Автор: Петрова Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "ООШ №32"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Миасс, с. Черновское
Наименование материала: Классный час
Тема: Головоломки
Раздел: среднее образование
Классный час «Головоломки»
Цель: развивать интеллектуальные способности, расширить кругозор
Задачи:
Образовательная: содействовать развитию познавательных интересов.
Развивающая:
1.Формировать устойчивую мотивацию к учению, как жизненно важному процессу.
2.Развивать индивидуальные способности и одарённость ребёнка.
Воспитательные: воспитывать желание узнать ещё больше.
В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных
профессий.
Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Головоломка — это один из лучших способов развития интеллектуальных способностей. При
решении
головоломок
происходит
развитие
логического
и
стратегического
мышления,
пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию. Значит,
математическое мышление возможно формировать не только на уроках математики, а также и в
свободное от учёбы время.
Игры – головоломки известны очень давно. Они привлекают разнообразными формами,
позволяют с пользой провести свободное время, проверить свои интеллектуальные способности,
отличаются необычностью решения. При их решении проявляется упорство, настойчивость,
целеустремлённость. Решение головоломок - прекрасный способ с пользой провести свободное
время, тренируя при этом свою логику и смекалку.
Головоломка —
непростая
задача,
для
решения
которой,
как
правило,
требуется
сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих
манускриптах и в других исторических памятниках. Эпохой расцвета в средневековой истории
головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной
нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время
появилась и первая книга головоломок в Европе — сборник ирландского просветителя Алкуина
«Задачи для развития молодого ума».
Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков.
Благодаря деятельности американца Сэма Лойда и англичанина Генри Дьюдени головоломки
проникли во многие периодические издания, стали популярны среди широких слоев населения. Лойд
долгое время считался автором популярнейшей во всем мире головоломки «Пятнашки» (в
действительности изобретённой Ноем Палмером Чепмэном из Канастоты).
1
Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё
Рубиком знаменитого кубика.
Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и
инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке
кубика. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке
появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе,
развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в
целом.
Виды головоломок:
1.
Устные головоломки;
2.
Головоломки с предметами;
3.
Механические головоломки;
4.
Печатные головоломки;
5.
Компьютерные головоломки.
«Колумбово яйцо»
Словосочетание «Колумбово яйцо» отлично известно в европейских странах. Появилось оно
после публикации сочинения другого итальянского исследователя Джироламо Бенцони в 1565 году.
Он издал труд под названием «История Нового Света». В книге описан случай, произошедший на
приеме у кардинала Мендосы. За трапезой Христофор Колумб поведал ему о том, как открыл
Америку. На что один мужчина, сидевший за столом, заявил, что сделать это, по его мнению,
довольно просто. В ответ Колумб предложил решить другую легкую задачку – вертикально
поставить на стол яйцо. Все старания оппонента первооткрывателя закончились фиаско. Тогда
Христофор Колумб отобрал яйцо, стукнул его нижнюю часть, придавил скорлупу и поставил яйцо на
поверхность стола со словами: «Да это и впрямь достаточно просто.
2
Это и стало поводом для появления иносказательного выражения «Колумбово яйцо»,
обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения.
Головоломка, получившая название «Колумбово яйцо», внешне похожа на него. Это – овал. Он
схематически делится на десять различных частей. А затем разрезается таким образом, что
получается два больших и два маленьких классических треугольника, четыре элемента, похожих на
треугольники, но с закругленными основаниями, два четырехугольника, один из которых также
имеет закругленную сторону
Из этих элементов создаются различные силуэты – предметы, птицы, животные, абстрактные
картинки. Черепахи, пингвины, утки, голуби – это, пожалуй, самые популярные герои такой
головоломки. А вот вариантов создания их бессчетное множество.
Несмотря на всю кажущуюся простоту технологии, такая игра заставляет включать
воображение, анализировать. С ее помощью формируется пространственное представление. Для
игры используются как однотонные, так и цветные элементы. Вторые рекомендуются для детей
более старшего возраста, которые уже способны не просто складывать фигуры, но и создавать
разноцветные картины.
Правила игры:
1.
Создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой;
2.
Части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы не перекрывали друг друга.
«Танграм»
Танграм, возможно, ведёт своё происхождение от яньцзиту — вида мебели, появившегося во
времена империи
Сун.
Как
мебель
яньцзиту
претерпела
некоторые
изменения
за
время
правления династии Мин, а в дальнейшем превратилась в набор деревянных фигурок для игры.
Хотя танграм часто считают изобретением глубокой древности, первое печатное упоминание о
нём
встречается
в
китайской
книге,
изданной
в 1813
году и
написанной,
очевидно,
в
правление императора Цзяцина.
Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу XIX столетия, когда эти
головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр,
3
подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится
в шёлковом футляр.
Слово «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем
президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».
Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась
китайская книга с 323 задачами.
У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга,
содержащая задачи и решения. Фотографии этого набора содержатся в книге Джерри Слокума The
Tangram Book.
Книга Сэма Лойда «Восьмая книга Тан» (англ. The Eighth Book Of Tan), вышедшая в 1903 году,
содержит вымышленную историю танграма.
Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его
соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в
соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических
изображений хаоса и принципа “инь и ян”. Затем следуют простейшие формы жизни, по мере
продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в
различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель,
одежда и архитектурные сооружения.
Танграм состоит из 7 частей, полученных в результате разрезания квадрата. Фигуры входящие
в состав танграма, это 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), параллелограмм и
квадрат (рис. 14). Из такого небольшого количества деталей можно получить огромное количество
разнообразных фигур (рис. 15) – подсчитано, что вариантов более 7000.
Правила игры:
1.
Из деталей нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры,
геометрической фигуры;
2.
Собранная фигура должна включать все 7 частей;
3.
Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга;
4.
Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.
4
«Ханойская башня»
В XIX веке была очень популярна одна головоломка, которую придумал математик Франсуа
Эдуард Анатоль Люка (François Édouard Anatole Lucas) из колледжа Сен-Луи (Saint Louis).
Она была выполнена в форме игрушки и продавалась в качестве развлечения. И носила
странное название «Профессор Claus из колледжа Li-Sou-Stian». Пытливые умы еще до решения
задачи разгадали первую загадку еще в названии — это анаграмма, скрывающая настоящую
фамилию создателя игры и названия колледжа: Lucas и Saint Louis.
Как и у любой игры, у нее была легенда и красивое название — Ханойская башня.
Легенда.
Легенда гласит, что в Великом храме города Бенарас, под собором, отмечающим середину
мира, находится бронзовый диск, на котором укреплены 3 алмазных стержня, высотой в один локоть
и толщиной с пчелу. Давным-давно, в самом начале времён, монахи этого монастыря провинились
перед богом Брахмой. Разгневанный, Брахма воздвиг три высоких стержня и на один из них
возложил 64 диска, сделанных из чистого золота. Причем так, что каждый меньший диск лежит на
большем.
Как только все 64 диска будут переложены со стержня, на который Брахма сложил их при
создании мира, на другой стержень, башня вместе с храмом обратятся в пыль и под громовые
раскаты погибнет мир.
Легенда о Храме Варанаси была придумана Люка, чтобы заинтересовать публику.
Игрушка состояла из 3 стержней и 8 дисков разного размера, которые могут надеваться на
любой стержень. Диски расположены аккуратной стопкой в порядке возрастания размера на одном
стержне, наименьший наверху, образуя форму пирамиды.
Задача головоломки - переместить всю пирамиду из 8 дисков за наименьшее число ходов на
другой стержень, соблюдая простые правила. Поняв правила, мы сможем применить их к любому
количеству дисков.
Правила игры:
1.
Одновременно можно перемещать только один диск;
2.
Каждый ход нужно брать верхний диск из одной стопки и помещать его поверх другой
стопки;
3.
Больший диск всегда ниже меньшего диска;
4.
Нельзя откладывать диск в сторону, только на другой стержень.
5