Автор: Дмитриева Инна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Меловская ООШ"
Населённый пункт: с. Меловое, Ракитянского района, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексный анализ текста и его практическое применение"
Раздел: среднее образование
Комплексный анализ текста и его практическое применение.
Дмитриева Инна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Меловская
ООШ» Ракитянского района Белгородской области.
Тысячи учителей русского языка в школах нашей страны, обучая детей
правильному письму, произношению, построению предложений, умению выражать свои
мысли устно и на письме, трудятся не покладая рук, применяют разные технологии
обучения, инновационные формы ведения учебных занятий. Подбирают тексты из
классической литературы, патриотические; пронизанные любовью к малой и великой
Родине!
Но ничего не трогает наших детей. Их память забита тик-током, смайлами,
гигабайтами, всевозможными крафтами. Нонсенс?!
Как пробиться сквозь эту стену и приобщить наше подрастающее поколение к
прекрасному, вечному, нравственному? Как вернуть наших детей к любви ко всему
родному, русскому?
Когда-то мы, русский народ, были во главе огромной империи, куда входили
разные народы, которые были для нас братьями. Школьниками мы с воодушевлением
шили костюмы разных народов, пели их песни, танцевали их танцы. Строили, становясь
взрослыми, в разных братских республиках города, заводы, электростанции. Все было
просто и ясно! Все народы братских республик знали и говорили на великорм русском
языке.
Но сейчас все изменилось. Наши дети живут в другое время, когда новые
технологии заполнили их умы и отняли время для чтения хороших книг, просмотра
хороших фильмов, для общения и прогулок. Деревенские дети не знают названия
деревьев, трав и цветов, растущих повсюду, не знают, какие птицы поют для них в лесу,
какие животные там живут. Им не интересно!
Это катастрофа!
Эти дети на уроках биологии рисуют инфузорию – туфельку только для того,
чтобы получить оценку, да чтоб родители не ругали за «двойку». Все, задача выполнена!
А на столе, или под партой, ждет любимый смартфон, желательно последнего поколения!
Сложно, очень сложно научить сегодняшних детей правильно писать, красиво
излагать свои мысли, вежливо общаться. Но от этого задача учителя становится еще более
изысканной, разнообразной, интересной, насыщенной поиском новых тенденций в
преподавании русского языка в школе. Поиск инновационных технологий и расширение
психологических взаимосвязей с учащимися, несомненно, дадут хорошие результаты в
обучении детей русскому языку.
Наша задача в этой статье довольно конкретная. Как научить детей работать с
текстом как основой обучающего процесса, одновременно усваивая и грамматику, и
пунктуацию, и учась выражать свои мысли последовательно, выразительно, точно?
Это и есть интеллектуальное и речевое развитие учащихся, итогом которого
является практическое свободное пользование языком.
Как этого достичь?
Для этого нужно уметь:
- проводить элментарный лингвистический анализ языковых явлений;
- практически владеть родным языком, его словарем и грамматическим строем,
соблюдением языковых норм;
- уметь воспринимать чужую речеь и создавать собственные высказвания;
- уметь осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых
единиц.
Изучение состояния преподавания русского языка в школе, результатов
выполнения ОГЭ в новой форме за курс основной школы говорит о недостаточности
уровня сформированности речевых умений и навыков учащихся.
Что же делать учителю?
Находить новые формы и методы обучения детей, которые будут давать более
высокие результаты. Например:
- комплексная работа с текстом;
- тематические (речевые уроки);
- лингвистический анализ текста;
- “самодиктанты”
- лексические разминки;
- мини – сочинения - рассуждения;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- сравнение 2 – х текстов;
- игровые коммуникативные ситуации.
Кроме этого нужно использовать нестандартные формы учебных занятий таких
как:
- урок практикум;
- урок – исследование;
- урок – тест;
-урок – конкурс;
- урок – творческая мастерская;
- урок – зачет.
На таких уроках дети более внимательны, активно включаются в работу, у них
появляется живой интерес к предмету.
Но для того, чтобы подготовить такие уроки, учитель сам должен быть знаком со
всеми современными достижениями в своей области знаний. Это технологии проблемного
обучения, интегрированного, разноуровневого обучения, групповых, игровых,
информационных технологий.
Продолжая тему, необходимо отметить очень важный аспект: формирование
коммуникативной компетенции учащихся.
Что это такое? Как ее сформировать?
Это процесс длительный, работать надо начинать еще в младшей школе
постепенно усложняя задания. Если сказать простым и понятным языком, то это работа с
текстом.
Тексты подбираются учителем очень тщательно: они должны содержать как
дидактический материал, так и воспитательные цели. Прежде всего ученик должен
понимать текст, определять тему и основную мысль текста, а также уметь
сформулировать ее.
Когда учитель предложит изложить самостоятельно текст в тетради, учащийся
должен построить композицию письменного высказывания, обеспечивая
последовательность и связность изложения. Кроме того, он должен отобрать языковые
средства. Которые дали бы точность и выразительность речи, при этом сохранив
орфографию и пунктуацию первоисточника.
Приведем примерный план для анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста
2. Словарная работа
3. Тема текста
4. Идея текста
5. Тип текста
6. Стиль текста
7.Выразительные средства речи, их роль в тексте.
Углубляя тему работы с текстом, обратим ваше внимание на такой вид
исследовательской деятельности, как комплексная работа с текстом.
Подбирая тексты для этой работы, смотрим на орфографию, подходящую для
данной группы учащихся, а также на стиль и тип речи, лексику. Желательно брать
фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, А.И.Бунина,
К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, А.П.Чехова.
Чем полезен именно комплексный анализ текста?
Тем, что он предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка,
речевую интуицию, без этого невозможен процесс совершенствования культуры речи.
Именно через текст реализуются все цели обучения – коммуникативная, образовательная,
воспитательная.
Через текст – и только через текст – учащиеся усваивают знания, нравственные
ценности и духовную культуру своего народа, а так же эстетические позиции.
Совершенно ясно, что такая работа с текстом на уроках русского языка
способствует речевому развитию учащихся, формирует навыки общения, повышает
качество знаний.