Напоминание

"Межпредметный подход на уроках родной русской литературы в 9 классе"


Автор: Григорь Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3 имени А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Межпредметный подход на уроках родной русской литературы в 9 классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Межпредметный подход на уроках родной (русской) литературы в

9 классе

Сочинение-рассуждение ОГЭ включено в аттестацию по русскому

языку, чтобы проверить способность старшеклассников писать тексты-

рассуждения: формулировать тезис, аргументировать свою точку зрения.

Уже в 5-ом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с типами

речи. Учитель обращает внимание детей на основную мысль, композицию,

языковые

средства.Учениками-шестиклассниками

тема

«Типы

речи»

воспринимается как хорошо знакомая. Они легко выполняют устные и

письменные задания, направленные на создание текста, в основе которого

лежит описание, повествование или рассуждение.

В рабочих программах по русскому языку для 9-хклассов обычно

выделяется

один-два

часа

на

подготовку

к

сочинению-рассуждению.

Действительно, двух уроков достаточно, чтобы напомнить ученикам, что

такое тезис и аргументы, каким образом выстраивать текст этого типа речи.

Однако трудности при подготовке к этой части экзамена у старшеклассников

все же возникают.

Проведение

пробного

ОГЭ

по

русскому

языку

в

Лицее

№3

им. А.С. Пушкина в конце первого полугодия 2020/2021 учебного года

показало, что большинство девятиклассников, выбирая для сочинения тему

9.3,

испытывают

затруднения

при

толковании

слов,

связанных

с

нравственными проблемами, и при комментировании таких отвлеченных

понятий как, например,жестокость. Тем не менее, ученики находили

примеры жестокости в художественном тексте и включали их в сочинение.

Таким

образом,

отвлеченные

существительные,

обозначающие

свойства,

качества,

состояния

человека,

его

поведение,

образ

жизнипредлагаемые разработчиками ОГЭ по русскому языку для толкования

в

сочинении-рассуждении,

старшеклассники

могли

соотнести

с

абстрактными

понятиями,

анализируя

художественное

произведение.

Однако, не используя эти слова активно в речи, испытывали сложности,

определяя их точное семантическое значение.

Требовалась планомерная

работа

с

небольшими

по

объему

художественными

текстами,

затрагивающими морально-этические темы и проблемы: нравственный

выбор, уважение, милосердие и другие.

С одной стороны, старшеклассникам необходимо было наработать

навык определения лексического значения слова через синонимы, антонимы,

ключевые слова, с другой стороны, соотносить рассматриваемые понятия с

контекстом художественных произведений. Такая деятельность оказалась

возможной и необходимой в рамках уроков родной литературы.

Существование межпредметных связей русского языка и родной

литературы

очевидно

при

обращении

к

ФГОС

основного

общего

образования.

К

предметным

результатам

русского

языка

относится«обогащение активного и потенциального словарного запаса …

для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и

стилем общения».Предметные результаты по родной литературе включают в

себя«осознание значимости чтения и изучения родной литературы для

своего

дальнейшего

развития;

формирование

потребности

в

систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,

гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога».

Итак, для развития в ученике гармоничной личности, способной к диалогу,

взаимодействию с другими людьми, необходимо, чтобы он обращался как к

словарям,

пополняясвой

словарный

запас,

так

и

к

художественной

литературе, которая помогает осмыслить многие, на первый взгляд,

абстрактные слова, связанные с моральными качествами человека, его

поведением.

Актуальность организации работы учащихся со словарями разных

видов

подтверждается

разработкой

«Методические

рекомендаций

по

формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов

общеобразовательных

учреждений

в

целях

реализации

ФГОС»,

подготовленных Институтом русского языка им. В.В. Виноградова и

направленных Министерством образования и науки РФ в образовательные

организации субъектов федерации (Письмо от 06.05.13 за № 08-535): «Для

формирования умения решать моральные проблемы на основе личностного

выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также

для осознания значения семьи в жизни человека и общества, для понимания

ценностей

семейной

жизни

важно

учитывать

общепринятые

нормы

нравственности». При этом, по мнению авторов методических рекомендаций,

это невозможно без выработки навыков смыслового чтения, потребности

точно понимать значения употребленных в тексте слов и выражений.

Каждый урок родной литературы у девятиклассников во втором

полугодии 2020/2021 учебного года в Лицее №3 им. А.С. Пушкина начинался

со словарной работы. Ученики зачитывали домашнее задание, включающее в

себя толкование трех слов, которые обозначают моральные качества

человека.составленных разных авторами, Нужно было не только уточнить

значение слова, используя толковые словари, но и проанализировать его

существенные признаки, прямое и переносное значение, близкие по смыслу

слова, устойчивые словосочетания. Кроме того, на уроке с помощью учителя

девятиклассники рассматривали структуру словарной статьи, чтобы понять,

какими

способами

можно

дать

толкование

(например,

отсылая

к

производящему слову и актуализируя словообразовательные связи или с

опорой на слова «качество», «поведение», «отношения»).

Важным этапом урока являлась беседа о людях-носителях тех свойств,

о которых шла речь в словарных статьях, с приведением примеров из

собственной жизни.Такая работа была необходима для того, чтобы ученики

начали использовать слова с отвлеченной семантикой в собственной речи в

соответствии с их лексическим значением. Следующий этап урока включал в

себя чтение и анализ небольшого по объему художественного текста,

входящего в программу по родной литературе, связанного мотивами или

темой, срассматриваемыми на уроке морально-этическими понятиями.

Например, рассуждая о героях рассказа А. Платонова «Семен», ученики

использовали слова ответственность, взросление, любовь. Домашнее задание

же

включало

в

себя

словарную

работу,

которая

была

связана

с

проблематикой следующего по программе произведения. Например, перед

обращением к тексту Ю. Яковлева «Вратарь», ученикам нужно было дать

толкование словамдружба, преданность, бескорыстие.

Благодаря такому подходу ученики смогли включить слова с отвлеченной

семантикой в свой активный словарный запас. На уроках родной литературы

они анализировали поднимаемые авторами в художественных произведениях

нравственные проблемы с использованием существительных с отвлеченным

значением, точно понимая их лексическое значение.



В раздел образования