Автор: Плужникова Наталия Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 16"
Населённый пункт: город Мытищи
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: "Употребление действительных и страдательных причастий в речи"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 7 классе на тему «Употребление действительных и страдательных
причастий в речи»
Материальное оснащение: раздаточный материал, интерактивная доска, презентация,
учебник.
Этап урока
Цели и задачи
урока
Личностные
результаты
Метапредметные
результаты
Способы
достижения(ви
ды заданий и
упражнений)
Организационный
Создать условия
для
формирования
определять роль
причастий в
речи, повторение
пунктуационных
орфографических
правил и норм,
их оформление
при записи
Оценивают
собственную
учебную
деятельность;
выражают
положительное
отношению к
процессу
познания;
применяют
правила
делового
сотрудничества
Коммуникативные:
использовать
адекватные языковые
средства для
отображения в форме
речевых высказываний с
целью планирования,
контроля и самооценки
действия.
Регулятивные:
проектировать маршрут
преодоления
затруднений в обучении
через включение в
новые виды
деятельности и формы
сотрудничества.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
употребления
деепричастий в речи
Опрос учащихся
по заданному
материалу
Цифровой
диктант.
Изучение нового
учебного
материала
Исследователь
ская
деятельность
Закрепление
учебного
материала
Анализ
предложений с
грамматически
ми ошибками.
Анализ
текстов.
Задание на дом
Сочинение-
миниатюра
Здравствуйте ,дорогие ребята. Я рада всех вас снова видеть ! надеюсь, вы
готовы плодотворно работать, давайте проверим, все ли есть у нас для работы?
Учебник, тетрадь, ручка, карандаш или зеленая ручка и дневник? Тогда в путь!
1. И начнем мы с проверки домашней работы упр.423(2)
Я вас попрошу обменяться тетрадями и проверить друг у друга написанное . вы
можете зеленой ручкой аккуратненько оставить замечания. Даю вам 2-3 минуточки.
А теперь внимание! Проверьте !(Слайд 1) какой же вывод мы сделаем? ( в
действительных причастиях прошедшего времени пишется тот же суффикс, что и
передать
в
инфинитиве
объясните
пропущенные
орфограммы?
(запЕреть,
выстАвлять,
выздОрОветь)
молодцы, все справились с заданием!
Ну что ж , идем дальше. Ребята, а знаете ли вы таких героев как Матроскин,
почтальон Печкин, Чебурашка? Так вот . сегодня ,22 декабря, празднует свой День
рождения писатель Эдуард Успенский , СЛАЙД 2 автор и создатель детских книг,
любимых героев.
А теперь внимание на доску. Внимательно прочтите предложения и найдите ошибку
в употреблении причастия!
Слайд 3.
Крокодил Гена, играющийся с гармошкой.
(крокодил Гена, играющий на гармошке)
Слайд 4.
Шарик сделал портрет фотографированного зайчонка.
(Шарик сделал портрет сфотографированного зайчонка)
Почему? (законченное
действие, вид глагола) а также посмотрите, пожал, в учебник на стр. 171,найдите
заметку , прочитаем ее. Запомните это, ребята!
Слайд 4.
Кот Матроскин, увидящий бутерброд, посоветовал съесть его по-другому.
(кот матроскин, увидевший бутерброд, посоветовал съесть его по-другому.)
Молодцы!
Итак,
какие
причастия
нам
встретились?
(действительные
и
страдательные)
А давайте вспомним, что такое Д и что такое С причастие? Как образуются
причастия? ( с помощью суффиксов). Хорошо. Молодцы. Запишите число, классная
работа. Выполняем графический диктант. (на доске запиши ) Вам нужно выбрать
только букву, соответствующую верному ответу. В тетради расставьте цифры от 1
до 10
А) Д н.вр
Б) д ПР.вр
В) С н.вр.
Г) С пр.вр.
Борющийся а
Заклеенный г
Невидимый в
Зависевший б
Нарисованный г
Хранимый в
Пишущий а
Закрытый г
Слайд 5
Проверяем через проектор
0 ошибок - 5
1-2 ошибки – 4,
3-4 ошибки – 3,
5 и более – поставьте минус
Молодцы. Приустали? Физкультминутка. Стр. 55
Ребята, а как вы думаете, в какой речи чаще употребляются причастия? ( в устной
или в письменной?) а почему? А зачем нужны причастия? Украшают или нет? Чем
мы будем сегодня заниматься? Итак, сегодня на уроке мы постараемся с вами
определить ,как употребляются Д и С причастия в речи. Это и будет тема нашего
урока. Запишем.
Давайте попробуем провести исследование. для этого вы ненадолго должны себя
представить в роли ученого. Быть ученым очень ответственно. Но вы справитесь)
каждый ученый знает, что любое открытие строится на основе гипотезы. Что такое
гипотеза?
СЛАЙД
6
ГИПОТЕЗА, -ы; ж. [от
греч.
hypóthesis
-
предположение]. 1.Научное предположение, выдвигаемое для объяснения
каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путём.
(Большой толковый словарь).
Запишите в тетрадь слово ГИПОТЕЗА, выдвинуть гипотезу, подтвердить
гипотезу
Так вот. Вы и попробуете предположить, каким образом употребляются
причастия в речи!
Работа будет организована в группах. Сейчас я попрошу вас разделиться на группы.
Слушаем внимательно. У вас есть текст и к тексту даны задания: определи стиль и
тип речи, посчитай количество Д и С причастий и сделай вывод. Как будем
выполнять?
По
алгоритму:
прочитать
(организатор),
определим
тип
и
стиль ,посчитаем количество и сделаем вывод (для этого дополните предложения).
На это вам даю 5-7 минуточек.
Художественный- повествование
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у
оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые
листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами,
любуешься на деревья, приготовившиеся к долгой зимовке. (По И.
Соколову-Микитову) больше действительных причастий
Художественный -описание
Небо над тайгой было ясное. Листва, убитая морозом, текла с оголённых
веток при дуновении ветра. Листок, сорванный ветром, вертевшийся в
воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком устремлялись за ним.
Дорога в тайгу пестрела, будто устланная ситцем.(страд)
Научный
Уравнение - это два выражения, соединенные знаком равенства; в эти выражения
входят одна или несколько переменных, называемых неизвестными.
Треугольник — это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками.
Дробь - число, состоящее из долей единицы, нецелое число (страдательные)
Деловой
Я, Иванова Татьяна Петровна, проживающая по адресу г. Москва, ул. Бакулева,
д.3,кВ,15, сообщаю, что в нашем доме, построенном в 1999 году, необходимо
произвести ремонт.
Молочный кисель
В кипящее молоко влить картофельный крахмал , разведённый в холодном
молоке или прокипячённой и охлаждённой воде . Подавать кисель
охлаждённым. (страдательные причастия)
Проверяем!
1 группа
Повествование (художественный)
Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – художественный(тип речи –
повествование). Мы увидели 6 действительных причастий и 1 страдательное, что
позволяет нам сделать вывод о том, что для текста типа художественное
повествование характерно употребление в большей степени действительных
причастий в прошедшем и настоящем времени.
2 группа
Художественный (описание)
Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – художественный(тип речи –
описание). Мы увидели 4 страдательных причастия и 1 действительное, что
позволяет нам сделать вывод о том, что для текста типа художественное описание
характерно употребление в большей степени страдательных
причастий в
прошедшем времени
3 группа
Научный стиль
Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – научный .Мы увидели 3
страдательных причастия и 1 действительное, что позволяет нам сделать вывод о
том, что для текста научного стиля характерно употребление в большей степени
страдательных причастий в прошедшем времени
4 группа
Деловой стиль
Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – деловой .Мы увидели 5
страдательных причастия и 2 действительное, что позволяет нам сделать вывод о
том, что для текста делового стиля характерно употребление в большей степени
страдательных причастий в прошедшем времени
Молодцы! А как вы думаете, где нам может это пригодиться? При создании
собственных текстов!
А теперь самое интересное!
Вы можете себя по праву считать юными учеными, а вот представляете ли вы себя
писателями? давайте узнаем! Вспомним самое начало урока. У кого сегодня День
рождения? верно
Перед вами чистые листочки. Вы сейчас на уроке попробуете составить собственный
текст, используя в нем как можно больше причастий.
На выбор представлены различные способы выполнения данного задания.
Слайд 7.
1. сочинение-миниатюра на тему : «Что мне нравится в книгах, написанных
Эдуардом Успенским?»
2. «Мой любимый герой, созданный Э.Успенским»
Или же составить предложения к данным темам, также используя причастия.
Пожалуйста, возьмите листочки и приступайте! Желаю успехов!
7 минут. Проверяем. Или пойдет на дом.
Итог урока.
Оцените ваше настроение, используя смайлик (веселый или грустный)
Что было трудным для вас? А что легким?
Домашнее задание: переписать в тетрадь сочинение или предложение.
Всем спасибо!
Черновик для творческого задания
Фамилия,Имя
1 группа.
Ответственный в группе:____________________________________________
Внимательно прочтите текст. Определите стиль и тип речи. Посчитайте количество
причастий. Сделайте вывод и запишите свой результат в предложения, указанные
ниже.
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую
листву, и у оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат
опавшие желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве,
шуршащей под ногами, любуешься на деревья, приготовившиеся к
долгой зимовке. (По И. Соколову-Микитову)
Заполни пропуски:
Проанализировав
текст,
мы
выяснили,
что
стиль
речи
–
__________________________(тип
речи
–__________________________).
Мы
увидели
(запиши
цифрой)
_______
действительных
причастий
и
_____________страдательное, что позволяет нам сделать вывод : для текста
__________________________ стиля характерно употребление в большей степени
___________________причастий в прошедшем и настоящем времени.
2 группа .Ответственный в группе:__________________________________
Небо над тайгой было ясное. Листва, убитая морозом, текла с
оголённых веток при дуновении ветра. Листок, сорванный ветром,
вертевшийся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком
устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела, будто устланная
ситцем.
Проанализировав
текст,
мы
выяснили,
что
стиль
речи
–
__________________________(тип
речи
–__________________________).
Мы
увидели
(запиши
цифрой)
_______
действительное
причастий
и
_____________страдательных, что позволяет нам сделать вывод : для текста
__________________________ стиля характерно употребление в большей степени
___________________причастий в прошедшем и настоящем времени.
3 группа .Ответственный в группе:__________________________________
Уравнение - это два выражения, соединенные знаком равенства; в
эти выражения входят одна или несколько переменных, называемых
неизвестными.
Треугольник — это геометрическая фигура, образованная тремя
отрезками.
Дробь - число, состоящее из долей единицы, нецелое число
Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – ________________, тип -
_______________________. Мы увидели (запиши цифрой) _______ действительное
причастий и _____________страдательных, что позволяет нам сделать вывод : для
текста __________________________ стиля характерно употребление в большей
степени ___________________причастий в прошедшем и настоящем времени.
4 группа .Ответственный в группе:__________________________________
1. Я, Иванова Татьяна Петровна, проживающая по адресу г.
Москва, ул. Бакулева, д.3,кВ,15, сообщаю, что в нашем доме,
построенном в 1999 году, необходимо произвести ремонт.
2. Молочный кисель
В кипящее молоко влить картофельный крахмал, разведённый в
холодном молоке или прокипячённой и охлаждённой воде . Подавать
кисель охлаждённым.
Проанализировав
текст,
мы
выяснили,
что
стиль
речи
–
__________________________.
Мы
увидели
(запиши
цифрой)
_______
действительных причастий и _____________страдательных, что позволяет нам
сделать вывод : для текста __________________________ стиля
характерно
употребление в большей степени ___________________причастий в прошедшем и
настоящем времени.