыт публичности.
-владение современным инструментом.
Такие проекты имеют большой отклик среди учащихся.
В заключении отметим, что современные технологии позволяют
разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими,
упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы
организуемая в стенах школы деятельность способствовала более
устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
Так же хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением
отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому
«проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и
становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к
другим «видам прямого или косвенного обучения».
И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими
активными методами обучения позволяет эффективно развивать творческую,
неординарную личность.