Напоминание

Роль проектных технологий в процессе становления личности


Автор: Слуцкая Наталья Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г. Ступино Московская область
Наименование материала: доклад
Тема: Роль проектных технологий в процессе становления личности
Раздел: среднее образование





Назад




Роль проектных технологий в процессе становления личности.

Позитивным явлением развития общества и образования является тот факт,

что в обществе признаются индивидуальные цели личности, то есть его

право на самостоятельно выстроенную стратегию развития, а современная

педагогика обращает внимание на инновационные подходы, беспечивающие

развитие личности подрастающего поколения.

В детстве и юности закладываются основы общественных правил поведения,

усваиваются ключевые социальные нормы и правила. Здесь средством

формирования и развития личности в школьном возрасте являются

межличностные отношения, поэтому самопознание школьниками

осуществляется в рамках общения с одноклассниками и учителями в школе.

На сегодняшний день для образовательных учреждений в рамках

социализации школьника особенно актуальными становятся задачи

формирования самостоятельной зрелой личности. Основным фактором,

обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является

включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые,

увлекательные для современного поколения технологии, можно обеспечить

эту включенность.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим

звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом

реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в

школе является освоение педагогами, классными руководителями

продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных

технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным

содержанием, и обогащает профессиональное сознание классного

руководителя

Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно

разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу

наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее

стать мастером своего дела.

В последнее время большое распространение получили также современные

воспитательные технологии:

здоровьесберегающая технология;

технология проектов;

технология личностно-развивающего диалога;

технология педагогического разрешения конфликта;

информационно-коммуникативная технология;

социальное проектирование;

арт-технология.

Рассмотрим проектную технологию — это в первую очередь личностно-

ориентированная технология, в центре которой стоит ученик.

Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная

на развитие учебных, познавательных, творческих способностей.

Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый школьник

может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Поиск

нужных материалов требует систематической работы со справочной

литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них

появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей

работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного

решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления

творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята

выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным,

четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру

речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже

немаловажно.

Типы проектов: творческие, информативные, фантастические,

исследовательские и т.д.

Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта:

неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт,

рекламная акция, театрализация, электронная презентация.

Еще один пример данной технологии это Квест-проект.

Важнейшая особенность квест-проекта является его игровая направленность.

Внешне развлекательный квест-проект на самом деле выполняет серьезные

задачи , помогает подросткам приобщиться к ценностяи и нормам общества,

адаптироваться к условиям окружающей среды посредством освоения

диалектики общения, приобретая навыки межличностного сотрудничества.

В нашем классе в прошлом году было проведено два квест-проекта.

Первый прошел на празднике День мамы . Учащиеся самостоятельно

подготовили все задания для мам. Перед подготовкой мы обсудили как они

видят празднование этого праздника, и конечно квест для мамы сразу был

одобрен, тк это очень популярная игра среди подростков.

Второй квест готовили родители детям и провели по окончанию учебного

года.

Квесты помогают активизировать деятельность учителя и учащихся. Это

игра где задействованы и воображение, и творчество, интеллект. Сплочение

коллектива происходит на всех этапах выполнения квеста.

Это интересное средство для развития учащегося, как творческой личности с

активной позицией.

Важно, что участвуют все. Результат работы дает осознать важность,

ценность семьи. ( на примере квестов, проведенных в классе)

Информационный проект

–направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее

анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; результатом

такого проекта может быть и создание информационной среды класса или

школы;

Создание БЛОга класса- это летопись класса- аккумулирует всю

информацию о жизни коллетива. Это могут быть посты в соцсетях, где дети

публикуют поздравления, фотоотчеты, фоторепортажи о жизни класса .

Вовлечены все учащиеся, у каждого своя задача.

Для личности:

-дает возможность самовражаться,

-предоставляет опыт публичности.

-владение современным инструментом.

Такие проекты имеют большой отклик среди учащихся.

В заключении отметим, что современные технологии позволяют

разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими,

упростить процесс общения с учениками и их родителями.

Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы

организуемая в стенах школы деятельность способствовала более

устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.

Так же хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением

отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому

«проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и

становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к

другим «видам прямого или косвенного обучения».

И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими

активными методами обучения позволяет эффективно развивать творческую,

неординарную личность.



В раздел образования