Напоминание

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. ПРИЁМ "АССОЦИАЦИИ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ" НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА ИЗ УМК "АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ 6"


Авторы: Иванова Елена Владимировна, Бектемирова Альбина Владимировна
Должность: учителя английского языка
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Бугровский ЦО №3"
Населённый пункт: п. Бугры, Ленинградская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. ПРИЁМ "АССОЦИАЦИИ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ" НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА ИЗ УМК "АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ 6"
Раздел: среднее образование





Назад




Иванова Е.В., к.п.н.,

учитель иностранных языков,

Бектемирова А.В.,

учитель иностранных языков,

МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО №3»

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. ПРИЁМ

«АССОЦИАЦИИ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ»

(НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА ИЗ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ 6»)

В современной школе особенно актуальным является вопрос овладения

учеником смысловым чтением, то есть способностью понимать текст,

анализировать

его,

сравнивать

полученную

информацию,

вносить

коррективы и создавать собственные тексты. Владеющий смысловым

чтением ученик, демонстрирует как развитую устную речь, так и речь

письменную.

Особенно

важным

умением

становится

практическое

осмысление полученной из текста информации.

Отметим, что многие исследователи (Григорьева А.К., Дегтярёва И.В.,

Кокарева З.А., Муштавинская И.В., Рачило С.А., Романичева Е.С., Рубан

Е.П., Соболева О.В. и др.) рассматривают вопросы развития смыслового

чтения в контексте использования технологии критического мышления,

читательской культуры в целом, проектной деятельности и кейс-метода.

В данной статье мы рассмотрим применение приёма «Ассоциации и

предположения» на примере текста из УМК «Английский в фокусе 6»,

используемого в нашей образовательной организации.

Суть данного приёма заключается в работе учеников с заголовком

текста на предтекстовом этапе, обсуждении его содержания, опираясь

только на название, предположении, из каких источников мог быть взят этот

фрагмент.

Так, в УМК «Английский в фокусе 6» мы работали, например, с

текстом The Highland Games, содержание которого приведём ниже:

Many highland games take place all over Scotland every year. The most

famous meeting is in Braemar, a small village in the Scottish Highlands. The

games are always on the first Saturday in September. Many athletes travel to

Scotland each year to take part in the games. They compete in events like the

hammer throw, shot put and the hill run. There are also music and dancing

competitions. Marching bands perform for the crowds. They wear traditional

clothing and play the bagpipes. The most popular event of the day is the 'tug of

war'. Two teams hold onto a rope and try to pull the other team over the line.

'Tossing the caber' is also popular. The athletes have to run holding a heavy tree

trunk, the caber, upright. Then, they stop and throw it towards the sky. Tickets

always sell out months before the games start. It’s a great day out for all the

family.

Ученики наших групп были разделены на команды. Каждой из них

были розданы карточки c названием текста. Задание заключалось в том,

чтобы дети записали в свободные ячейки свои ассоциации с данным

словосочетанием:

The Highland Games

Второе задание заключалось в выборе наиболее вероятного ответа и

предложении своего собственного.

The text is about…

A. Sport

B.

Movie

C.

Football

D. Book

Третье задание заключалось в выборе картинки одного или нескольких

источников, откуда мог быть взят этот текст. Предположения были основаны

только на названии The Highland Games.

A journal

A newspaper

A diary

В результате нами были получены следующие ассоциации:

The Highland Games

sport

competitions

Scotland

teams

winner

Каждая команда предлагала свои варианты. Большинство ответов на

второе задание были sport и movie.

The text is about…

A. Sport

B.

Movie

C.

Football

D. Book

В ответ на третье задание ученики предположили, что текст мог быть

опубликован в газете, как освещение спортивного мероприятия или обзор

фильма.

A journal

A newspaper

A diary

Таким образом, считаем, что данный приём помогает развивать логику,

внимание детей, языковую догадку и увеличивать скорость мышления.

Выполняя данные задания, ученики проявили интерес к дальнейшему

изучению текста и занятию в целом. Обучающиеся 6 классов были уже

подготовлены к восприятию содержания информации текста. Помимо этого,

ученики работали в группах. Каждый член команды должен был в

обязательном порядке представить свою идею. Это было одним из условий,

поставленных перед ними. Этот этап урока показал активную работу детей в

группах и их активную мыслительную деятельность.

Литература:

1. Ваулина Ю.Е., Дули Д. и др. Английский язык. 6 класс: учеб. для

общеобразоват. организаций. – М: Просвещение, 2020. – 144 с. : ил. –

(Английский в фокусе).

2. Григорьева, А. К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и

практика [Электронный ресурс] [Текст] : учебное пособие. - 2-е издание,

стереотипное. - Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2016. - 174 с.

3. Дегтярева, И. В. Использование технологии критического мышления в

обучении смысловому чтению // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С.

13-16.

4. Кокарева, З. А. Формирование младшего школьника как грамотного

читателя. - Вологда : Вологодский институт развития образования, 2021.

5. Муштавинская, И. В. Интеллектуальный конструктор: ступени к проекту.

Программа метапредметного курса. 5–9 классы. - Москва : Русское слово -

учебник, 2021.

6. Рачило, С. А. Кейс-метод как средство развития навыков смыслового

чтения / С. А. Рачило // Масловские чтения (18; 2020; Мурманск). XVIII

Масловские чтения : сборник научных статей. - Мурманск : МАГУ, 2020. - С.

254-260.

7. Романичева, Е. С. Читательская культура в современном обществе [Текст] :

формирование

и

социально-педагогическая

поддержка

/

под

ред.

Романичевой Е. С., Пранцовой Г. В. - Москва : Совпадение, 2013.

8. Рубан, Е. П. Проектная деятельность как инструмент развития смыслового

чтения / Е. П. Рубан, В. А. Степанова, Н. Ю. Чулкова // Молодежный вестник

Санкт-Петербургского государственного института культуры : сборник

статей аспирантов, магистрантов, студентов. - Санкт-Петербург : СПбГИК,

2018. - № 2(10), С. 175-177.

9. Соболева, О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст –

М. 2012.



В раздел образования