Автор: Шерстнева Ольга Геннадьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ЧОУРО "НЕРПЦМП" "Арзамасская православная гимназия"
Населённый пункт: город Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к повышению эффективности обучения на уроках истории"
Раздел: среднее образование
О.Г. Шерстнева
Г. Арзамас
Современные подходы к повышению эффективности обучения
на уроках истории
Мы живем во времена стремительных перемен. СМИ изливают на нас
поток разнообразной информации, в котором бывает не легко разобраться
взрослому и опытному человеку. Что же говорить о детях, которые зачастую
идя по пути наименьшего сопротивления воспринимают информацию
пассивно, без оценочно.
Поиск путей, которые способствовали бы повышению эффективности
обучения, воспитанию критически мыслящих, имеющих свое собственное
мнение учеников особенно актуально в настоящее время.
В этом вопросе мы идем в ногу с действующими и обновленными
образовательные
стандартами,
которые
ставят
перед
школой
задачу
подготовки обучающегося способного адаптироваться к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
владеющего приемами учебного сотрудничества и социального
взаимодействия;
умеющего выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений
и
процессов,
анализировать,
систематизировать
информацию
различных видов;
самостоятельно
работать
над
развитием
нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
Системно-деятельностный
подход,
основанный
на
теоретических
положениях концепций Л.С. Выгоцкого, А.Н. Леонтьева, Д.Б Эльконина, П.Я
Гальперина исходит из положения о том, что психологические способности
человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности
во внутреннюю. Поэтому развитие учащихся напрямую зависит от того как
организована учебная деятельность.
Чтобы
мотивировать
подростка,
учащегося
основной
школы,
к
обучению нужны новые подходы. Занимательность, необычное изложение
учебного материала, использование познавательных игр, дискуссий и споров,
анализ жизненных ситуаций, развитие самостоятельности и самоконтроля
ученика.
Все эти задачи могут быть реализованы на уроках истории в условиях
активной
деятельности
учащегося
при
использовании
учителем
информационно-коммуникативных методов обучения.
Каждый этап урока можно организовать по-разному. Выбор средств
и методов зависит от содержания материала, уровня развития учащихся
и предпочтений учителя.
На стадии вызова,
согласно технологии развития критического
мышления, для активизации познавательной деятельности ребят, пользуется
успехом просмотр видеофрагментов из документальных и художественных
фильмов. Так как ученики, работая с таким источником лучше усваивают
информацию
и
пытаются
сами
анализировать
видеофрагменты
с
историческими текстами. Можно использовать как отрывки из культовых
советских фильмов, таких как «Александр Невский», «Иван Грозный», или
юмористических фильмов «Иван Васильевич меняет профессию». Фильмы
могут стать отправной точной для развертывания дискуссии, например,
насколько
достоверны
современные
фильмы
о
войне.
Историческая
кинохроника позволит окунуться в эпоху на уроке, воочию увидеть
коронацию Николая Второго, или Парад на Красной площади в 1945 году.
Часто на уроках истории на стадии осмысления используются
исторические карикатуры. Так как карикатура создает у школьников
эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает возможность поразмышлять о
том или ином историческом периоде, формирует у учащихся умение
устанавливать
причинно-следственные
связи
событий,
способствует
воспитанию патриотизма и гражданственности.
Таким образом, карикатура как средство наглядности, представляет
собой крайне любопытный предмет исследования. Помимо хорошо знакомых
карикатур,
например,
работы
творческого
объединения
советских
художников Кукрыниксы, можно обратить свой взор на работы датского
художника карикатуриста
Херлуфа Бидструпа
и его работы «Культ
личности», «Плата за мир» и т.д.
Так как на уроках истории приходится сталкиваться с огромными
объемами информации, для их систематизации традиционно используются
на уроках таблицы, схемы, фишбоуны. Самым распространённым приёмом
является «Кластер-технология» Этот приём может быть применён на стадии
вызова, когда мы систематизируем информацию, или на стадии рефлексии:
исправление неверных ответов.
У современных подростков, которых педагоги и психологи называют
«визуалами»,
«зумерами»
способы
систематизации
знаний
меняются.
Поэтому актуален прием «Социальная страница».
Так как социальная страница содержит много элементов, заполняя
которые ученик может познакомиться с биографией исторического лица, его
взглядами,
деятельностью.
Заполняя
виртуальную
страницу
Петра
Аркадьевича Столыпина на уроке истории в 9 классе, в качестве статуса
было подобрано высказывание, не потерявшее актуальности и сейчас: «Им
нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
В
минуту
отдыха
на
уроке
можно
провести
не
только
физкультминутку, но и потренировать свой речевой аппарат. Метод
«Историческая скороговорка» - «Фридрихгамский мир заключили со
Швецией, а Кючук-Кайнаджирский с Турцией».
В условиях дистанционного обучения на помощь учителю приходят
ЭОР и образовательные платформы. Для удаленной совместной творческой
деятельности прекрасно подойдет ресурс «Google презентации», конструктор
сайтов «Wix». В современных условиях актуально применить метод
«Перевернутый урок», разработанный в 2006 году Аароном Саннсоном и
Джонатаном
Бергманон. Так
в
«перевернутом»
уроке
изучение
теоретического материала и выполнение домашнего задания меняются
местами. Ученики изучают новый материал в качестве домашнего задания.
Время же на уроке посвящено обсуждениям, интерактивным упражнениям и
самостоятельной работе, которая раньше выполнялась бы дома – все под
руководством преподавателя, который присутствует и готов ответить на
любые вопросы, которые могут возникнуть. Этот метод настраивает ученика
на успех.
Подобные приемы способны повысить эффективность обучения на
уроках истории, положительно влияют на мотивацию. Они украшают урок,
не заменяя при этом каждодневного кропотливого труда по изучению
истории государства Российского.
Литература
1.
Даутова О. Б. Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в
профильном обучении: С-Пб.: КАРО, 2016.
2.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности
школьников. М.: Сентябрь, 2020.
3.
Новикова И. Этапы познания: Организация проблемного обучения. Газета
изд. дома «Первое сентября». 2019. №4.