Напоминание

Критериальное оценивание как действенное средство повышения мотивации к учению.


Автор: Колобенин Алексей Владимирович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа№ 477
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Критериальное оценивание как действенное средство повышения мотивации к учению.
Раздел: среднее образование





Назад




Критериальное оценивание как действенное средство повышения мотивации к учению.

В течение нескольких последних лет в педагогической науке идет процесс

переосмысления системы оценивания достижений обучающихся. Ключевую роль здесь

играет развитие мотивации достижения успеха, то есть формирование ключевых

компетенций учащихся. Учителя сегодня волнует вопрос, как сформировать в ученике

такие способности, которые позволят будущему выпускнику школы легко влиться в

социум, а позднее быстро найти работу в условиях современного общества и приносить

пользу стране. В связи с вышесказанным актуальной

сегодня является проблема

совершенствования системы контроля и оценивания достижений школьников.

Оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с

четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам

процесса

критериями,

соответствующими

целям

и

содержанию

образования,

способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Система оценивания в учебно-образовательной структуре уникальна, так как является

тем гибким инструментом в руках опытного педагога, тем фактором, который двигает

весь школьный процесс, это, по сути, механизм осуществления диагностической связи

между учеником, учителем и родителями.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания

выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания,

алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.

Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и

процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то,

чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в

контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке

достижений и взаимооценке товарищей.

В школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

-оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания

или в изучение темы;

-учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;

-учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;

-побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса

их выполнения.

Новые образовательные стандарты внесли изменения не только в содержание

образования, но и в требования к результатам обучения, и в подходы к диагностике и к

оценке результатов.

Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов

выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти

отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения,

предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и

родителями.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной

работы) дано четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат

выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение

степени приближения учащегося к указанной цели. При критериальном оценивании

учитель обращает большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание.

Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный

проверяемый элемент.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, при которой учащийся

получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые

неудовлетворительные

результаты промежуточной работы воспринимаются учащимися лишь как рекомендации

для улучшения собственных результатов.

В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому

баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как

оценивается не личность ученика, а его деятельность.

Критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлетворительные

оценки. Ученики знают, что критериальная система оценивания включает в себя

формативное оценивание (текущие отметки) и суммативное оценивание (по завершении

разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год). Формативное

оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе

повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и

позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные

пробелы и недочеты до проведения суммативной работы. Формативные отметки не

учитываются при выставлении отметок за суммативные работы и итоговых отметок за

четверть.

Суммативное

оценивание

предназначено

для

определения

уровня

сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной

темы. СО проводится по результатам выполнения работ различных видов (тесты,

контрольные работы). Суммативная отметка выставляется по критериям. Критерии

оценивания доступны для ознакомления всех участников учебного процесса: учащихся,

учителя, родителей. Совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти

ключевых факторов:

1 Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.

2 Активное участие учеников в собственном обучении.

3 Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.

4 Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников,

что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.

5 Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как

улучшить обучение.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что оценивание с использованием

разработанных критериев, позволит объективно оценить деятельность учащихся при

изучении предмета.

Необходимо использовать критериальную систему оценивания на уроках русского

языка для объективного определения уровня учебных достижений учащихся и развития

познавательной

активности

и

функциональной

грамотности

школьников,

что

способствует повышению качества образования в целом и уровня учебных достижений

каждого ученика.

В заключение хочется сказать, что методика критериального оценивания является

действенным средством мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к

ученику. При внедрении данной педагогической технологии действительно каждый

ребёнок-школьник сможет достигнуть определённого уровня в развитии и не получит «

двойку», так как указанная технология направлена на движение учащегося вперёд, на

самореализацию ученика.



В раздел образования