Авторы: Беседина Татьяна Генадьевна, Руднева Алла Александровна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Кропоткин
Наименование материала: Имидж педагога, как основа профессиональной успешности
Тема: Имидж педагога, как основа профессиональной успешности
Раздел: среднее профессиональное
Имидж педагога, как основа профессиональной успешности
Педагог- это специалист, формирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивая
образовательный, воспитывающий и развивающий характер для личности, на которую
направлена
его
деятельность.
Педагогическая деятельность — это самостоятельный вид человеческой деятельности, в
котором
реализуются
от
поколения
к
поколению
передача
социального
опыта,
материальной и духовной культуры. Она направлена на создание в педагогическом
процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности
обучающего.
В современном обществе это одна из массовых, важных и необходимых профессий.
Педагоги работают на разных этапах развития человека и разделяются на педагогов
дошкольного возраста, школьного возраста, педагогов высшего и среднего специального
образования. Также существуют такие специализации как дополнительное и специальное
образование, социальная педагогика.
Наиболее значимыми профессиональными компетенциями формирующими имидж
педагогического работника являются:
-
профессионализм(самосовершенствование,
самообразование,
повышение
квалификации)
- эрудиция(педагога складывается из общих и специальных знаний ,общие знания
характеризуются мировоззрение и общую культуру педагога, специальные знания
необходимые
для
преподавания
специальных
профессиональных
дисциплин)
- педагогическая рефлексия(способность интеллекта
объективно воспринимать
и
анализировать
свою
деятельность)
- педагогическое целеполагание(это сознательный процесс выявления и постановки
задач
педагогической
деятельности)
- педагогическое мышление и импровизация(способность педагога быстро и верно
оценивать
ситуацию,
принимать
решение
сразу,
без
развернутого
логического
рассуждения,
на
основе
накопленных
знаний,
опыта
и
интуиции)
-
педагогическое
общение
с
обучающимися
коллегами,
родителями
Преподаватель должен быть ориентирован на формирование собственного имиджа, так
как
это играет важную роль в педагогическом процессе.
Благодаря удачно
сформированному имиджу повышается учебная мотивация, внимание к излагаемому
предмету и конкретному материалу, восприятие педагога как более профессионально-
компетентного, а также самооценка педагога как специалиста.
На данный момент одной из основных задач государства в сфере образования, согласно
Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года,
считается создание необходимых условий для неуклонного повышения престижа и
социального
статуса
педагогов
и
работников
сферы
образования.
Для самосовершенствования преподаватель должен использовать различные методы
образования,
а
также
повышения
своей
квалификационной
категории.
Традиционно в структуре имиджа педагога выделяют две составляющие: внешнюю и
внутреннюю.
Внешняя
составляющая
имиджа
касается
стиля,
самоподачи,
позиционирования, внешнего образа педагога.
Внутренняя – включает в себя культуру преподавателя, непосредственность и свободу,
обаяние, эмоциональность, игру воображения, изящество. Самое важное это способность
и
готовность
педагога
воспитывать,
обучать
и
развивать
своих
подопечных.
Имидж - (от английского image - образ, облик, изображение) определенный образ
личности, создаваемый самим человеком. Образ, система внешних характеристик
человека, которая создает или подчеркивает профессионализм педагогического работника.
Под образом воспринимается не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и
образ мышления, действий, поступков. Умение находить общий язык как со студентами,
их родителями и коллегами по работе. Правильно выбранный тон и тембр голоса,
правильная подача себя в обществе определяет тот образ, в котором педагог предстает
перед обучающимися и коллегами.
Визуальная привлекательность
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому
визуальная привлекательность нашего образа так важна. Эффект первого впечатления
базируется на визуальном восприятии. Визуальная привлекательность– это не только
наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих
непосредственно от человека. Одежда должна быть удобной, но не противоречить
общепринятым нормам приличия. Удачно подобранный гардероб поможет своему
владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и
подчеркнет его профессиональные и личные качества· Внешний вид педагога должен
отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и
вызывать доверие.
Вербальное общение речевой способ коммуникации,тоесть процесс установления и
поддержания целенаправленного прямого или опосредованного ,контакта между людьми
при
помощи
языка.Педагогическая
практика
показывает,что
неправильно
построенноевербальное
сообщение
может
стать
причиной
непонимания
между
собеседником или привести к возникновению открытого конфликта.
Невербальное общение под ним понимается такая коммуникация, когда между людьми
не используются слова,то есть общение без речевых и языковых средств, представленных
в прямой или какой- либо знаковой форме. (поза,движение,мимика,жесты,взгляд).
Манеры, этикет
с
уществует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это
вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет
определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор
слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает
возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет – это
система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания.Этикет
необходим
любому
педагогу
для
того,
чтобы
грамотно
строить
отношения
с
обучающимися, их родителями и коллегами.
Профессиональная мобильность-интегрированное свойство личности,объединяющие
готовность и способность адаптироваться для совершения оптимальных действий по
преобразованию образовательной сферы средствами педагогической деятельности в
соответствии с содержанием профессиональной ситуации.
Педагогический артистизм-это сложный комплекс умений и навыков, синтез свойств и
особенностей личности, который помогает преподавателю глубже ,ярче выразить себя,
донести до обучающихся свои мысли и чувства и добиться оптимальных результатов в
своей работе.
Для образования внешнего и внутреннего имиджа преподавателей фармацевтических
профессиональных модулей, мы используем различные методы становления наиболее
компетентного,коммуникабельного педагогического работника.Имидж складывается из
нескольких составляющих:
-непрерывное обучение(посещение школы педагогического мастерства, школы молодого
преподавателя, открытых занятий для обмена опытом),
-преподаватели повышают свою профессиональную компетентность (путем чтения
научных периодических изданий профессиональной литературы, новых нормативно-
правовых документов, участвуют сами и привлекают со студентами в профессиональных
олимпиадах, конкурсах),
-поддерживают визуальную привлекательность (всегда имею презентабельный вид, что и
складывает общее впечатление об имидже преподавателя).