Автор: Кудряшова Татьяна Валерьевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МОУ "СОШ №23" г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута Республики Коми
Наименование материала: статья
Тема: Организация методической работы в целях повышения эффективности воспитательной работы в школе
Раздел: среднее образование
Кудряшова Т.В.,
заместитель директора,
МОУ «СОШ №23» г. Воркуты
Организация методической работы в целях повышения
эффективности воспитательной работы в школе
Аннотация.
С 1 сентября 2021 года в школах началось внедрение новой
программы воспитания. Для ее реализации необходимо было выстроить работу
школы во всех направлениях, в том числе и методическую работу. В статье
представлен небольшой опыт организации методической работы с целью повышения
эффективности воспитательной работы.
Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал урока, методическая
работа, роль учителя.
В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №
273-фз от 29.12.2012 г. определено, что «образование - единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения...», а «воспитание - деятельность, направленная на
развитие
личности,
создание
условий
для
самоопределения
и
социализации
обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства».
Формирование
личности
по-настоящему
успешной,
направленной
на
самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот
задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой.
С 1 сентября 2021 года в школах началась реализация новых программ
воспитания. В целях повышения эффективности воспитательной деятельности в
школе выстроена и методическая работа. В начале учебного года проведены
заседания
школьных
методических
объединений
по
теме:
«Воспитательная
деятельность на уроках и во внеурочной деятельности», на которых педагоги
представили
современные,
инновационные
методы
и
приемы,
технологии,
используемые в образовательном процессе в целях повышения эффективности
воспитательной работы. Данные приемы и технологии были продемонстрированы в
ходе проведенных в рамках Недели науки и творчества открытых уроков и
внеурочных занятий.
Безусловно, воспитательный потенциал уроков в зависимости от предмета
разный: уроки литературы нацелены на нравственное воспитание и развитие детей на
основе полноценного восприятия художественного текста; уроки физики в меньшей
степени предполагают использование воспитательных возможностей содержания
материала. Однако на каждом уроке педагог формирует личностные качества
учащегося
(такие,
как
доброжелательность,
внимательность,
аккуратность,
тактичность, сосредоточенность, ответственность, умение быстро мобилизоваться).
Важна также роль личности самого педагога. Учитель на уроке включается в
многообразные связи с каждым отдельным учащимся, с классом в целом, с
преподаваемым материалом. В силу этого сам учитель, вступая в определенную связь
с тем учебным предметом, содержание которого осваивается учащимися, выступает
для обучающихся в разных качествах: как учитель (когда объясняет новый материал),
как интересный собеседник (когда организует коммуникативную ситуацию, ситуацию
общения), как исследователь (когда вместе с учащимися решает задачи). Педагог
воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, своим
внешним видом.
В ходе анализа посещаемых уроков рассматривались следующие умения
учителя: умение наблюдать в течение урока за дисциплиной учащихся, замечать
психофизическое состояние детей, воспринимать реакцию детей на свои вопросы,
внимательно слушать ответы учащихся, постоянно держать весь класс в поле зрения,
организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом и
другие.
Помимо умений учителя отслеживались следующие аспекты воспитательной
деятельности на уроке и внеурочном занятии: получение учащимися полезной
практической
информации,
необходимой
для
жизни;
обеспечение
способов
коммуникации учащихся: организация дискуссий, диспутов, работы над проектом;
включение групповых форм работы, работы в паре; построение диалога «учитель –
ученики»; акцентирование позитивного ценностно-ориентированного отношения к
жизни
и
к
окружающему
миру;
стиль
отношений
учителя
и
учащихся;
психологический
климат
урока,
который
проявляется
в
эмоционально-
психологическом настрое педагога и учащихся.
Анализ уроков позволил сделать вывод, что педагоги в целом реализуют
воспитательную функцию урока: постоянно держат весь класс в поле зрения,
внимательно слушают ответы учащихся, используют методы развивающего обучения,
игровые технологии, создают благоприятный психологический климат на занятии;
однако недостаточно владеют методами стимулирования и мотивации учащихся к
учебной деятельности, не все педагоги включают в образовательный процесс приемы
по формированию коммуникативных умений: участие в диалоге, включение в
обсуждение проблемы, умение работать в группах.
С целью решения выявленных в ходе посещения уроков проблем, ликвидации
профессиональных
дефицитов
учителей
педагогом-психологом
был
проведен
обучающий семинар «Воспитательный потенциал урока
как фактор личностного
развития обучающихся и результативности учебной деятельности».
В силу внедрения обновленных ФГОС общего образования предстоит еще
сложная и кропотливая работа в плане воспитания учащихся, их успешной
социализации в обществе.
Список литературы
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России (Авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) М.:
Просвещение, 2014.
Программа воспитания МОУ «СОШ №23» г. Воркуты
Казачёнок, Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности
гражданина России. Методические рекомендации. 5–9 классы. Пособие для учителей
общеобразоват. организаций / Н.В. Казачёнок, Н.В. Шмелёва. – М.: Просвещение,
2019.
Огоновская, И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный
приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие
для педагогов / И. С. Огоновская. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017
Степанов, П.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней
школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов,
И.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2014.