Автор: Зорина Ольга Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24
Населённый пункт: город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование математической грамотности школьников"
Раздел: среднее образование
«Формирование математической грамотности школьников –
путь к успеху»
Зорина Ольга Васильевна,
учитель математики МБОУ СОШ №24,
г. Абакан, Республика Хакасия
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше, без помощи учителя».
Элберт Хаббард
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все
изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать и
применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это
«способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах
жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Одним из ее видов является математическая грамотность.
Математическая
грамотность
–
это
способность
человека
мыслить
математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для
решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя
понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и
предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21
веке»
«Математическая грамотность – способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину».
Модель математической грамотности.
Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку
особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные
задачи,
характерные
для
традиционных
систем
обучения
и
мониторинговых
исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации,
представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся
средствами математики.
Основа организации исследования математической грамотности включает три
структурных компонента:
контекст, в котором представлена проблема;
содержание математического образования, которое используется в заданиях;
мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в
котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её
решения.
Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки,
представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации.
Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырём
категориям:
пространство
и
форма,
изменение
и
зависимости,
количество,
неопределённость и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих
при взаимодействиях с повседневными явлениями. Название каждой из этих категорий
отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику
содержания заданий, относящихся к этой области.
– изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием
зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим
материалом;
– пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским
геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
– количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в
программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;
–
неопределённость
и
данные
–
задания
охватывают
вероятностные
и
статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов
статистики и вероятности.
Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем
используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать,
которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися:
– формулировать ситуацию на языке математики;
– применять математические понятия, факты, процедуры;
– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
В определении «математической грамотности» основной упор сделан на
функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические
знания для удовлетворения различных потребностей (личных и общественных).
Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности обучающихся
использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего
решения различных подходов и размышлений.
Сущность понятия «грамотности» определяется тремя признаками:
пониманием роли математики в реальном мире,
высказыванием обоснованных математических суждений,
использованием математики для удовлетворения потребностей человека.
Обучающиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В
зависимости
от
сложности
задания
выделены
три
уровня
математической
компетентности:
уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень
рассуждений.
Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в
знакомой
ситуации
известных
фактов,
стандартных
приемов,
распознавание
математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение
известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми
выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной
деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же
знакомы обучающимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени.
Содержание
задачи
подсказывает,
материал
какого
раздела
математики
надо
использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует
больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей
между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление
связей между данными в условии задач.
Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего
уровня.
Для
решения
задач
этого
уровня
требуются
определенная
интуиция,
размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование
знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма
действий. Задания, как правило, включают больше данных, от обучающихся часто
требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать
полученные результаты.
Развивать математическую грамотность надо постепенно. Регулярно включать в ход
урока
задания
на
«изменение
и
зависимости»,
«пространство
и
форма»,
«неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
Как игровой момент на уроке;
Как проблемный элемент в начале урока;
Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
Как задание для смены деятельности на уроке;
Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость
изучения какого либо понятия на уроке;
Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти
аргументы для её защиты;
Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответветствии с какой то
образовательной технологией;
Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по
развитию математического мышления;
Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические
викторины;
Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для
внеклассного мероприятия в рамках декады математики.
Для выполнения заданий требуется относительно небольшой объем знаний и
умений, которые необходимы для математически грамотного современного человека.
К ним отнесены:
пространственные представления;
пространственное воображение;
свойства пространственных фигур;
умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную
в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей),
характерную для средств массовой информации;
умение работать с формулами;
знаковые и числовые последовательности;
нахождение периметра и площадей нестандартных фигур;
действия с процентами;
использование масштаба;
использование статистических показателей для характеристики реальных явлений
и процессов;
умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы,
времени, скорости) и др.
Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как она пригодится
им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им в повседневной жизни?
Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связь математики с их будущей
профессией, изменить их эмоционально-чувственное отношение к предмету позволяют
задачи прикладного характера.
Вот лишь несколько примеров заданий:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сегодня
учитель
перестал
быть
для
ученика
«единственным
источником
информации». Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его,
сделать его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка на
беспокоящую его проблему – вот задача для современного учителя.
Новое время потребовало от учителя освоить современные активные технологии и
активно их применить на своих уроках. Современный ученик прекрасно владеет
информационными технологиями, легко разбирается в технике. Поэтому нам всем
нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять,
понимать, анализировать, т.е. для формирования практических навыков у учеников.
Наша задача направить их знания и умения в нужном направлении, подсказать, как
добыть те или иные знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись
интересом к познанию.
«Поэтому обучающиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к
любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им
возможно, придётся столкнуться в будущем».
Так ЧЕМУ УЧИТЬ:
читать и понимать различные тексты;
работать с информацией, представленной в различной форме;
использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-
познавательных и учебно-практических задач
«Красоту математики можно увидеть глазами, можно почувствовать сердцем, но
объять ее можно только умом»