Автор: Дегтяренко Нелли Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №199
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: География и внеурочная деятельность
Раздел: среднее образование
География и внеурочная деятельность
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом
учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно через
систему внеурочной деятельности по географии. Реализация
образовательных стандартов особое внимание уделяется внеурочной
занятости детей. При изучении географии есть возможность разнообразить
формы деятельности ребенка, как на уроке, так и во вне учебное время:
работа с картами, выполнение практических работ, составление таблиц,
ориентироваться на местности и т.д. Перед учителем стоит задача научить
детей работать со справочной литературой, сформировать проблему и найти
пути ее решения. Что дает возможность формировать и развивать
исследовательское мышление, навыки самостоятельной деятельности
учащихся, но при этом учитывать способности и возможности каждого
ученика исходя из уровня развития и способности в приобретении знаний.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения
внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с
окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с
международными и текущими событиями в стране. Учащихся интересуют
многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется
возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочных
занятий по географии – удовлетворить интересы школьников, помочь им
всесторонне познать многообразие и богатство родного края. Внеурочная
деятельность отличается от урочной целями, содержанием,
организационными формами и особенностями методики проведения.
Образовательные цели внеурочной деятельности – расширить
географический кругозор и углубить знания школьников в области
географической науки. Среди внеурочных форм особое значение в процессе
обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на
местности, на пришкольном участке, на территории прилегающих к школе
парков. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт, у них
формируется конкретно – образное, а затем и абстрактное мышление как
основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей,
закономерностей). Формы проведения внеурочной деятельности: научные
исследовательские географические общества, географические конференции,
географические вечера, экскурсии, предметные недели, экскурсионно-
туристическая работа. С развитием компьютерных технологий школьники
имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в
Интернет. Именно внеурочная деятельность способствует развитию
коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство
ответственности, умение свободно мыслить, создает условия для
сотрудничества. Для того чтобы школьник был всесторонне развитой и
творческой личностью необходима взаимосвязь урочной и внеурочной
деятельности в школе.