Напоминание

"Формирование социального знания и социального опыта выпускников детских домов"


Автор: Мария Александровна Мурина
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ "Сосновоборский детский дом"
Населённый пункт: г. Сосновоборск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование социального знания и социального опыта выпускников детских домов"
Раздел: среднее образование





Назад




Социальный педагог КГКУ «Сосновоборский детский дом»

Формирование социального знания и социального опыта выпускников детских

домов.

У данной социальной группы имеются характерные проявления социальной и

психолого-педагогической дезадаптации, нарушения характерологического развития.

Типичными для данной категории являются следующие деформации характера:

некритичность (неразвитая способность к критическому анализу явлений и событий, к

оценке и самооценке действий и поступков с нравственных и прагматических позиций);

безответственность

(неразвитая

способность

определять

смысл

жизни,

устанавливать взаимосвязь жизненных событий, организовывать свою жизнь как

единое целое, прогнозировать будущее);

безволие (низкая эмоционально-волевая саморегуляция поведения, кроме этого,

проявляющаяся в аффективной взрывчатости, либо, наоборот чрезмерной вялости

их эмоциональных реакций, проявления агрессивности, грубости, жестокости);

лживость (намеренное искажение

действительного положения вещей с целью

обмана, введения в заблуждение и достижения личной выгоды);

некоммуникабельность (закрытость, недоверие к людям, несформированность

навыков эффективной коммуникации);

ригидность (негибкость, консерватизм, эгоцентризм, ограниченность реакций,

интровертированность, низкая адаптивность, часто используют неадекватные

суждения и установки, отстаивают абсурдные и ошибочные позиции);

иждивенчество (дефект, образованный совокупностью

черт «беспомощность»,

«несамостоятельность», «инфантильность», «повышенная внушаемость» и др.).

В результате у выпускников детских домов имеется ряд проблем, затрудняющих их

самостоятельное

жизнеустройство

и

жизнеобеспечение:

получение

профессии

в

профессиональной образовательной организации, трудоустройство, ведение домашнего

хозяйства, создание семьи, воспитание детей и другие.

У конкретного клиента из числа выпускников (например: юноша 17 лет, с легкой

умственной отсталостью, получил профессию в ПОУ, проживает один в собственном

жилье) может быть следующий перечень проблем:

не может самостоятельно устроиться на работу (был ранее устроен на работу через

ЦЗН, но проработал меньше недели, не знает трудовое законодательство, не умеет

оформлять документы для устройства на работу, затрудняется в понимании

трудового договора и др.);

нехватка денежных средств (не умеет рационально использовать денежные

средства, испытывает трудности при совершении денежных операций по оплате

услуг);

трудности в общении с новыми людьми (слабо развиты коммуникативные навыки,

недостаточно владеет способами конструктивного взаимодействия, методами

разрешения конфликта, способами управления своим эмоциональным состоянием);

не сформированы навыки самообслуживания (не умеет готовить, содержать в

порядке себя и свое жилье).

Решение комплекса проблем данного клиента будет осуществляться через

программу деятельности по созданию условий для самостоятельного решения клиентом

своих проблем, разработку индивидуального плана сопровождения.

ИПС – это

фактически договор между ребенком и специалистами, в котором четко указываются роль

и ответственность каждого участника и, соответственно он является открытым

документом для выпускника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.

Могут быть следующие этапы реализации технологии.

1.

Анализ ситуации (сведения о ребенке, сведения о биологических родителях,

родственниках. оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности,

реабилитационного

потенциала

несовершеннолетнего,

выявление

и

оценка

ресурсов семьи (если есть родственники), значимого для воспитанника окружения);

выявление потребностей и ожиданий клиента; оценка возможных затруднений,

"рисков" в процессе сопровождения и путей их преодоления.

2.

Разработка индивидуального плана сопровождения (цели и задачи;конкретные

мероприятия,

сроки

реализации,

ответственные).

Процесс

сопровождения

направлен на развитие умений, навыков для самостоятельной жизни. При этом,

ребенок должен быть заинтересован в конечном результате, поэтому постановка

целей и задач должна осуществляться совместно с ребенком, он должен активно

участвовать в процессе их достижения.

Задачи формулируются в виде конкретных навыков, умений или действий ребенка.

(например: умение оформлять документы, различные заявления, вносить платежи,

конструктивно взаимодействовать с окружающими и т. д.).

3.

Подбор

специалистов

мультипрофессиональной

группы,

определение

координатора, согласие выпускника на работу по ИПС.

4.

Мониторинг (оценка исходной ситуации, промежуточных и итоговых результатов

деятельности), корректировка ИПС с учетом изменяющихся потребностей ребенка

и ситуации. Постановка задач на следующий этап сопровождения.

Важно не решать за выпускника проблемы, а быть ему поддержкой. Он

должен научиться самостоятельно выходить из сложившейся ситуации. Необходимо

давать ему свободу действий,

при этом иметь возможность обсуждать все

принимаемые им решения.



В раздел образования