Автор: Холодкова Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Бояркинская СОШ имени М. Е. Катукова
Населённый пункт: село Бояркино
Наименование материала: презентация к уроку
Тема: "Интегрированный урок литературы, географии, ОБЖ по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро".
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок литературы,
географии и ОБЖ по рассказу
В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Учитель русского
языка и литературы
Холодкова Н. Б.
Цели и задачи урока.
-развивать навык самостоятельной и внимательной работы с
текстом;
- выявить глубину изучения и осмысления прочитанного
произведения;
- учить умению работать с текстом и дополнительной
литературой;
- показать возможность использования литературного
произведения для реализации задач по формированию
предметных (география, ОБЖ) знаний и умений:
- раскрыть правила безопасного поведения в условиях
автономного существования в тайге с помощью изучения
произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;
- учить находить выход из трудной ситуации, воспитывать
готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.
Для анализа взят фрагмент рассказа
В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Задания
предназначены для
работы с учащимися 5
класса.
Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал,
пел, что на ум приходило.
Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть.
Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых
были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой
задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь
кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да,
лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим…
Васютка круто повернул назад. Шёл он быстро, внимательно
присматриваясь к каждому дереву, но знакомых зарубок не было.
— Ффу-ты, чёрт! Где же затеси? — Сердце у Васютки сжалось, на лбу
выступила испарина. — Всё этот глухарина! Понёсся, как леший,
теперь вот думай, куда идти, — заговорил Васютка вслух, чтобы
отогнать подступающий страх. — Ничего, сейчас посоображаю и найду
дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону
север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…
После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев
сделаны зарубки старые и на какой — новые. Но этого-то он и не
приметил. Затеси и затеси.
— Эх, дубина!
Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У
избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в
порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: —
Шагом арш! Эть, два!
Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику
казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал
он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё
обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял
направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…
В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук… — билось сердце. Потом напряжённый до предела слух
Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно
замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далёкого самолёта.
Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный
охотник — паук растянул над мёртвой птичкой паутину. Паука уже нет —
убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил.
Попалась в неё сытая, крупная муха-плевок и бьётся, бьётся, жужжит
слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде
беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он
заблудился!
Задания по умению находить
информацию.
1.Почему у Васютки «сжалось сердце и на лбу
выступила испарина»?
2. Какие приметы вспомнил Васютка?
3. Как вы объясните значение слов «зарубки»,
«затеси», «тенёта»?Обратитесь к толковому
словарю.
4. Найдите в тексте эпитеты, которыми описан
лес.
Затеси, зарубки.
Краеведение.
Тайга.
Задания на умение понимать и
интерпретировать информацию.
4.На берегах какой реки
происходят события в
рассказе?
5. Как вы думаете, где
находится Енисей и
почему Васютка так
надеялся выйти к нему?
Рассмотри карту и сделай
выводы. Может ли река
служить ориентиром ?
- Как называется рассказ? Есть ли
это озеро на карте? На нашей карте
можно его показать? Почему?
На районной карте появилось ещё одно голубое
пятнышко, с ноготь величиной, под словами:
«Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко
всего с булавочную головку, уже без названия.
На карте же нашей страны озеро это сумеет
найти разве сам Васютка.
Может, видели вы на физической карте в
низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный
ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот
где-то среди этих кляксочек и есть та, которую
именуют Васюткиным озером.
Фразы-приметы.
"Погасла звёздочка - значит, чья-то жизнь
оборвалась"
"Вызвездило - к холоду"
"Голая сторона у ели, значит, в ту сторону север,
а где ветвей больше - юг"
Пословицы:
"Мука - вперёд наука"
"Тайга, наша кормилица, хлипких не любит"
"Идёшь в лес - бери еду, бери спички"
6. С какой целью
автор нам рисует
картину мухи,
запутавшейся в
паутине?
Васютка- какой он?
- Смелый
- Находчивый
- Решительный
- Практичный
- Сообразительный
Задание на умение рефлексировать,
оценивать.
- Чему вы научились
у Васютки?
- Как, по-вашему,
должен поступить
человек,
оказавшийся в
подобной ситуации?
Домашнее задание.
Написать рассуждение, отвечая на данные
вопросы:
-Чему научил рассказ В.П.Астафьева?
- Что понравилось вам в Васютке? Чему
бы вы хотели у него научиться?