Напоминание

Технологическая карта урока. Тема: Моделирование как метод познания. 9 класс Информатика


Автор: Эрзина Наталья Валерьевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ лицей №82 Петроградского р-на г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Технологическая карта урока. Тема: Моделирование как метод познания. 9 класс Информатика
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока 9 класс

Тема: Моделирование как метод познания.

Автор: Эрзина Наталья Валерьевна, учитель информатики, ГБОУ лицей №82 Петроградского р-на г. Санкт-Петербурга

Пояснительная записка.

На данном уроке применена технология:

Технология развития критического мышления.

Применение технологии развития критического мышления позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащихся в

процессе урока. Навыки проблемного обучения, развиваемые посредством приемов данных технологий, являются неотъемлемыми

характеристиками современного выпускника основной школы.

Цели и задачи урока

Формирование представления о моделях и процессе моделирования.

Формирование представления о разнообразии моделей.

Развитие умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Развитие умения оценивать свою деятельность.

Развитие умения увязывать учебное содержание со своим жизненным опытом, понимание значения информационного

моделирования как метода познания окружающей действительности.

Развитие умения использовать дополнительные источники информации, умение работы с ними.

Воспитание интереса к созданию информационных моделей, к изучению процессов моделирования.

Формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание

ситуации успеха.

Воспитание культуры общения в группе.

Учебные материалы

урока

Информатика и ИКТ, 9 класс, учебник Н.Д.Угринович, М.Бином лаборатория знаний, 2015

Техническое оснащение

Компьютер, Мультимедийное оборудование, презентация к уроку, раздаточный материал.

План-схема урока

1. Фаза вызова

2. Осмысление

3. Рефлексия

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредматные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные качества в

основных видах деятельности. Получат

возможность продолжать учиться: строить

схемы; высказывать собственное мнение,

суждения, применять полученные знания;

формулировать понятия; устанавливать

причинно-следственные связи, делать выводы,

Познавательные: Получать необходимую

информацию, аргументировать свою точку

зрения, и работать самостоятельно,

формировать умения сравнивать, обобщать

факты и понятия; строить схемы.

Коммуникативные: умение организовывать

сотрудничество и совместную деятельность с

Проявлять заинтересованность не только в

личном успехе, но и в решении проблемных

заданий всем коллективом; выражать

положительное отношение к процессу

познания; адекватно понимать причины

успешности/ не успешности учебной

деятельности. Воспитание чувства само- и

развивать умение выделять главное,

существенное.

учителем, другими учениками, планировать

цели и способы взаимодействия; обмениваться

мнениями. Развивать умение работать в

коллективе. Регулятивные: осознавать

неполноту знаний, проявлять интерес к новому

содержанию, выявлять трудность и находить

способы и пути решения проблемы; выполнять

сравнение по аналогии, соотносить результаты

своей деятельности, оценивать собственную

деятельность.

взаимоуважения; развитие сотрудничества при

работе; воспитание интереса к созданию

моделей и моделированию как методу

познания мира.

Организационная структура урока

Этап урока

Обучающие и

развивающие

компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Вызов

Мотивационная

подготовка

учащихся к

усвоению нового

материала

Учитель приветствует учеников озвучивает эпиграф

к уроку. Василий Осипович Ключевский говорил

«воображение на то и воображение, чтобы

дополнять действительность», как вы понимаете

данное высказывание?

Что есть действительность?

А вы никогда не задумывались о том – откуда

берутся знания о действительности? С помощью

чего человек совершает открытие?

Учитель рисует кластер на доске.

Учитель обращает внимание учащихся на кроссенс

Необходимо разгадать центральное слово, которое

отражает тему урока.» «Моделирование».

После озвучивания темы учитель задает вопрос к

учащимся – а что вы знаете о моделировании?

Учитель просит учеников ответить на несколько

вопросов. (метод верно - не верно) Ответы на

вопросы записать в таблицу.

Организация рабочих мест,

приветствие.

Ученики делают

предположения на основе

собственных знаний,

систематизирует, и

записывают их в кластер

Настраиваются на

продуктивную работу.

Формулировка темы урока с

помощью приема

технологии развития

критического мышления -

кроссенс.

Учащиеся рассуждают,

предлагают свои версии:

Общее слово-процесс

создания модели -

моделирование.

Ученики в раздаточном

материале ставят + или -

после каждого вопроса

Отвечают на вопросы,

Личностные:

сориентированы на

участие в обсуждении;

готовность

приобретать новые

знания и умения;

развивать критические

навыки.

Регулятивные:

прогнозирование своей

деятельности.

Познавательные:

самостоятельно

выделяют и

формулируют

познавательную цель.

Коммуникативные:

проявляют активность

во взаимодействии для

решения

коммуникативных и

познавательных задач,

ставят вопросы.

-Верно ли что воображаемая величина не может

быть сконструирована в виде модели?

- Верно ли, что на свете существует человек,

который знает все?

-Верно ли, что для реализации плана человек

сначала создает модель этого плана?

-Верно ли, что разговор по душам нельзя считать

моделью дальнейших действий?

- Верно ли, что в процессе создания модели человек

отталкивается от своих знаний об оригинале?

Тема урока – моделирование, а как можно

представить процесс моделирования?

На экране картинка глобуса

Я думаю, каждый из вас знает, чем объяснить такое

явление как смена дня и ночи?

Сейчас у нас день, потому что мы в данный момент

обращены к солнцу. Постепенно, удаляясь от

солнечного света, наступает вечер, затем ночь.

- Все вы видите глобус и фонарик. Но, проводя

эксперимент, мы представляем, что глобус – это

наша планета, а фонарик – солнце.

Это открытие – процесс смена дня и ночи - сделал

датский астроном Тихо Браге, живший в XVI веке.

Он 40 лет наблюдал звездное небо. На основе своих

наблюдений он создал таблицы движения всех

известных в то время планет, которые послужили

основой для открытия Кеплером и Ньютоном

законов движения планет.

Как мы уже выяснили, в процессе познания мира

человек широко использует метод наблюдения и

эксперимента.

А как вы считаете, любой оригинальный объект с

помощью метода наблюдения может быть изучен?

рассуждают о возможности

создания модели:

проявление уже имеющихся

знаний.

Отвечают на вопросы

сталкиваются с

затруднением

Учащиеся предлагают свои

версии - моделирование —

это процесс создания

модели, а почему иногда

нельзя исследовать

оригинал? Зачем человеку

нужны модели?

Личностные:

соблюдают

дисциплину на уроке,

уважительно относятся

к одноклассникам,

умеют слушать и

принимать мнение

другого.

Регулятивные:

выявляют трудность и

определяют способы и

пути решения

проблемы

2.Осмысление

Задания в

Часто возникает ситуация, когда исследования

Выполнение задания.

Личностные:

раздаточном

материале

могут стоить огромных денег, представлять угрозу

для жизни людей или объект изучения может быть

просто недоступен

Учитель предлагает выяснить необходимость в

создании таких моделей.

Для этого класс разбивается произвольно на три

группы и выбирают руководителей группы.

1 группа

(Динозавры)

Исследовать оригинал

невозможно

2 группа

(ядерный взрыв)

Исследовать оригинал

опасно

3 группа

(модель солнечной

системы)

Исследовать оригинал

сложно

Учитель рисует на доске кластер и предлагает

ученикам его заполнить

Учитель просит дополнить кластер и вводит

понятие модели

«Авторы разных учебников информатики

предлагают следующие определения: Модель - это

такой новый объект, создаваемый человеком,

который отражает существенные черты изучаемого

реального объекта и заменяет его во время

исследования.

Модель создается человеком в процессе познания

окружающего мира и отражает существенные с

точки зрения цели проводимого исследования

свойства и признаки изучаемого объекта, явления

или процесса (оригинала).»

Какие ключевые слова содержат эти два

определения?

Какое из этих определений по вашему мнению

точнее?

Предлагает сформулировать определение понятия

«моделирование» как процесс познания мира путем

создания модели.

Обсуждение в группах,

рисунок общей схемы на

доске:

Ученики дополняют кластер

Беседа, мозговой штурм,

Ответы на вопросы

Ученики, опираясь на записи

в кластере выясняют, что

моделирование — это

процесс познания мира

проявляют интерес к

новому учебному

материалу; выражают

положительное

отношение к процессу

познания.

Регулятивные:

работают с заданием,

раздаточным

материалом, строят

кластеры, выделяют

ориентиры действия в

новом учебном

материале, адекватно

воспринимают

предложения учителя,

товарищей по

исправлению

допущенных ошибок;

выделяют и осознают

то, что уже усвоено и

что еще нужно

усвоить.

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух,

отвечать на вопросы

учителя, с достаточной

полнотой

выражать свои мысли,

распределять роли в

группе и в парной

работе

Самостоятельная

работа

Учитель предлагает провести мини-исследование и

доказать несколько гипотез.

Гипотеза 1 Модели могут быть материальными и

нематериальными.

Как вы считаете, что такое материальная модель?

А нематериальная?

А есть ли среди моделей такие, которые являются

информационными? Давайте подберем примеры?

С помощью примеров выводит определение

«информационные модели –нематериальные

модели»

Гипотеза 2 Могут ли быть созданы из черт одного

оригинала различные модели?

Давайте подберем примеры?

С помощью примеров выводит определение «один

оригинал– много моделей»

Учащимся предлагается выполнить задание «Опрос

в форме тонких и толстых вопросов» Ученики

делятся на пары.

Учитель пишет на доске несколько репродуктивных

или проблемных вопросов по изученному

материалу, заранее выставив баллы сложности.

Ученики в паре выбирают себе вопрос и совместно

обсуждают его. Каждый из них готовит вопросы

(тонкий и толстый) для своего товарища, на

которые следует дать ответ. После чего они

обсуждают, какую оценку заработал каждый из них

или они вместе, и передают лист анализа

совместной деятельности учителю.

Вопросы по теме:

Что такое моделирование? (2б)

Какие классификации моделей вы знаете? 1(б)

Напишите несколько информационных моделей?

(2б)

Могут ли много моделей иметь черты одного

путем создания модели.

Учащиеся читают текст

параграфа и дополняют

кластер примерами моделей,

Учащиеся разбиваются на

пары

Ученики в паре выбирают

себе вопрос и совместно

обсуждают его. Каждый из

них готовит вопросы

(тонкий и толстый) для

своего товарища, на которые

следует дать ответ.

оригинала? 1(б)

Для чего человек создает модель? 2(б)

Критерии оценивания работы:

(по каждому критерию-1 б.)

1.

активно работал на уроке,

2- построил кластер,

3-ответил на вопросы и составил свои,

4-понял(осмыслил) новый материал,

5-достиг целей, поставленных вначале урока.

5 баллов: «5»

4 баллов: «4»

3-2 балла: «3»

Менее 2 баллов: «2»

После того, как мы с вами ответили на вопросы,

предлагаю вам небольшую самостоятельную работу

Учитель просит учеников разбиться на три группы

Учащиеся разбиваются произвольно на три группы

1 группа – полиграфисты (издатели) создают

рекламу

2 группа – писатели – пишут книгу (сюжет, какая

это книга?)

3 группа – читатели – почему стоит купить такую

книгу?

Создайте модель книги при заданных условиях.

Создайте рекламу своей книги, с точки зрения

выделенных существенных признаков.

Представление модели. (Полиграфисты, у вас книга

какая? (красивая), авторы (эмоциональная,

содержательная), читатели (удобная для чтения).

Учитель подводит итог:

Какая красивая у нас получилась модель.

Английский философ Фрэнсис Бэкон писал: «Книги

– это корабли мысли, странствующие по волнам

времени и бережно несущие свой драгоценный груз

от поколения к поколению»

Назовите книги, которые с вашей точки зрения

победили время?

Менялись эпохи, менялся материал и способ

После чего они обсуждают,

какую оценку заработал

каждый из них или они

вместе, и передают лист

анализа совместной

деятельности учителю.

изготовления книги, но неизменным оставалось ее

главное назначение – служить сохранению и

передаче человеческого опыта, знания, духовных

ценностей.

Книга, являясь моделью эмоций, сама становится

объектом и начинает жить самостоятельной

жизнью. То есть, она является и оригиналом, и

моделью одновременно.

3. Рефлексия

Обобщение

полученных на

уроке знаний.

Выставление

оценок из листов

самооценки.

В начале урока вы отвечали на вопросы – давайте

вернемся к ним.

Учитель озвучивает правильные ответы.

Обсуждает с учениками правильные ответы.

Итак, вы хорошо поработали и составили кластер

моделирования. Познакомились с важными

понятиями, которые я предлагаю вам закрепить,

выполнив домашнее задание.

Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы рассматривали и создавали

разные модели. Человек тоже может быть объектом

моделирования.

Дома выполните следующее задание.

Известно, что один и тот же объект может иметь

множество моделей. С помощью доступных вам

компьютерных средств создайте 2-3 разных

моделей… себя самого. Каждую модель оформите в

отдельном файле и дайте ей краткое описание по

плану:

1) с помощью какой компьютерной среды сделана?

2) какие ваши характерные признаки представляет?

3) укажите некоторые свойства именно этой

модели.

4) может ли она также служить моделью другого

объекта?

Задание называется «Я – супермодель!»

Спасибо за урок.

Подводят итоги по уроку,

вспоминают свое

затруднение «что такое

моделирование, почему

иногда нельзя исследовать

оригинал? Зачем человеку

нужны модели?» и

анализируют – найдены ли

ответы, достигнуты ли цели.

Регулятивные:

умение осуществлять

саморегуляцию.

Коммуникативные:

выражать свои мысли.

Личностные:

осознавать

уникальность

человеческой мысли,

проявлять интерес к

моделированию.



В раздел образования