Автор: Фомина Галина Георгиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Кадетская школа
Населённый пункт: Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: Эффективное использование метода проекта в обучении иностранным языкам в школе .
Раздел: среднее образование
Проектная методика в обучении иностранным языкам в школе .
Введение
Метод проектов является одной из актуальных технологий
позволяющих учащимся применить накопленные знания по иностранному
языку.
Большой вклад в разработку метода проектов внесли зарубежные
педагоги Г.Н. Килпатрих, Р. Штайнер, отечественные педагоги Е.С. Полат,
М.Ю. Бухаркина, С.Т. Шацкий, зарубежные методисты Т. Блур, Р. Джордан,
М. Дж. Сент-Джон и психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдов.
Применяя метод проектов в области иностранного языка, учащиеся
расширяют свой кругозор, границы владения языком, получают опыт от
практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и
слушать, понимать друг друга при защите проектов. Этот вид работы полезен
для учащихся и самого учителя. Чтобы учащиеся воспринимали язык как
средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить
их со страноведческой тематикой, важно искать способы включения их в
активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать
особенности функционирования языка в новой для них культуре. Все это
расширяет кругозор учащихся, активизирует их деятельность, творчество,
способствует проведению исследовательской работы, улучшает знание
иностранного языка.
Метод проектов это комплексный обучающий метод, который позволяет
индивидуализировать
учебный
процесс,
дает
возможность
учащемуся
проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей
деятельности. Использование данного метода очень актуально, так как новые
стандарты образования требуют личностного подхода в обучении и
3
воспитании. Следовательно, тема исследования «Роль проектной работы в
обучении иностранному языку» - актуальна.
Цель исследования: – выявить значения и функции проектной работы.
Объект исследования: – процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования: – метод проектов в обучении иностранному
языку.
Гипотеза исследования: – если выявить и учесть особенности
использования метода проектов на уроках иностранного языка, то процесс
обучения будет более эффективным.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические положения педагогики, психологии и методики по
проблеме применения метода проектов на уроках иностранного языка;
2) раскрыть сущность метода проектов в обучении иностранному языку;
3) выявить особенности организации обучения иностранному языку на
основе метода проектов;
4) проанализировать опыт работы над проектом «Круги обучения».
4
Теоретические основы использования метода проектов на уроке
иностранного языка
Метод
проектов
в
последнее
время
приобретает
все
больше
сторонников. Определение метода проекта, данное Е.С. Полат предполагает
разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического
продукта, изделия. При этом имеется в виду разработка не только главной
идеи, но и условий ее реализации. В последнее годы проектом стали
называть практически любое мероприятие, создание любого продукта даже
без целостной и детальной проработки. Однако следует различать широкое
толкование проекта как понятия и методы проектов.
Метод – это дидактическая категория: совокупность приемов, операций
овладения
определенной
областью
практического
или
теоретического
знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации
процесса познания[15, 73].
Е.С. Полат подчеркивает, что в основе «метода проектов лежит
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умение
самостоятельно
конструировать
своих
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
учащихся
–
индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определенного отрезка времени» [14, 46].
Метод проектов возник еще в начале века [10, 24] когда умы педагогов
философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития
активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто
запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь
применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж.
5
Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и
творческой совместной деятельности детей при решении одной общей
проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей. Именно
поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблема,
как правило, была чисто прагматичной. Ее решение позволяло реально
увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог,
также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в
решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он
должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его
жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на
практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира
главным образом потому, что он позволяет, ограниченно интегрировать
знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает
возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом
новые идеи.
По мнению Г. Н. Килпартика метод проектов – «это метод
планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с
разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной
обстановке» [10, 69].
Значительный вклад в развитие проектного метода обучения внесли
отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С.
Макаренко, Е.П. Коганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В. Н. Шульгин.
В
своих
дидактических
трудах
П.Ф.
Каптерев
утверждал,
что
необходим такой метод преподавании, который бы, с одной стороны,
способствовал прочному и быстрому усвоению знаний, а с другой – вел бы к
разностороннему развитию учащегося. При этом он считал, что «обучение
должно основываться на естественном ходе развития человека, должен
пробуждать чувственный разум человека» [18, 31].
6
В работах М.В. Крупениной, Е.Г. Коганова, Н.К. Крупской метод
проектов
рассматривается
как
метод,
комплексно
реализующий
ряд
принципов: самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых. Учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход
[31, 78].
В.Н. Шульгин придавал большое значение использованию в школе
активных методов. Проектная система мыслилась В.Н. Шульгиным как
синтезированная форма, призванная вывести школу на качественно новый
этап развития, обеспечивающая новые формы организации физического и
умственного труда, а также разнообразной деятельности [29, 84].
В своих исследованиях отечественные педагоги рассматривали метод
проектов как средство:
-
всестороннего
упражнения
ума
и
развития
мышления
(П.Ф.
Каптерев);
- развития творческих способностей (П.П. Блонский);
-
развития
самостоятельности
и
подготовки
школьников
к
самостоятельной трудовой жизни (А.С. Макаренко);
- слияние теории и практики в обучении (Е.Г. Коганов, М.В.
Крупенина, В.В. Игнатьева, В.Н. Шульгин).
Охарактеризуем
понятия
«проект»,
«метод
проектов».
Термин
«проект» в переводе с латинского projection означает «бросание вперед».
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного
объекта, состояния [23, 55]. По определению Н.В. Лаптевой, проект – это
замысел,
разработанный
план
устройства
чего-либо;
способ
целенаправленного изменения технических, социально – экономических,
социальных систем. В последнем значении речь идет о проекте как способе
инновационной
деятельности
(инновационном
проекте),
содержащим
оформленный комплекс инновационных идей, стратегии их реализации, а
также описание конкретных механизмов и этапов осуществления проекта
[10, 19].
7
Согласно Н.В. Матяш, метод проектов – это система обучения, гибкая
модель организации учебного процесса, ориентирования на самореализацию
личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических
возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе
создания
под
контролем
учителя
новых
продуктов,
обладающих
субъективной
или
объективной
новизной
и
имеющих
практическую
значимость [9, 31].
С точки зрения И.Д. Чечель, метод проектов – это педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их
применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Активное включение школьника в создании тех или иных проектов дает ему
возможность
осваивать
новые
способы
человеческой
деятельности
в
социокультурной среде [32, 51].
Российские психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов
пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте
является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для
ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется
стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех
происходящих
в
школе
событиях,
тяга
к
поиску,
исследованию,
к
самореализации. Именно метод проектов, как одна из форм учебной
деятельности,
способен,
по
мнению
современных
отечественных
и
зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно
значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий
потенциал,
проявить
свои
исследовательские
способности,
фантазию,
креативность, активность, самостоятельность [24, 38].
Преимущества использования метода проектов
Изучение условий эффективности метода проектов остается до
некоторой
степени
открытым
вопросом,
прежде
всего,
по
причине
8
недостаточно широкого масштаба внедрения технологии в педагогическую
практику. Однако, исследователи метода проектов, изучая его как целостную
систему, а также педагоги, использующие его в своей практике, так или
иначе обращаются к вопросу факторов и условий его эффективного
применения.
В данном исследовании мы попытались рассмотреть указанный метод
в
связи
со
спецификой
учебного
предмета
и
определить
условия
эффективности
использования
проектной
методики,
характерные
для
обучения иностранному языку в средней школе.
Опираясь на анализ информации, полученной в ходе практики и в
беседах с педагогами, было решено, прежде всего, обратиться к такой важной
составляющей реализации метода проектов в учебном процессе, как роль
учителя
в
проектной
деятельности,
его
цели
задачи
и
характер
педагогического общения.
Учителю необходимо выработать широкий спектр тем, которые
позволят
каждому
ученику
реализовывать
собственные
знания
и
использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Это
позволит ученику осознанно и мотивированно высказываться и работать над
проектом, а значит — повысит шансы на успех и мотивацию к учению.
Помимо этого ситуация выбора темы помогает выявить особенности и
интересы
учеников.
Все
это
позволяет
лучше
узнать
коллектив,
скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.
Также
необходима
очень
грамотная
и
гибкая
работа
на
организационном этапе, когда происходит разработка плана будущей
деятельности, выбор методов работы, организация групп, распределение
ролей и др. Педагогу следует учитывать уровень успеваемость по предмету,
межличностные взаимоотношения в коллективе и другие особенности детей.
В процессе работы мы убедились, что использование опорных
материалов и инструкций, а также проведение презентации значительно
облегчило работу над проектом. Однако были заметны пробелы в навыках
9
групповой работы, умении распределить обязанности и выбрать стратегии
действий. Это, на мой взгляд, говорит о необходимости дальнейшего
систематического развития навыков проектной работы, самостоятельности и
активности
детей.
Подобная
работа,
сможет
заметно
повысить
эффективность проектной работы и отношение к ней самих детей. Ведь,
когда все получается – сразу возрастает желание действовать дальше.
Также была отмечена необходимость уделять больше внимания
заключительному,
презентационному
этапу
работы
над
проектом.
Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволит ученикам
более осознанно подойти к работе, в полной мере понять их практическую
значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания
важности результатов и наличия значимых достижений.
Детальное изучение данных, полученных в ходе исследования,
позволяет, таким образом сделать вывод о том, что поставленная нами
гипотеза в основном подтвердилась. Так как, в ходе исследований была
установлено, что учет особенностей конкретного ученического коллектива,
создание ситуации выбора темы и формы работы над проектом, органичное
сочетание различных способов формирования проектных групп, а также
использование опорных материалов (в целях развития навыков проектной
работы) в конечном счете ведет к повышению эффективности использования
метода на уроках иностранного языка.
10
Методика использования проектной технологии
Метод проектов предполагает, с одной стороны, использование
широкого спектра поисковых, проблемных, исследовательских методов,
ориентированных на конкретный практический результат, связанный с
удовлетворением личностных интересов учащихся, а с другой – комплексное
решение проблемы во всем многообразии ее проявлений и условий. В.М.
Филатов выделяет следующие характерные черты метода проектов:
-
наличие
значимой
в
исследовательском
и
личностном
плане
проблемы, требующей применения комплекса знаний, умений и творческих
способностей учащихся;
-
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
(например, доклад на конференции, оформление стенгазеты, обустройство
дома и т.д.);
-
организация самостоятельной групповой (парной, индивидуальной)
деятельности учащихся в урочное и внеурочное время;
-
структурирование содержательной части проекта (распределение
ролей, замер поэтапных результатов);
-
использование
исследовательских
методов:
определение
цели
работы,
выдвижение
гипотезы,
анализ
теоретических
источников
и
результатов, метод «мозговой атаки», защиты проектов и др [25, 49].
Рассматривая общедидактическую типологию проектов, педагог Е.С.
Полат определяет следующие типологические признаки: доминирующий в
проекте метод или вид деятельности, предметно-содержательную область,
характер координации проекта, характер контактов, количество участников
проекта и продолжительность проекта [9, 38].
11
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода
обозначают исследующие типы проектов: исследовательские, творческие,
ролево-игровые, информациионые, практико-ориентированные.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры
обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для
всех
участников,
обозначения
источников
информации,
продуманных
методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого
исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно-научному
исследованию или полностью совпадающую с ним.
Творческие
проекты
предполагают
соответствующее
оформление
результатов. Они не имеют детально проработанную структуру совместной
деятельности участников. Она только намечается и далее развивается,
подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам
участников
проекта.
Оформление
результатов
проекта
требует
четко
продуманной структуры в виде сценария, видеофильма, драматизации,
программы, праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома и т.д.
В ролево-игровых проектах структура также только намечается и
остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта,
особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи
или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения,
осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких
проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его
окончанию. Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом
деятельности является ролево-игровая.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-
либо
объекте,
явлении,
ознакомление
участников
проекта
с
этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой
аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры,
возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
12
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с
самого
начала
результат
деятельности
участников
проекта,
который
обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой
проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей
деятельности его участников с определением функций каждого из них,
четких
результатов
совместной
деятельности
и
участия
каждого
в
оформлении
конечного
продукта.
Здесь
особенно
важна
хорошая
организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений,
корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации
презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в
практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
По признаку предметно-содержательной области проекта выделяются
монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты проводятся в рамках одного учебного предмета. В курсе
иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной,
исторической
тематикой.
Разумеется,
работа
над
монопроектом
предусматривает применение знаний из других областей для решения той
или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно
филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный
проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким
обозначением не только целей и задач, но и тех знаний, умений, которые
ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее
планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации,
которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над
такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных
или групповых проектов во внеурочное время.
Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время. Это
могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также
достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие
решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех
13
участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной
координации
со
стороны
специалистов,
слаженной
работы
многих
творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания,
хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру координации это могут быть проекты с открытой (явной)
координацией и скрытой(неявной) координацией. В проектах со скрытой
(неявной) координацией координатор выступает как полноправный участник
проекта. В проектах с открытой явной координацией координатор проекта
участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя
работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы
проекта, деятельность отдельных его участников.
Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними
или региональными и международными. Внутренние проекты - это проекты,
организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету или
междисциплинарные или между школами, классами внутри региона, одной
страны. Участниками международного проекта являются представители
разных
стран.
Эти
проекты
представляют
исключительный
интерес,
поскольку
для
их
реализации
требуются
средства
информационных
технологий [10, 58].
По количеству участников проектов выделяются личностные (между
двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах),
парные (между парами участников), групповые (между группами) проекты.
По
продолжительности
проведения
проекты
могут
быть
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более
значимой), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (до
года).
В реальной практике чаше используются смешанные типы проектов, в
которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов,
одновременно практико-ориентированные исследовательские. Каждый тип
14
проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность,
количество участников.
Заключение
Метод
проектов является
новой
педагогической
технологией
обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной
классно- урочной системе. Необходимость применения метода проектов в
современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями
в
образовательной системе к более полноценному развитию личности
учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
Проектная методика находит все более широкое применение
при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее
характерными особенностями:
а) проектная методика направлена на реализацию личностного
потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где
имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как
при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные
с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;
б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной
компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе
иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется
при этом двояко. С
одной стороны, в проектной работе
соблюдается
взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого
создания конкретного продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж,
запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные
знания,
собственный
опыт
и
наиболее
полно
осознают
их
функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой
поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации.
С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в
15
активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная
потребность ученика
при
личностно-ориентированном
обучении
становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык
выступает в своей главной функции – формирования и формулирования
мыслей.
Рассмотрев проблемы применения метода проектов в обучении
иностранному языку и посредством изучения психолого- педагогической и
методической литературы по теме курсовой работы мы убедились, что метод
проектов является одной из актуальных технологий и может найти широкое
применение в практике обучения иностранному языку детей всех возрастов,
как в урочное так и во внеурочной системе работы.
16
Список литературы
1. Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранного
языка / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева. – Минск, 2006. – 146 с.
2. Белогрудова, В. Г. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях
проектного метода / В. Г. Белогрудова // Иностранные языки в школе. – 2008 г. -
- № 3. – с. 6 – 11
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе /
И.Л. Бим. – М. : Просвещение, 1998. – 441 с.
4. Борисова, Р. Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной
школе / Р. Г. Борисова // ИЯШ. – 2007. - - № 8. – с. 31 – 35
5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам :
пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ. 2005. – 165 с.
6. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и
методика : пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /
Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд. – М: Издательский центр «Академия»,
2006. – 230 с.
7. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.
И. Гез, И. В. Ляповицкий, А. А. Миролюбов. – М. : Высшая школа, 1992. –
170 с.
8. Душеина, Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т. В.
Душеина // Иностранные языки в школе. – 2003. - - № 5. – с. 38 – 41
17