Напоминание

Разноуровневое потоковое обучении в V-VII классах в ГБОУ гимназия № 402


Автор: Зайцева Галина Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 402 Сагкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Разноуровневое потоковое обучении в V-VII классах в ГБОУ гимназия № 402
Раздел: среднее образование





Назад




Статья «Разноуровневое потоковое обучении в 5-7 классах в ГБОУ гимназия № 402»

В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью

состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным

способностям,

индивидуальным

психофизическим

особенностям,

интересам,

проектируемой

профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному

положению родителей, уровню воспитанности.

Любая

личностно-ориентированная

технология

предполагает

учёт

индивидуальных

особенностей каждого ученика, что очень важно для воспитания и развития личности ребенка и

служит основной цели базового школьного образования – интеллектуальному и нравственному

развитию личности. Подлинно образовательным опытом является такой, в котором человек имеет

возможность и получать знания, и развивать свои способности. Другими словами, процесс

образования должен быть дифференцированным РАЗНОУРОВНЕВЫМ с учётом природных

задатков способностей учащихся

В ГБОУ гимназия 402 в 5 – 7 классах ведется разноуровневое потоковое обучение.

Разноуровневое потоковое обучение - это такая организация образовательного процесса, при которой

каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по учебным предметам школьной

программы на разном уровне («А», «Б», «В»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и

индивидуальных особенностей личности. Преподавание во всех группах ведется с различной глубиной и

скоростью освоения учебного материала.

При этом за критерий оценки деятельности ученика

принимаются его усилия

по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы,

предписанные стандартами предметного образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Полное освоение базового компонента содержания обучения гарантируется всем обучающимся.

В подростковый и юношеский период развития отдельные психические функции могут претерпевать

значительные изменения, на протяжении этого периода могут неоднократно меняться склонности и

интересы, а также способности к интенсивности изучения учебного материала. Разноуровневая

потоковая система обучения дает возможность учителю гибко изменять траекторию обучения в

соответствии с этими изменениями.

Разноуровневое потоковое обучение способствует созданию благожелательной, комфортной для

обучающихся психологической атмосферы. Относительно однородный состав групп позволяет учителю

ориентироваться на учеников примерно одного уровня знаний и обученности.

При обучении по разным предметам в группах разного уровня происходит сближение между учениками

одной потока, что положительно сказывается на психологическом климате в школе.

Цели

разноуровневнего потокового обучения в ГБОУ гимназия 402

повышение качества образования по учебным предметам;

оптимальное решение задач вариативности и индивидуализации обучения в соответствии с

индивидуальными интеллектуальными и психологическими особенностями обучающихся.

Успешная подготовка обучающихся к дальнейшему предпрофильному обучению в 8-9 классах и

профильному обучению в 10-11 классах;

Повышение эффективности работы учителей гимназии;

Основные задачи разноуровневого потокового обучения Гимназии:

повысить эффективность и качество обучения;

создать ситуацию успешности в обучении для каждого обучающегося;

обеспечить оптимальность объема учебного материала с точки зрения предотвращения

перегрузок;

создать условия для повышения учебной мотивации и интереса к предмету;

обеспечить в дальнейшем возможность качественного обучения на профильном уровне в старших

классах.

Организация процесса разноуровневого потокового обучения в Гимназии:

Разноуровневое обучение целесообразно начинать с обучающимися 5-7 классов, так как в этот

период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам

В рамках одного потока по каждому из выделенных предметов обучающиеся распределяются на

три группы («А», «Б», «В») в зависимости от количества обучающихся.

Преподавание во всех группах ведется по государственной программе, но с различной глубиной и

скоростью освоения учебного материала, различным углублением, обогащением его по

содержанию и предполагает дифференцированного подход к включению в содержание

дополнительного учебного материала, таким образом дается шанс каждому обучающемуся

максимально использовать возможности разноуровнего обучения в потоке.

Разделение на группы «А», «Б», «В» по предметам производится в интересах обучающихся на

основании

их

индивидуальных

способностей,

интересов,

уровня подготовки,

при

этом

учитываются:

педагогические

рекомендации

администрации,

учителей

начальных

классов,

учителей-

предметников,

результаты внутри школьного мониторинга знаний обучающихся по русскому языку, математике,

результаты метапредметного тестирования обучающихся

рекомендации психолога по результатам личностного и интеллектуального тестирования.

образовательные запросы и пожелания обучающихся и их родителей

Полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантируется всем обучающимся.

По окончании каждого полугодия возможен переход ученика из одной группы в другую в

соответствии

с

его

учебными

достижениями,

интересами

и

психолого-педагогическими

рекомендациями

Основания для перехода из одной группы в другую:

успешность (или не успешность) освоения программы по предмету и желание обучающегося

изучать этот предмет на более (или менее) глубоком уровне;

необходимость устранить пробелы в знаниях, обусловленные длительными пропусками по

болезни;

недостаточная или избыточная для конкретного ученика нагрузка при обучении в рамках данной

группы.

Перемещение обучающихся из группы в группу производится на основании рекомендаций

педагогического консилиума и приказа Директора гимназии.

Технология разноуровневого потового обучения Гимназии

Решение о разноуровневом потоковом обучении принимается педагогическим советом Гимназии на

основании:

анализа целей и задач, которые решает педагогический коллектив на данном этапе развития

Гимназии;

анализа кадрового обеспечения, а также наличия опытного руководителя предметной кафедры,

который смог бы координировать и контролировать работу учителей разных групп.

Количество групп в потоке не может быть меньше трёх по каждому предмету.

Все участники процесса (администрация, учителя, обучающиеся и родители) информируются о принятом

решении, о целях, сути и технологии осуществления разноуровневого потокового обучения.

Психолог школы осуществляет дополнительное исследование учащихся параллели, направленное на

выявление уровня мотивации к изучению данного предмета, уровня интеллектуальных способностей,

стрессоустойчивости и т.д.

Соответствующий педагогический консилиум выносит рекомендации о распределении обучающихся по

группам. Решающее значение имеют итоговые результаты внутришкольного мониторинга успехов

обучающихся по предметам (русский язык, математика , метапредметное тестирование) и данные

психолого-педагогических рекомендаций о его уровне мотивации к изучению предмета.

Из заместителей директора гимназии

назначается куратор групп (потоков), которому вменяется в

обязанность осуществлять сопровождение данного процесса.

Учителя - предметники составляют отдельную Рабочую программу на каждую группу потока

обучающихся на предстоящий учебный год.

С целью усиления индивидуализации обучения, а также контроля успеваемости обучающихся, при

разноуровневом обучении поток обучающихся делиться на 6 групп (по 15-17 человек), каждой из

которых назначается отдельный тьютор. Основной задачей тьютора является отслеживание результатов

успеваемости каждого обучающегося, закрепленного за его группой, и своевременное информирование

администрации Гимназии и родителей (законных представителей) обучающихся об этих результатах.

Также тьютор контролирует посещаемость обучающихся, выстраивает и обеспечивает воспитательный

процесс в течении учебного года.

Особенности планирования и проведения урока при потоковом разноуровневом обучении в ГБОУ

гимназия 402

При планировании уроков внимание уделяется выбору оптимального для данной группы

соотношения объема информации и количества упражнений, необходимых для ее усвоения и

закрепления.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для группы «В»

1.

Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих

работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2.

Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3.

Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для группы «Б»

1.

Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.

Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3.

Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4.

Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для группы «А»

1.

Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.

Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3.

Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности,

совершенствовать языковые умения учащихся.

4.

Поощрять и курировать участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах по предмету.

Чем выше уровень группы, тем больше внимания необходимо уделять заданиям, связанным с

применением полученной информации в новой незнакомой ситуации или обсуждению

теоретических аспектов изученного. Чем ниже уровень группы, тем большее количество

упражнений выделяется на непосредственное усвоение информации.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива

учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и

интересами,

создание

условий

для

развития

познавательной

активности

и

самостоятельности.



В раздел образования