Автор: Мария Александровна Мурина
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ "Сосновоборский детский дом"
Населённый пункт: г. Сосновоборск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование социального знания и социального опыта выпускников детских домов"
Раздел: среднее образование
Социальный педагог КГКУ «Сосновоборский детский дом»
Формирование социального знания и социального опыта выпускников детских
домов.
У данной социальной группы имеются характерные проявления социальной и
психолого-педагогической дезадаптации, нарушения характерологического развития.
Типичными для данной категории являются следующие деформации характера:
некритичность (неразвитая способность к критическому анализу явлений и событий, к
оценке и самооценке действий и поступков с нравственных и прагматических позиций);
безответственность
(неразвитая
способность
определять
смысл
жизни,
устанавливать взаимосвязь жизненных событий, организовывать свою жизнь как
единое целое, прогнозировать будущее);
безволие (низкая эмоционально-волевая саморегуляция поведения, кроме этого,
проявляющаяся в аффективной взрывчатости, либо, наоборот чрезмерной вялости
их эмоциональных реакций, проявления агрессивности, грубости, жестокости);
лживость (намеренное искажение
действительного положения вещей с целью
обмана, введения в заблуждение и достижения личной выгоды);
некоммуникабельность (закрытость, недоверие к людям, несформированность
навыков эффективной коммуникации);
ригидность (негибкость, консерватизм, эгоцентризм, ограниченность реакций,
интровертированность, низкая адаптивность, часто используют неадекватные
суждения и установки, отстаивают абсурдные и ошибочные позиции);
иждивенчество (дефект, образованный совокупностью
черт «беспомощность»,
«несамостоятельность», «инфантильность», «повышенная внушаемость» и др.).
В результате у выпускников детских домов имеется ряд проблем, затрудняющих их
самостоятельное
жизнеустройство
и
жизнеобеспечение:
получение
профессии
в
профессиональной образовательной организации, трудоустройство, ведение домашнего
хозяйства, создание семьи, воспитание детей и другие.
У конкретного клиента из числа выпускников (например: юноша 17 лет, с легкой
умственной отсталостью, получил профессию в ПОУ, проживает один в собственном
жилье) может быть следующий перечень проблем:
не может самостоятельно устроиться на работу (был ранее устроен на работу через
ЦЗН, но проработал меньше недели, не знает трудовое законодательство, не умеет
оформлять документы для устройства на работу, затрудняется в понимании
трудового договора и др.);
нехватка денежных средств (не умеет рационально использовать денежные
средства, испытывает трудности при совершении денежных операций по оплате
услуг);
трудности в общении с новыми людьми (слабо развиты коммуникативные навыки,
недостаточно владеет способами конструктивного взаимодействия, методами
разрешения конфликта, способами управления своим эмоциональным состоянием);
не сформированы навыки самообслуживания (не умеет готовить, содержать в
порядке себя и свое жилье).
Решение комплекса проблем данного клиента будет осуществляться через
программу деятельности по созданию условий для самостоятельного решения клиентом
своих проблем, разработку индивидуального плана сопровождения.
ИПС – это
фактически договор между ребенком и специалистами, в котором четко указываются роль
и ответственность каждого участника и, соответственно он является открытым
документом для выпускника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.
Могут быть следующие этапы реализации технологии.
1.
Анализ ситуации (сведения о ребенке, сведения о биологических родителях,
родственниках. оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности,
реабилитационного
потенциала
несовершеннолетнего,
выявление
и
оценка
ресурсов семьи (если есть родственники), значимого для воспитанника окружения);
выявление потребностей и ожиданий клиента; оценка возможных затруднений,
"рисков" в процессе сопровождения и путей их преодоления.
2.
Разработка индивидуального плана сопровождения (цели и задачи;конкретные
мероприятия,
сроки
реализации,
ответственные).
Процесс
сопровождения
направлен на развитие умений, навыков для самостоятельной жизни. При этом,
ребенок должен быть заинтересован в конечном результате, поэтому постановка
целей и задач должна осуществляться совместно с ребенком, он должен активно
участвовать в процессе их достижения.
Задачи формулируются в виде конкретных навыков, умений или действий ребенка.
(например: умение оформлять документы, различные заявления, вносить платежи,
конструктивно взаимодействовать с окружающими и т. д.).
3.
Подбор
специалистов
мультипрофессиональной
группы,
определение
координатора, согласие выпускника на работу по ИПС.
4.
Мониторинг (оценка исходной ситуации, промежуточных и итоговых результатов
деятельности), корректировка ИПС с учетом изменяющихся потребностей ребенка
и ситуации. Постановка задач на следующий этап сопровождения.
Важно не решать за выпускника проблемы, а быть ему поддержкой. Он
должен научиться самостоятельно выходить из сложившейся ситуации. Необходимо
давать ему свободу действий,
при этом иметь возможность обсуждать все
принимаемые им решения.