Напоминание

"Употребление действительных и страдательных причастий в речи"


Автор: Плужникова Наталия Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 16"
Населённый пункт: город Мытищи
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: "Употребление действительных и страдательных причастий в речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 7 классе на тему «Употребление действительных и страдательных

причастий в речи»

Материальное оснащение: раздаточный материал, интерактивная доска, презентация,

учебник.

Этап урока

Цели и задачи

урока

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Способы

достижения(ви

ды заданий и

упражнений)

Организационный

Создать условия

для

формирования

определять роль

причастий в

речи, повторение

пунктуационных

орфографических

правил и норм,

их оформление

при записи

Оценивают

собственную

учебную

деятельность;

выражают

положительное

отношению к

процессу

познания;

применяют

правила

делового

сотрудничества

Коммуникативные:

использовать

адекватные языковые

средства для

отображения в форме

речевых высказываний с

целью планирования,

контроля и самооценки

действия.

Регулятивные:

проектировать маршрут

преодоления

затруднений в обучении

через включение в

новые виды

деятельности и формы

сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые

явления, процессы,

связи и отношения,

выявляемые в ходе

исследования

употребления

деепричастий в речи

Опрос учащихся

по заданному

материалу

Цифровой

диктант.

Изучение нового

учебного

материала

Исследователь

ская

деятельность

Закрепление

учебного

материала

Анализ

предложений с

грамматически

ми ошибками.

Анализ

текстов.

Задание на дом

Сочинение-

миниатюра

Здравствуйте ,дорогие ребята. Я рада всех вас снова видеть ! надеюсь, вы

готовы плодотворно работать, давайте проверим, все ли есть у нас для работы?

Учебник, тетрадь, ручка, карандаш или зеленая ручка и дневник? Тогда в путь!

1. И начнем мы с проверки домашней работы упр.423(2)

Я вас попрошу обменяться тетрадями и проверить друг у друга написанное . вы

можете зеленой ручкой аккуратненько оставить замечания. Даю вам 2-3 минуточки.

А теперь внимание! Проверьте !(Слайд 1) какой же вывод мы сделаем? ( в

действительных причастиях прошедшего времени пишется тот же суффикс, что и

передать

в

инфинитиве

объясните

пропущенные

орфограммы?

(запЕреть,

выстАвлять,

выздОрОветь)

молодцы, все справились с заданием!

Ну что ж , идем дальше. Ребята, а знаете ли вы таких героев как Матроскин,

почтальон Печкин, Чебурашка? Так вот . сегодня ,22 декабря, празднует свой День

рождения писатель Эдуард Успенский , СЛАЙД 2 автор и создатель детских книг,

любимых героев.

А теперь внимание на доску. Внимательно прочтите предложения и найдите ошибку

в употреблении причастия!

Слайд 3.

Крокодил Гена, играющийся с гармошкой.

(крокодил Гена, играющий на гармошке)

Слайд 4.

Шарик сделал портрет фотографированного зайчонка.

(Шарик сделал портрет сфотографированного зайчонка)

Почему? (законченное

действие, вид глагола) а также посмотрите, пожал, в учебник на стр. 171,найдите

заметку , прочитаем ее. Запомните это, ребята!

Слайд 4.

Кот Матроскин, увидящий бутерброд, посоветовал съесть его по-другому.

(кот матроскин, увидевший бутерброд, посоветовал съесть его по-другому.)

Молодцы!

Итак,

какие

причастия

нам

встретились?

(действительные

и

страдательные)

А давайте вспомним, что такое Д и что такое С причастие? Как образуются

причастия? ( с помощью суффиксов). Хорошо. Молодцы. Запишите число, классная

работа. Выполняем графический диктант. (на доске запиши ) Вам нужно выбрать

только букву, соответствующую верному ответу. В тетради расставьте цифры от 1

до 10

А) Д н.вр

Б) д ПР.вр

В) С н.вр.

Г) С пр.вр.

Борющийся а

Заклеенный г

Невидимый в

Зависевший б

Нарисованный г

Хранимый в

Пишущий а

Закрытый г

Слайд 5

Проверяем через проектор

0 ошибок - 5

1-2 ошибки – 4,

3-4 ошибки – 3,

5 и более – поставьте минус

Молодцы. Приустали? Физкультминутка. Стр. 55

Ребята, а как вы думаете, в какой речи чаще употребляются причастия? ( в устной

или в письменной?) а почему? А зачем нужны причастия? Украшают или нет? Чем

мы будем сегодня заниматься? Итак, сегодня на уроке мы постараемся с вами

определить ,как употребляются Д и С причастия в речи. Это и будет тема нашего

урока. Запишем.

Давайте попробуем провести исследование. для этого вы ненадолго должны себя

представить в роли ученого. Быть ученым очень ответственно. Но вы справитесь)

каждый ученый знает, что любое открытие строится на основе гипотезы. Что такое

гипотеза?

СЛАЙД

6

ГИПОТЕЗА, -ы; ж. [от

греч.

hypóthesis

-

предположение]. 1.Научное предположение, выдвигаемое для объяснения

каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путём.

(Большой толковый словарь).

Запишите в тетрадь слово ГИПОТЕЗА, выдвинуть гипотезу, подтвердить

гипотезу

Так вот. Вы и попробуете предположить, каким образом употребляются

причастия в речи!

Работа будет организована в группах. Сейчас я попрошу вас разделиться на группы.

Слушаем внимательно. У вас есть текст и к тексту даны задания: определи стиль и

тип речи, посчитай количество Д и С причастий и сделай вывод. Как будем

выполнять?

По

алгоритму:

прочитать

(организатор),

определим

тип

и

стиль ,посчитаем количество и сделаем вывод (для этого дополните предложения).

На это вам даю 5-7 минуточек.

Художественный- повествование

Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у

оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые

листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами,

любуешься на деревья, приготовившиеся к долгой зимовке. (По И.

Соколову-Микитову) больше действительных причастий

Художественный -описание

Небо над тайгой было ясное. Листва, убитая морозом, текла с оголённых

веток при дуновении ветра. Листок, сорванный ветром, вертевшийся в

воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком устремлялись за ним.

Дорога в тайгу пестрела, будто устланная ситцем.(страд)

Научный

Уравнение - это два выражения, соединенные знаком равенства; в эти выражения

входят одна или несколько переменных, называемых неизвестными.

Треугольник — это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками.

Дробь - число, состоящее из долей единицы, нецелое число (страдательные)

Деловой

Я, Иванова Татьяна Петровна, проживающая по адресу г. Москва, ул. Бакулева,

д.3,кВ,15, сообщаю, что в нашем доме, построенном в 1999 году, необходимо

произвести ремонт.

Молочный кисель

В кипящее молоко влить картофельный крахмал , разведённый в холодном

молоке или прокипячённой и охлаждённой воде . Подавать кисель

охлаждённым. (страдательные причастия)

Проверяем!

1 группа

Повествование (художественный)

Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – художественный(тип речи –

повествование). Мы увидели 6 действительных причастий и 1 страдательное, что

позволяет нам сделать вывод о том, что для текста типа художественное

повествование характерно употребление в большей степени действительных

причастий в прошедшем и настоящем времени.

2 группа

Художественный (описание)

Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – художественный(тип речи –

описание). Мы увидели 4 страдательных причастия и 1 действительное, что

позволяет нам сделать вывод о том, что для текста типа художественное описание

характерно употребление в большей степени страдательных

причастий в

прошедшем времени

3 группа

Научный стиль

Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – научный .Мы увидели 3

страдательных причастия и 1 действительное, что позволяет нам сделать вывод о

том, что для текста научного стиля характерно употребление в большей степени

страдательных причастий в прошедшем времени

4 группа

Деловой стиль

Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – деловой .Мы увидели 5

страдательных причастия и 2 действительное, что позволяет нам сделать вывод о

том, что для текста делового стиля характерно употребление в большей степени

страдательных причастий в прошедшем времени

Молодцы! А как вы думаете, где нам может это пригодиться? При создании

собственных текстов!

А теперь самое интересное!

Вы можете себя по праву считать юными учеными, а вот представляете ли вы себя

писателями? давайте узнаем! Вспомним самое начало урока. У кого сегодня День

рождения? верно

Перед вами чистые листочки. Вы сейчас на уроке попробуете составить собственный

текст, используя в нем как можно больше причастий.

На выбор представлены различные способы выполнения данного задания.

Слайд 7.

1. сочинение-миниатюра на тему : «Что мне нравится в книгах, написанных

Эдуардом Успенским?»

2. «Мой любимый герой, созданный Э.Успенским»

Или же составить предложения к данным темам, также используя причастия.

Пожалуйста, возьмите листочки и приступайте! Желаю успехов!

7 минут. Проверяем. Или пойдет на дом.

Итог урока.

Оцените ваше настроение, используя смайлик (веселый или грустный)

Что было трудным для вас? А что легким?

Домашнее задание: переписать в тетрадь сочинение или предложение.

Всем спасибо!

Черновик для творческого задания

Фамилия,Имя

1 группа.

Ответственный в группе:____________________________________________

Внимательно прочтите текст. Определите стиль и тип речи. Посчитайте количество

причастий. Сделайте вывод и запишите свой результат в предложения, указанные

ниже.

Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую

листву, и у оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат

опавшие желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве,

шуршащей под ногами, любуешься на деревья, приготовившиеся к

долгой зимовке. (По И. Соколову-Микитову)

Заполни пропуски:

Проанализировав

текст,

мы

выяснили,

что

стиль

речи

__________________________(тип

речи

–__________________________).

Мы

увидели

(запиши

цифрой)

_______

действительных

причастий

и

_____________страдательное, что позволяет нам сделать вывод : для текста

__________________________ стиля характерно употребление в большей степени

___________________причастий в прошедшем и настоящем времени.

2 группа .Ответственный в группе:__________________________________

Небо над тайгой было ясное. Листва, убитая морозом, текла с

оголённых веток при дуновении ветра. Листок, сорванный ветром,

вертевшийся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком

устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела, будто устланная

ситцем.

Проанализировав

текст,

мы

выяснили,

что

стиль

речи

__________________________(тип

речи

–__________________________).

Мы

увидели

(запиши

цифрой)

_______

действительное

причастий

и

_____________страдательных, что позволяет нам сделать вывод : для текста

__________________________ стиля характерно употребление в большей степени

___________________причастий в прошедшем и настоящем времени.

3 группа .Ответственный в группе:__________________________________

Уравнение - это два выражения, соединенные знаком равенства; в

эти выражения входят одна или несколько переменных, называемых

неизвестными.

Треугольник — это геометрическая фигура, образованная тремя

отрезками.

Дробь - число, состоящее из долей единицы, нецелое число

Проанализировав текст, мы выяснили, что стиль речи – ________________, тип -

_______________________. Мы увидели (запиши цифрой) _______ действительное

причастий и _____________страдательных, что позволяет нам сделать вывод : для

текста __________________________ стиля характерно употребление в большей

степени ___________________причастий в прошедшем и настоящем времени.

4 группа .Ответственный в группе:__________________________________

1. Я, Иванова Татьяна Петровна, проживающая по адресу г.

Москва, ул. Бакулева, д.3,кВ,15, сообщаю, что в нашем доме,

построенном в 1999 году, необходимо произвести ремонт.

2. Молочный кисель

В кипящее молоко влить картофельный крахмал, разведённый в

холодном молоке или прокипячённой и охлаждённой воде . Подавать

кисель охлаждённым.

Проанализировав

текст,

мы

выяснили,

что

стиль

речи

__________________________.

Мы

увидели

(запиши

цифрой)

_______

действительных причастий и _____________страдательных, что позволяет нам

сделать вывод : для текста __________________________ стиля

характерно

употребление в большей степени ___________________причастий в прошедшем и

настоящем времени.



В раздел образования