Напоминание

Урок биологии в 6 классе по теме "Водоросли"


Автор: Губчук Дмитрий Петрович
Должность: кгкоу "вечерняя сменная школа №2"
Учебное заведение: КГКОУ "Вечерняя сменная школа №2"
Населённый пункт: АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, ШИПУНОВСКИЙ РАЙОН, ШИПУНОВО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок биологии в 6 классе по теме "Водоросли"
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное казенное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»

с .Шипуново, Алтайский край

Разработка урока биологии в 6 классе

Тема «Водоросли»

Выполнил: Губчук Д.П., учитель биологии

с .Шипуново, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок биологии в 6 классе.

Тема: Водоросли, их многообразие и значение в природе.

Цель: создать комфортные условия для изучения отдела растений «Водоросли», а также развития навыков для самостоятельного

познания школьников по указанной теме.

Планируемые результаты;

Предметные:

-сформироватьумение отличать водоросли от других растений ;

– сформировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– сформировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, хроматофор.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах.

Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

(формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия

простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Личностные:создать условия для формирования умений управлять своей познавательной деятельностью, для осознания значения

водорослей в жизни человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: наглядные, работа с тетрадью на печатной основе, проблемный, использование ИКТ: виртуальная экскурсия в

природу.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, парная

Средства обучения: презентация к уроку «Водоросли, их многообразие и значение в природе.», мультимедийный проектор и

компьютер, учебник «Биология 6 класс» под редакцией И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой , рабочая тетрадь, цифровой

микроскоп, гербарные экземпляры водорослей, живые водоросли из аквариума, фильм «Многообразие и значение водорослей»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

(в соответствии со структурой

учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая

деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные

действия

предметные

универсальные

Организационный.

Приветствует

ребят:

«Здравствуйте ребята! Рада

вас

видеть!

Вы

готовы

работать на уроке? Очень

хорошо.

Приветствуют учителя.

Создание условий

для позитивного

настроя,

общего

эмоционального

фона урока.

Быстрое включение

учащихся

в

деловой ритм.

Мотивация

учебной

деятельности учащихся.

Ребята, как часто мы

сталкиваемся в жизни с

явлениями природы,

причину которых

объяснить не можем?

Что мешает нам это

сделать?

Что же может нам помочь?

Давайте, сегодня на уроке,

попробуем найти причины

известного природного

явления и обосновать его

Учащиеся

отвечают

на

вопросы

Развитие

внутренней

мотивации

учащихся.

Сформулировать

умение

выявлять

причины

и

следствия простых

явлений.

Формирование

умения

самостоятельно

обнаруживать

и

формулировать

учебную проблему,

Определение темы урока.

(слайд 2)

Посмотрите на фотографию

небольшого

пруда,

какое

явление

часто

мы

наблюдаем

в

небольших

водоемах со стоячей водой?

Как мы называем в жизни

такое явление?

Задумывались ли вы, а с

чем связано это явление?

Какой

цвет

приобрела

вода?

С

чем

же

можно

это

связать?

А

чтобы

нам

доказать

правильность

нашего

предположения,

что

нам

нужно сделать?

Тема

урока:

Водоросли

(слайд 3)

-Что нужно

узнать про

Формулируют

гипотезу.

Предполагают,

что

это

явление

связано

с

деятельностью

Постановка

учебной задачи на

основании,

что

известно,

а

что

еще нет.

определять

цель

учебной

деятельности

Умение сравнивать

разные

точки

зрения.

Развитие

личностных

результатов

(доказывать,

строить

рассуждения,

Целеполагание.

водоросли?

Учитель

записывает

на

доске,

предлагает

установить

в

какой

последовательности лучше

изучать водоросли.

Цель

урока:

изучить

водоросли по следующему

плану:

1)

Местообитание.

2)

Строение.

3)

Процессы

жизнедеятельности

4)

Многообразие.

5)

Значение.

Какие средства мы можем

использовать для изучения

водорослей?

А результаты своей работы

вы

будете

оценивать

в

листках

самооценки.

Познакомьтесь с ними.

Оцените свою работу по

первому пункту плана в

Учащиеся

называют:

учебник, рабочую тетрадь,

гербарии, живые растения

Знакомятся

с

листком

самооценки.

Приложение 1

анализировать)

Развитие

умений

связанных

с

планированием.

листах самооценки.

Оценивают

.

Изучение

нового

учебного

материала.

Приступаем

к

изучению

нашей темы.

Задание 1

Используя

слайды

4-6,

презентации

определите

местообитание водорослей.

На какие две группы их

можно

разделить

по

строению?

Какие у них могут быть

размеры?

Демонстрирую

через

цифровой

микроскоп

многоклеточную водоросль

из аквариума.

-Из

чего

состоит

водоросль?

Имеет сходства в строении

с другими растениями?

Правильно ли вы ответили,

узнаете, выполнив задание

2.

Выполняют

задание

1,

отвечают на вопросы

Рассматривают водоросль

при малом, а затем при

большом

увеличении,

отвечают на вопросы.

Развитие

умений

наблюдать,

анализировать

Сформировать

умение наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

классифицировать

Задание 2.

Выясните строение

многоклеточных

водорослей, используя

текст учебника.

Дайте ответ на вопрос:

почему водоросли относят

к низшим растениям?

Вопросы для уточнения.

-На что может быть похоже

тело водорослей?

-Где находится хлорофилл?

Что такое ризоиды?

Задание 3.

Докажите, что клетка

водорослей не отличается

по своему строению от

растительной клетки.

Изучите строение

одноклеточной водоросли

хламидомонады, используя

рис.108 учебника и текст на

стр.110

Как можно доказать, что

хламидомонада растение?

Использую слайд 7.

Выполняют задание 2.

Выполняют задание 3.

Читают текст учебника

стр. 108-109.

Формулируют ответ на

вопрос.

Поиск

и

выделение

необходимой

информации.

Построение

речевого

высказывания.

Чтение

и

рассматривание

рисунка с целью

знакомства

с

информацией

текста.

Сформировать

умение вычитывать

все

уровни

текстовой

информации.

Развитие

личностных

результатов:

(доказывать,

строить

рассуждения,

анализировать,

делать выводы).

Задание 4.

Выполните работу 2 в

рабочей тетради п.р. 5

Используя, инструктивную

карточку 1, найдите

соответствие между

органоидом клетки и его

функцией. Приложение 2,

слайд 8.

Ответ запишите в тетрадь.

Проведите взаимопроверку

по слайду 9.

Сделайте выводы:

по строению водорослей;

по процессам

жизнедеятельности.

Оцените свою работу по

второму пункту в листах

самооценки.

Задание 5.

Рассмотрите схемы

«Размножение

хламидомонады» и ответьте

на вопросы, используя

инструктивную карточку 2

Приложение 3.

Организую проверку по

Выполняют

задание

4.

Строение

одноклеточной

водоросли

изучают,

рассматривая

рис.108.

Делают выводы

Выполняют

работу

в

рабочей

тетради.

Проводят

взаимопроверку.

Оценивают.

Работают

в

Контроль

промежуточных

результатов

труда.

Организуют

работу в парах по

заданию учителя.

Контролируют

правильность

ответов товарищей

и свои собственные

через

выполнение

задания

Умение

договариваться

и

приходить

к

общему мнению.

Осуществляют

самооценку

процесса

выполнения

задания.

слайду 10.

Оцените свою работу в

паре в листах самооценки.

Задание 6.

Просмотрите фрагмент

фильма «Многообразие и

значение водорослей».

паре.

Просматривают фрагмент

фильма и объясняют в

диалоге

с

учителем,

многообразие и значение

водорослей.

Первичное закрепление знаний.

Для закрепления материала

предлагаю выполнить

задание 7.

Задание 7.

Инструктивная карточка3,

слайд 11.

Сформулируйте выводы

урока, для этого вставьте

пропущенные слова из

предложенных, что бы у

Обучающиеся выполняют

работу и заполняют бланк

ответов.

Оценивают

работу,

выставляют баллы в лист

самооценки.

вас появился текст

содержащий выводы урока.

Проверяем.

Оцените свою работу в

листах самооценки.

Итог урока. Рефлексия

Давайте вернемся к плану

нашего урока. Все пункты

плана

мы

разобрали?

Рефлексия слайд 12

В

листе

самооценки

подсчитайте

баллы

и

выставьте оценку за урок и

сдайте листы самооценки

Оцениваю работу учеников.

- я узнал…

-я понял…

-я научился…

-лучше

всего

у

меня

получалось..

-основные

трудности

были…

Оценка

результатов

деятельности.

Самооценка

умственных

и

физических

способностей.

Домашнее задание.

Задаю

домашнее

задание

слайд 13.

Изучить §

20, выполнить

задание

№4 в рабочей

тетради.

Составить

кроссворд

о

водорослях ( по желанию).

Записывают

домашнее

задание

Приложение 1.

Критерии оценки:

Самостоятельно справился с заданием – 2 балла.

Испытывал трудности, обращался за помощью, при выполнении заданий. – 1 балл.

Не справился с заданием – 0 баллов.

№ этапа

Этапы работы на уроке

Самооценка

1.

Определение темы и цели урока, составление плана урока по теме.

2.

Реализация плана. Изучение строения и процессов жизнедеятельности

водорослей.

3.

Работа в паре по выполнению задания.

4.

Вставьте пропущенные слова в текст.

5.

Общий балл.

Перевод баллов в отметку: 7-8 баллов – отметка «5»

5-6 баллов – отметка «4»

4 балла – отметка «3»

Приложение 2.

1.Помогает передвигаться. А. Хроматофор.

2. Происходит фотосинтез. Б. Сократительные вакуоли.

3. Различает свет. В. Клеточная оболочка.

4. Удаление воды и ненужных веществ. Г. Светочувствительный глазок.

5. Защищает клетку. Д. Жгутики.

Приложение3

На схеме показано размножение хламидомонады. Какие формы размножения показаны под буквой А и Б? Объясните, как происходит

бесполое и половое размножение у хламидомонады. Можно использовать текст учебника на стр. 110

Приложение 4.

Задание № 7.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные термины.

Водоросли это_______________, т.к. имеют ___________ . В основе питания лежит процесс _____________. Главная среда обитания

_____________. Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма,

хлоропласты

и

_______________.

Различают

одноклеточные

и

многоклеточные

водоросли,

тело

которых

называют

___________. Как все живые организмы во время дыхания они поглощают ______________,а выделяют _________________.

Термины: фотосинтез, водная, растения, слоевище, хлоропласты, вакуоли, кислород, углекислый газ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Балашова, Н. Б. Водоросли / Н.Б. Балашова, В.Н. Никитина. - М.: Лениздат, 1989

2.

Гарибова Л.В. и др. Водоросли, лишайники и мохообразные. - М.: Мысль, 1998

3.

Гуленков Н.И. Тестовые задания по биологии 6 класс.- М:- Вентана-Граф, 2012

4.

Драчук С.В. Расширение сфер практического использования водорослей в хозяйственной деятельности/Биология в школе № 8-2014

5.

Мухин, В. А. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы / В.А. Мухин, А.С. Третьякова. - М.: Феникс, 2013

6.

Пономарева И.Н. Биология 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/, М.:-Вентана-Граф, 2011

7.

Пономарева И.Н. и др. Методическое пособие. Биология 6 класс.. М.: -Веннтана-граф.2011

8.

Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику Биология 6 класс/.- М.: Вентана- Граф,2011

9.

Смелова В.Г. Путешествие в мир водорослей/Биология 1 сентября №1-2003

10. Федоров А.А. Жизнь растений. Том 3. Водоросли, Лишайники. М.:-Просвещение, 1976



В раздел образования