Автор: Чеснокова Ольга Анатольевна
Должность: учитель английского языка, методист
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №306 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Нашему
обществу
нужны
высокообразованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству,
отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Внеурочные
занятия как раз и являются тем пространством, которое необходимо для
развития потенциальных возможностей и самореализации детей. Так кто же
они наши учащиеся – представители поколения Z, каковы их интересы, чему
они хотят научиться на внеурочных занятиях? Как учителю правильно
определить сферу общения с ними?
Современные подростки, представители поколения Z,
ищут свою
индивидуальность и строят автономный мир вокруг себя. Если мы хотим,
чтобы Z работали вместе, то ставим задачу, интересную всем. Все, что не будет
совпадать с их ценностями, внутренним миром и личными интересами, оставит
их равнодушными. Будучи погруженными в бесконечный поток информации,
дети поколения Z будут жестко отметать то, что не нужно для их жизни.
В данных обстоятельствах учителю все труднее оставаться лидером.
Лидер для поколения Z – прежде всего великолепный профессионал,
способный завоевать авторитет среди учащихся благодаря своим знаниям и
опыту. Кроме того, поколение Z предпочитает потреблять и перерабатывать
информацию короткими порциями и поэтому им нужно ставить одновременно
несколько разных задач на короткий срок. К тому же
«Зеты» неохотно
запоминают информацию, надеясь на технологии и всевозможные гаджеты –
мобильные телефоны, смартфоны и планшеты. Использование ИКТ поможет
учителю повысить мотивацию современных учащихся на занятиях, сохранить
их
интерес
к
различным
видам
деятельности,
дать
возможность
для
самовыражения в знакомой им сфере.
Несколько лет на внеурочных занятиях по английскому языку мы с
учащимися 7-8 классов успешно не только применяем наши знания ИКТ, но и
приобретаем новые навыки и умения применения данной технологии.
Учащиеся нашей школы много путешествуют и с удовольствием делятся
своими впечатлениями со своими сверстниками. Однажды на занятии возник
вопрос, а как сделать так, чтобы эти рассказы остались для других поколений
ребят и были полезны в учебном процессе. Так возник проект на английском
языке «Мир из моего окна», в рамках которого ребята создали ЭОР “World
Atlas with School 306” («Атлас мира школы №306»).
Сначала путешественник знакомится с правилами работы с атласом. На
странице “Contents” («Содержание») выбираем направление путешествия
“Around
the
World”
(«Путешествуем
вокруг
света»),
“Around
Russia”
(«Путешествуем по России»), “Around
St.
Petersburg” («Путешествуем по
Санкт-Петербургу») и щелкаем правой кнопкой мышки по выбранному
изображению. Перед нами открывается карта, на которой звездочками
обозначены посещаемые объекты. Выбираем любую и звездочку и щелкаем по
ней правой кнопкой мышки, перед нами появляется слайд:
фотография туристического объекта с портретом автора задания. Если
при выполнении задания возникают затруднения, то надо щелкнуть
правой кнопкой мышки в нижнем правом углу слайда и тогда появится
подсказка;
слайд “QR-question” с фотографией объекта и вопросами, на которые
надо
ответить.
В
случае
затруднения
навести
любое
мобильное
устройство с программой для расшифровки QR
кодов и по ссылке
перейти на нужный сайт;
слайд с вопросом, на который можно ответить, перейдя по ссылке на
презентацию по теме.
Все задания составляют сами учащиеся в соответствии со всеми
требованиями к монологическим высказываниями на английском языке в
формате ОГЭ.
Например, Екатерина провела каникулы на Крите и сделала слайд-
задание об этой месте. Она не только поделилась чудесными фотографиями,
но и вспомнила слова Гомера об этом острове: "The island of Crete is in the
middle of the wine-colored sea, it is a beautiful massive island surrounded by waters
everywhere. Cretans themselves say about it: "Crete isn't an island, Crete is a small
continent." («Остров Крит расположен посреди моря цвета вина, и этот
огромный прекрасный остров повсюду окружен водой. Сами же жители
говорят о нем так: «Крит – это не остров, Крит - это маленький континент»)
Учащиеся должны прокомментировать это высказывание, используя лексику,
помещенную на слайде. Если же при составлении монолога возникают
трудности, в выплывающем окне можно увидеть план ответа и слова-связки.
Другой вид задания называется “QR-question - Look & Guess” («QR-
вопрос – Посмотри и угадай»). На слайд помещена фотография и вопросы к ней
WHO? WHERE? WHY? (Кто? Где? Зачем?) Если ученику сложно ответить на
данные вопросы, то он может при помощи своего смартфона со специальной
программой найти подсказку в интернете. Учащиеся всегда с удовольствием
ищут самые необычные изображения и самостоятельно создают их QR коды.
Еще один вариант заданий – это путешествие по Санкт-Петербургу.
Например, Мария предлагает авторскую видеоэкскурсию “The Russian History
with an English Accent" («Русская история с английским акцентом») по дворцу
Белосельских-Белозерских.
Пройдя по залам дворца, экскурсант должен
выяснить, в чем состоял «английский уклад жизни его обитателей».
Проект «Мир из моего окна» вызвал искренний интерес у ребят, которые
начинали эту работу, и каждый год появляются все новые желающие таких
виртуальных путешествий.
Продуктом данного проекта стал электронный атлас, составленный
учащимися.
С каждым учебным годом авторских страниц с заданиями
становится все больше. Содержание электронного атласа определяется кругом
тем изучаемых в основной школе и задачами обучения английскому языку в
целом. Для успешной работы с атласом достаточно базовых знаний ИКТ, так
как у данного ресурса понятный интерфейс и несложная навигация. Достаточно
провести несколько вводных занятий для новичков, чтобы они были готовы
включиться в общее дело. Наши электронные карты для путешественников
можно использовать на уроках при изучении таких сфер общения как «Мир
вокруг меня», «Моя Родина», «Человек-творец истории». Задания данного ЭОР
будут востребованы при проведении конкурсов, олимпиад и праздников на
английском языке.
Многие ребята-участники проекта отмечают, что при оставлении своих
заданий им нужно не только вспомнить теоретические знания, полученные на
уроках английского языка и ИКТ, но и применить их на практике. Так же
учащимся нравится, что на занятиях они узнают много нового и интересного и
развивают свои творческие способности. Такого рода деятельность помогает
им преодолеть трудности в учебе, и они могут увидеть и продемонстрировать
результаты своего творчества.
Участие в подготовке и проведении занятий с использованием ИКТ
помогает учащимся развить следующие УУД:
Предметные:
умение применять полученные знания на практике
Личностные:
развитие познавательных мотивов
Коммуникативные:
взаимодействие в группе
Познавательные:
общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации
логические: формулирование проблемы, установление причинно-следственных
связей, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера.
Как мы видим, ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и
необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и
учащемуся в выборе путей к достижению различных образовательных целей.