Автор: Зайцева Галина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 402 Сагкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Раздел: среднее образование
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
в начальной школе.
Программа развития универсальных учебных действий при получении основного
общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся основ
культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или
межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или)
социально значимой проблемы. Данная программа должна обеспечивать формирование
навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические
конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.), а также
овладение
приемами
учебного
сотрудничества
и
социального
взаимодействия
со
сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской
и проектной деятельности.
Повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий,
формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-
исследовательской, проектной и социальной деятельности - это создание условий для
интеграции
урочных
и
внеурочных
форм
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите
индивидуальных проектов
Программа предусматривает практическую направленность проводимых исследований
и индивидуальных проектов. Учебно-исследовательская деятельность
предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее
неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении
окружающего мира под руководством специалиста – руководителя исследовательской
работы.
Основные характеристики учебного исследования:
1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;
2) Формирование или выделение нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития
процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) Работа с разными версиями на основе анализа информации (методики сбора материала,
сравнения и др.);
4) Работа с первоисточниками при разработке версий;
5) Применение общих методов научного познания;
6) Принятие на основе применения методов научного познания одной из версий в качестве
истинной.
Этапы учебно-исследовательской деятельности:
•
1. Подготовительный этап
1. Выбор темы.
2. Определение объекта, предмета (темы) исследования.
3. Обоснование значимости, актуальности темы.
4. Формулировка цели предпринимаемого исследования.
5 . Составление индивидуального маршрута исследования (Тема – цель – задачи – план
действий).
Для определения плана действий учащиеся должны:
а) определить источники информации;
б) определить способы сбора и анализа информации;
в) определить способы представления результатов.
•
2. Основной этап:
проведение исследовательской работы и представление
результатов исследования:
1. Сбор необходимой информации с использованием отобранных источников.
2. Обработка информации с помощью выбранного метода исследования.
3. Описание результата исследовательской работы.
4. Формулирование выводов и заключения.
5. Презентация, защита работы, рефлексия события и т.д.
•
3.Проектная деятельность
•
Проект — это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных
и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для
достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий
ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
•
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных,
графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью
практического или теоретического решения значимой проблемы.
Основные характеристики проектной деятельности
Проблема; Планирование; Поиск; Продукт; Презентация.
Классификация проектов
По степени самостоятельности учащегося (исполнительские, конструктивные, творческие)
По продукту (исследовательские, информационные, творческие, практические, игровые)
По продолжительности минипроекты, краткосрочные, долгосрочные
По комплексности (Монопредметные, межпредметные, надпредметные)
•
Любое исследование по форме можно рассматривать как проект.
•
Однако не любой проект можно рассматривать как исследование !!!
Учитель ГБОУ гимназия №402 Санкт-Петербурга Зайцева Галина Александровна,
учитель математики