Автор: Губчук Дмитрий Петрович
Должность: кгкоу "вечерняя сменная школа №2"
Учебное заведение: КГКОУ "Вечерняя сменная школа №2"
Населённый пункт: АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, ШИПУНОВСКИЙ РАЙОН, ШИПУНОВО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок биологии в 6 классе по теме "Водоросли"
Раздел: среднее образование
Краевое государственное казенное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
с .Шипуново, Алтайский край
Разработка урока биологии в 6 классе
Тема «Водоросли»
Выполнил: Губчук Д.П., учитель биологии
с .Шипуново, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок биологии в 6 классе.
Тема: Водоросли, их многообразие и значение в природе.
Цель: создать комфортные условия для изучения отдела растений «Водоросли», а также развития навыков для самостоятельного
познания школьников по указанной теме.
Планируемые результаты;
Предметные:
-сформироватьумение отличать водоросли от других растений ;
– сформировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
– сформировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, хроматофор.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах.
Регулятивные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
(формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия
простых явлений.
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.
Личностные:создать условия для формирования умений управлять своей познавательной деятельностью, для осознания значения
водорослей в жизни человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: наглядные, работа с тетрадью на печатной основе, проблемный, использование ИКТ: виртуальная экскурсия в
природу.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, парная
Средства обучения: презентация к уроку «Водоросли, их многообразие и значение в природе.», мультимедийный проектор и
компьютер, учебник «Биология 6 класс» под редакцией И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой , рабочая тетрадь, цифровой
микроскоп, гербарные экземпляры водорослей, живые водоросли из аквариума, фильм «Многообразие и значение водорослей»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
(в соответствии со структурой
учебной деятельности)
Деятельность учителя
Планируемая
деятельность учащихся
Развиваемые (формируемые) учебные
действия
предметные
универсальные
Организационный.
Приветствует
ребят:
«Здравствуйте ребята! Рада
вас
видеть!
Вы
готовы
работать на уроке? Очень
хорошо.
Приветствуют учителя.
Создание условий
для позитивного
настроя,
общего
эмоционального
фона урока.
Быстрое включение
учащихся
в
деловой ритм.
Мотивация
учебной
деятельности учащихся.
Ребята, как часто мы
сталкиваемся в жизни с
явлениями природы,
причину которых
объяснить не можем?
Что мешает нам это
сделать?
Что же может нам помочь?
Давайте, сегодня на уроке,
попробуем найти причины
известного природного
явления и обосновать его
Учащиеся
отвечают
на
вопросы
Развитие
внутренней
мотивации
учащихся.
Сформулировать
умение
выявлять
причины
и
следствия простых
явлений.
Формирование
умения
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную проблему,
Определение темы урока.
(слайд 2)
Посмотрите на фотографию
небольшого
пруда,
какое
явление
часто
мы
наблюдаем
в
небольших
водоемах со стоячей водой?
Как мы называем в жизни
такое явление?
Задумывались ли вы, а с
чем связано это явление?
Какой
цвет
приобрела
вода?
С
чем
же
можно
это
связать?
А
чтобы
нам
доказать
правильность
нашего
предположения,
что
нам
нужно сделать?
Тема
урока:
Водоросли
(слайд 3)
-Что нужно
узнать про
Формулируют
гипотезу.
Предполагают,
что
это
явление
связано
с
деятельностью
Постановка
учебной задачи на
основании,
что
известно,
а
что
еще нет.
определять
цель
учебной
деятельности
Умение сравнивать
разные
точки
зрения.
Развитие
личностных
результатов
(доказывать,
строить
рассуждения,
Целеполагание.
водоросли?
Учитель
записывает
на
доске,
предлагает
установить
в
какой
последовательности лучше
изучать водоросли.
Цель
урока:
изучить
водоросли по следующему
плану:
1)
Местообитание.
2)
Строение.
3)
Процессы
жизнедеятельности
4)
Многообразие.
5)
Значение.
Какие средства мы можем
использовать для изучения
водорослей?
А результаты своей работы
вы
будете
оценивать
в
листках
самооценки.
Познакомьтесь с ними.
Оцените свою работу по
первому пункту плана в
Учащиеся
называют:
учебник, рабочую тетрадь,
гербарии, живые растения
Знакомятся
с
листком
самооценки.
Приложение 1
анализировать)
Развитие
умений
связанных
с
планированием.
листах самооценки.
Оценивают
.
Изучение
нового
учебного
материала.
Приступаем
к
изучению
нашей темы.
Задание 1
Используя
слайды
4-6,
презентации
определите
местообитание водорослей.
На какие две группы их
можно
разделить
по
строению?
Какие у них могут быть
размеры?
Демонстрирую
через
цифровой
микроскоп
многоклеточную водоросль
из аквариума.
-Из
чего
состоит
водоросль?
Имеет сходства в строении
с другими растениями?
Правильно ли вы ответили,
узнаете, выполнив задание
2.
Выполняют
задание
1,
отвечают на вопросы
Рассматривают водоросль
при малом, а затем при
большом
увеличении,
отвечают на вопросы.
Развитие
умений
наблюдать,
анализировать
Сформировать
умение наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
Задание 2.
Выясните строение
многоклеточных
водорослей, используя
текст учебника.
Дайте ответ на вопрос:
почему водоросли относят
к низшим растениям?
Вопросы для уточнения.
-На что может быть похоже
тело водорослей?
-Где находится хлорофилл?
Что такое ризоиды?
Задание 3.
Докажите, что клетка
водорослей не отличается
по своему строению от
растительной клетки.
Изучите строение
одноклеточной водоросли
хламидомонады, используя
рис.108 учебника и текст на
стр.110
Как можно доказать, что
хламидомонада растение?
Использую слайд 7.
Выполняют задание 2.
Выполняют задание 3.
Читают текст учебника
стр. 108-109.
Формулируют ответ на
вопрос.
Поиск
и
выделение
необходимой
информации.
Построение
речевого
высказывания.
Чтение
и
рассматривание
рисунка с целью
знакомства
с
информацией
текста.
Сформировать
умение вычитывать
все
уровни
текстовой
информации.
Развитие
личностных
результатов:
(доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
делать выводы).
Задание 4.
Выполните работу 2 в
рабочей тетради п.р. 5
Используя, инструктивную
карточку 1, найдите
соответствие между
органоидом клетки и его
функцией. Приложение 2,
слайд 8.
Ответ запишите в тетрадь.
Проведите взаимопроверку
по слайду 9.
Сделайте выводы:
по строению водорослей;
по процессам
жизнедеятельности.
Оцените свою работу по
второму пункту в листах
самооценки.
Задание 5.
Рассмотрите схемы
«Размножение
хламидомонады» и ответьте
на вопросы, используя
инструктивную карточку 2
Приложение 3.
Организую проверку по
Выполняют
задание
4.
Строение
одноклеточной
водоросли
изучают,
рассматривая
рис.108.
Делают выводы
Выполняют
работу
в
рабочей
тетради.
Проводят
взаимопроверку.
Оценивают.
Работают
в
Контроль
промежуточных
результатов
труда.
Организуют
работу в парах по
заданию учителя.
Контролируют
правильность
ответов товарищей
и свои собственные
через
выполнение
задания
Умение
договариваться
и
приходить
к
общему мнению.
Осуществляют
самооценку
процесса
выполнения
задания.
слайду 10.
Оцените свою работу в
паре в листах самооценки.
Задание 6.
Просмотрите фрагмент
фильма «Многообразие и
значение водорослей».
паре.
Просматривают фрагмент
фильма и объясняют в
диалоге
с
учителем,
многообразие и значение
водорослей.
Первичное закрепление знаний.
Для закрепления материала
предлагаю выполнить
задание 7.
Задание 7.
Инструктивная карточка3,
слайд 11.
Сформулируйте выводы
урока, для этого вставьте
пропущенные слова из
предложенных, что бы у
Обучающиеся выполняют
работу и заполняют бланк
ответов.
Оценивают
работу,
выставляют баллы в лист
самооценки.
вас появился текст
содержащий выводы урока.
Проверяем.
Оцените свою работу в
листах самооценки.
Итог урока. Рефлексия
Давайте вернемся к плану
нашего урока. Все пункты
плана
мы
разобрали?
Рефлексия слайд 12
В
листе
самооценки
подсчитайте
баллы
и
выставьте оценку за урок и
сдайте листы самооценки
Оцениваю работу учеников.
- я узнал…
-я понял…
-я научился…
-лучше
всего
у
меня
получалось..
-основные
трудности
были…
Оценка
результатов
деятельности.
Самооценка
умственных
и
физических
способностей.
Домашнее задание.
Задаю
домашнее
задание
слайд 13.
Изучить §
20, выполнить
задание
№4 в рабочей
тетради.
Составить
кроссворд
о
водорослях ( по желанию).
Записывают
домашнее
задание
Приложение 1.
Критерии оценки:
Самостоятельно справился с заданием – 2 балла.
Испытывал трудности, обращался за помощью, при выполнении заданий. – 1 балл.
Не справился с заданием – 0 баллов.
№ этапа
Этапы работы на уроке
Самооценка
1.
Определение темы и цели урока, составление плана урока по теме.
2.
Реализация плана. Изучение строения и процессов жизнедеятельности
водорослей.
3.
Работа в паре по выполнению задания.
4.
Вставьте пропущенные слова в текст.
5.
Общий балл.
Перевод баллов в отметку: 7-8 баллов – отметка «5»
5-6 баллов – отметка «4»
4 балла – отметка «3»
Приложение 2.
1.Помогает передвигаться. А. Хроматофор.
2. Происходит фотосинтез. Б. Сократительные вакуоли.
3. Различает свет. В. Клеточная оболочка.
4. Удаление воды и ненужных веществ. Г. Светочувствительный глазок.
5. Защищает клетку. Д. Жгутики.
Приложение3
На схеме показано размножение хламидомонады. Какие формы размножения показаны под буквой А и Б? Объясните, как происходит
бесполое и половое размножение у хламидомонады. Можно использовать текст учебника на стр. 110
Приложение 4.
Задание № 7.
Прочитайте текст и вставьте пропущенные термины.
Водоросли это_______________, т.к. имеют ___________ . В основе питания лежит процесс _____________. Главная среда обитания
_____________. Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма,
хлоропласты
и
_______________.
Различают
одноклеточные
и
многоклеточные
водоросли,
тело
которых
называют
___________. Как все живые организмы во время дыхания они поглощают ______________,а выделяют _________________.
Термины: фотосинтез, водная, растения, слоевище, хлоропласты, вакуоли, кислород, углекислый газ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Балашова, Н. Б. Водоросли / Н.Б. Балашова, В.Н. Никитина. - М.: Лениздат, 1989
2.
Гарибова Л.В. и др. Водоросли, лишайники и мохообразные. - М.: Мысль, 1998
3.
Гуленков Н.И. Тестовые задания по биологии 6 класс.- М:- Вентана-Граф, 2012
4.
Драчук С.В. Расширение сфер практического использования водорослей в хозяйственной деятельности/Биология в школе № 8-2014
5.
Мухин, В. А. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы / В.А. Мухин, А.С. Третьякова. - М.: Феникс, 2013
6.
Пономарева И.Н. Биология 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/, М.:-Вентана-Граф, 2011
7.
Пономарева И.Н. и др. Методическое пособие. Биология 6 класс.. М.: -Веннтана-граф.2011
8.
Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику Биология 6 класс/.- М.: Вентана- Граф,2011
9.
Смелова В.Г. Путешествие в мир водорослей/Биология 1 сентября №1-2003
10. Федоров А.А. Жизнь растений. Том 3. Водоросли, Лишайники. М.:-Просвещение, 1976