Автор: Григорь Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3 имени А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Межпредметный подход на уроках родной русской литературы в 9 классе"
Раздел: среднее образование
Межпредметный подход на уроках родной (русской) литературы в
9 классе
Сочинение-рассуждение ОГЭ включено в аттестацию по русскому
языку, чтобы проверить способность старшеклассников писать тексты-
рассуждения: формулировать тезис, аргументировать свою точку зрения.
Уже в 5-ом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с типами
речи. Учитель обращает внимание детей на основную мысль, композицию,
языковые
средства.Учениками-шестиклассниками
тема
«Типы
речи»
воспринимается как хорошо знакомая. Они легко выполняют устные и
письменные задания, направленные на создание текста, в основе которого
лежит описание, повествование или рассуждение.
В рабочих программах по русскому языку для 9-хклассов обычно
выделяется
один-два
часа
на
подготовку
к
сочинению-рассуждению.
Действительно, двух уроков достаточно, чтобы напомнить ученикам, что
такое тезис и аргументы, каким образом выстраивать текст этого типа речи.
Однако трудности при подготовке к этой части экзамена у старшеклассников
все же возникают.
Проведение
пробного
ОГЭ
по
русскому
языку
в
Лицее
№3
им. А.С. Пушкина в конце первого полугодия 2020/2021 учебного года
показало, что большинство девятиклассников, выбирая для сочинения тему
9.3,
испытывают
затруднения
при
толковании
слов,
связанных
с
нравственными проблемами, и при комментировании таких отвлеченных
понятий как, например,жестокость. Тем не менее, ученики находили
примеры жестокости в художественном тексте и включали их в сочинение.
Таким
образом,
отвлеченные
существительные,
обозначающие
свойства,
качества,
состояния
человека,
его
поведение,
образ
жизнипредлагаемые разработчиками ОГЭ по русскому языку для толкования
в
сочинении-рассуждении,
старшеклассники
могли
соотнести
с
абстрактными
понятиями,
анализируя
художественное
произведение.
Однако, не используя эти слова активно в речи, испытывали сложности,
определяя их точное семантическое значение.
Требовалась планомерная
работа
с
небольшими
по
объему
художественными
текстами,
затрагивающими морально-этические темы и проблемы: нравственный
выбор, уважение, милосердие и другие.
С одной стороны, старшеклассникам необходимо было наработать
навык определения лексического значения слова через синонимы, антонимы,
ключевые слова, с другой стороны, соотносить рассматриваемые понятия с
контекстом художественных произведений. Такая деятельность оказалась
возможной и необходимой в рамках уроков родной литературы.
Существование межпредметных связей русского языка и родной
литературы
очевидно
при
обращении
к
ФГОС
основного
общего
образования.
К
предметным
результатам
русского
языка
относится«обогащение активного и потенциального словарного запаса …
для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и
стилем общения».Предметные результаты по родной литературе включают в
себя«осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего
дальнейшего
развития;
формирование
потребности
в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога».
Итак, для развития в ученике гармоничной личности, способной к диалогу,
взаимодействию с другими людьми, необходимо, чтобы он обращался как к
словарям,
пополняясвой
словарный
запас,
так
и
к
художественной
литературе, которая помогает осмыслить многие, на первый взгляд,
абстрактные слова, связанные с моральными качествами человека, его
поведением.
Актуальность организации работы учащихся со словарями разных
видов
подтверждается
разработкой
«Методические
рекомендаций
по
формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов
общеобразовательных
учреждений
в
целях
реализации
ФГОС»,
подготовленных Институтом русского языка им. В.В. Виноградова и
направленных Министерством образования и науки РФ в образовательные
организации субъектов федерации (Письмо от 06.05.13 за № 08-535): «Для
формирования умения решать моральные проблемы на основе личностного
выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также
для осознания значения семьи в жизни человека и общества, для понимания
ценностей
семейной
жизни
важно
учитывать
общепринятые
нормы
нравственности». При этом, по мнению авторов методических рекомендаций,
это невозможно без выработки навыков смыслового чтения, потребности
точно понимать значения употребленных в тексте слов и выражений.
Каждый урок родной литературы у девятиклассников во втором
полугодии 2020/2021 учебного года в Лицее №3 им. А.С. Пушкина начинался
со словарной работы. Ученики зачитывали домашнее задание, включающее в
себя толкование трех слов, которые обозначают моральные качества
человека.составленных разных авторами, Нужно было не только уточнить
значение слова, используя толковые словари, но и проанализировать его
существенные признаки, прямое и переносное значение, близкие по смыслу
слова, устойчивые словосочетания. Кроме того, на уроке с помощью учителя
девятиклассники рассматривали структуру словарной статьи, чтобы понять,
какими
способами
можно
дать
толкование
(например,
отсылая
к
производящему слову и актуализируя словообразовательные связи или с
опорой на слова «качество», «поведение», «отношения»).
Важным этапом урока являлась беседа о людях-носителях тех свойств,
о которых шла речь в словарных статьях, с приведением примеров из
собственной жизни.Такая работа была необходима для того, чтобы ученики
начали использовать слова с отвлеченной семантикой в собственной речи в
соответствии с их лексическим значением. Следующий этап урока включал в
себя чтение и анализ небольшого по объему художественного текста,
входящего в программу по родной литературе, связанного мотивами или
темой, срассматриваемыми на уроке морально-этическими понятиями.
Например, рассуждая о героях рассказа А. Платонова «Семен», ученики
использовали слова ответственность, взросление, любовь. Домашнее задание
же
включало
в
себя
словарную
работу,
которая
была
связана
с
проблематикой следующего по программе произведения. Например, перед
обращением к тексту Ю. Яковлева «Вратарь», ученикам нужно было дать
толкование словамдружба, преданность, бескорыстие.
Благодаря такому подходу ученики смогли включить слова с отвлеченной
семантикой в свой активный словарный запас. На уроках родной литературы
они анализировали поднимаемые авторами в художественных произведениях
нравственные проблемы с использованием существительных с отвлеченным
значением, точно понимая их лексическое значение.