Напоминание

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности


Автор: Зайцева Галина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 402 Сагкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности

в начальной школе.

Программа развития универсальных учебных действий при получении основного

общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся основ

культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и

общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или

межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или)

социально значимой проблемы. Данная программа должна обеспечивать формирование

навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной

деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические

конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.), а также

овладение

приемами

учебного

сотрудничества

и

социального

взаимодействия

со

сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской

и проектной деятельности.

Повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий,

формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-

исследовательской, проектной и социальной деятельности - это создание условий для

интеграции

урочных

и

внеурочных

форм

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите

индивидуальных проектов

Программа предусматривает практическую направленность проводимых исследований

и индивидуальных проектов. Учебно-исследовательская деятельность

предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее

неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении

окружающего мира под руководством специалиста – руководителя исследовательской

работы.

Основные характеристики учебного исследования:

1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;

2) Формирование или выделение нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития

процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) Работа с разными версиями на основе анализа информации (методики сбора материала,

сравнения и др.);

4) Работа с первоисточниками при разработке версий;

5) Применение общих методов научного познания;

6) Принятие на основе применения методов научного познания одной из версий в качестве

истинной.

Этапы учебно-исследовательской деятельности:

1. Подготовительный этап

1. Выбор темы.

2. Определение объекта, предмета (темы) исследования.

3. Обоснование значимости, актуальности темы.

4. Формулировка цели предпринимаемого исследования.

5 . Составление индивидуального маршрута исследования (Тема – цель – задачи – план

действий).

Для определения плана действий учащиеся должны:

а) определить источники информации;

б) определить способы сбора и анализа информации;

в) определить способы представления результатов.

2. Основной этап:

проведение исследовательской работы и представление

результатов исследования:

1. Сбор необходимой информации с использованием отобранных источников.

2. Обработка информации с помощью выбранного метода исследования.

3. Описание результата исследовательской работы.

4. Формулирование выводов и заключения.

5. Презентация, защита работы, рефлексия события и т.д.

3.Проектная деятельность

Проект — это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных

и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для

достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий

ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных,

графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью

практического или теоретического решения значимой проблемы.

Основные характеристики проектной деятельности

Проблема; Планирование; Поиск; Продукт; Презентация.

Классификация проектов

По степени самостоятельности учащегося (исполнительские, конструктивные, творческие)

По продукту (исследовательские, информационные, творческие, практические, игровые)

По продолжительности минипроекты, краткосрочные, долгосрочные

По комплексности (Монопредметные, межпредметные, надпредметные)

Любое исследование по форме можно рассматривать как проект.

Однако не любой проект можно рассматривать как исследование !!!

Учитель ГБОУ гимназия №402 Санкт-Петербурга Зайцева Галина Александровна,

учитель математики



В раздел образования