Напоминание

"Интегрированный урок литературы, географии, ОБЖ по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро".


Автор: Холодкова Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Бояркинская СОШ имени М. Е. Катукова
Населённый пункт: село Бояркино
Наименование материала: презентация к уроку
Тема: "Интегрированный урок литературы, географии, ОБЖ по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро".
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок литературы,

географии и ОБЖ по рассказу

В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Учитель русского

языка и литературы

Холодкова Н. Б.

Цели и задачи урока.

-развивать навык самостоятельной и внимательной работы с

текстом;

- выявить глубину изучения и осмысления прочитанного

произведения;

- учить умению работать с текстом и дополнительной

литературой;

- показать возможность использования литературного

произведения для реализации задач по формированию

предметных (география, ОБЖ) знаний и умений:

- раскрыть правила безопасного поведения в условиях

автономного существования в тайге с помощью изучения

произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;

- учить находить выход из трудной ситуации, воспитывать

готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.

Для анализа взят фрагмент рассказа

В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Задания

предназначены для

работы с учащимися 5

класса.

Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал,

пел, что на ум приходило.

Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть.

Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых

были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой

задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь

кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да,

лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим…

Васютка круто повернул назад. Шёл он быстро, внимательно

присматриваясь к каждому дереву, но знакомых зарубок не было.

— Ффу-ты, чёрт! Где же затеси? — Сердце у Васютки сжалось, на лбу

выступила испарина. — Всё этот глухарина! Понёсся, как леший,

теперь вот думай, куда идти, — заговорил Васютка вслух, чтобы

отогнать подступающий страх. — Ничего, сейчас посоображаю и найду

дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону

север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…

После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев

сделаны зарубки старые и на какой — новые. Но этого-то он и не

приметил. Затеси и затеси.

— Эх, дубина!

Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:

— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У

избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в

порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: —

Шагом арш! Эть, два!

Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику

казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал

он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё

обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял

направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…

В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук… — билось сердце. Потом напряжённый до предела слух

Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно

замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далёкого самолёта.

Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный

охотник — паук растянул над мёртвой птичкой паутину. Паука уже нет —

убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил.

Попалась в неё сытая, крупная муха-плевок и бьётся, бьётся, жужжит

слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде

беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он

заблудился!

Задания по умению находить

информацию.

1.Почему у Васютки «сжалось сердце и на лбу

выступила испарина»?

2. Какие приметы вспомнил Васютка?

3. Как вы объясните значение слов «зарубки»,

«затеси», «тенёта»?Обратитесь к толковому

словарю.

4. Найдите в тексте эпитеты, которыми описан

лес.

Затеси, зарубки.

Краеведение.

Тайга.

Задания на умение понимать и

интерпретировать информацию.

4.На берегах какой реки

происходят события в

рассказе?

5. Как вы думаете, где

находится Енисей и

почему Васютка так

надеялся выйти к нему?

Рассмотри карту и сделай

выводы. Может ли река

служить ориентиром ?

- Как называется рассказ? Есть ли

это озеро на карте? На нашей карте

можно его показать? Почему?

На районной карте появилось ещё одно голубое

пятнышко, с ноготь величиной, под словами:

«Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко

всего с булавочную головку, уже без названия.

На карте же нашей страны озеро это сумеет

найти разве сам Васютка.

Может, видели вы на физической карте в

низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный

ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот

где-то среди этих кляксочек и есть та, которую

именуют Васюткиным озером.

Фразы-приметы.

"Погасла звёздочка - значит, чья-то жизнь

оборвалась"

"Вызвездило - к холоду"

"Голая сторона у ели, значит, в ту сторону север,

а где ветвей больше - юг"

Пословицы:

"Мука - вперёд наука"

"Тайга, наша кормилица, хлипких не любит"

"Идёшь в лес - бери еду, бери спички"

6. С какой целью

автор нам рисует

картину мухи,

запутавшейся в

паутине?

Васютка- какой он?

- Смелый

- Находчивый

- Решительный

- Практичный

- Сообразительный

Задание на умение рефлексировать,

оценивать.

- Чему вы научились

у Васютки?

- Как, по-вашему,

должен поступить

человек,

оказавшийся в

подобной ситуации?

Домашнее задание.

Написать рассуждение, отвечая на данные

вопросы:

-Чему научил рассказ В.П.Астафьева?

- Что понравилось вам в Васютке? Чему

бы вы хотели у него научиться?



В раздел образования